Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:54, дипломная работа
Цель работы – исследование учета и аудита издержек обращения на примере торговой организации ООО «Микбор».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения;
2. Провести обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования;
Введение………………………………………………………………………...
1 Издержки обращения как объекты бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного контроля……………………………………………………..
1.1 Сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения…………………………………………………………...
1.2 Обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования…………………………………………………………………...
1.3 Нормативные правовые документы и методические аспекты учета и контроля издержек обращения………………………………………………..
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации и их влияние на положения учетной политики……………….
2 Учет издержек обращения…………………………………………………..
2.1 Документальное оформление издержек обращения…………………….
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения…………...
2.3 Методика составления расчета и списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
2.4 Раскрытие информации об издержках в бухгалтерской отчетности и учетной политике организации……………………………………………….
2.5 Особенности признания и отражения издержек обращения в налоговом учете и направления совершенствования бухгалтерского учета издержек обращения…………………………………………………………...
3 Аудит издержек обращения…………………………………………………
3.1 Планирование и организация аудита издержек обращения………….. ..
3.2 Проверка правильности и своевременности документального оформления издержек обращения…………………………………………….
3.3 Проверка расчета и обоснованности списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
3.4 Проверка записей в регистрах синтетического и аналитического учета издержек обращения…………………………………………………………...
3.5 Проверка обоснованности включения расходов в состав издержек обращения в целях налогового учета…………………………………………
3.6 Документальное оформление материалов аудита издержек обращения……………………………………………………………………...
3.7 Направления совершенствования организации и методики проверки издержек обращения…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
Рациональнее всего организациям торговли производить деление расходов пропорционально доле выручки от каждого вида деятельности в общем объеме выручки. Выбранный метод должен быть зафиксирован в приказе по учетной политике.
На втором этапе расходы, которые относятся к налогооблагаемой прибыли, нужно разделить на расходы, которые относятся к реализации и внереализационные расходы.
Учет на третьем этапе зависит от выбранной учетной политики для целей налогообложения: по отгрузке или по оплате.
Учетной политикой ООО «Микбор» установлен порядок определения доходов и расходов по отгрузке, следовательно, на третьем этапе расходы, связанные с реализацией, нужно разделить на прямые и косвенные.
к прямым расходам в ООО «Микбор» относятся покупная стоимость товара и расходы по его доставке. Остальные расходы являются косвенными и могут быть в полном объеме списаны на расходы отчетного (налогового) периода.
Прямые расходы лишь частично могут уменьшать налогооблагаемую прибыль за этот период. Не будет уменьшать доходы от реализации в налоговом учете часть прямых расходов, которая относится к товарам на складе. Указанная часть прямых расходов определяется в следующем порядке.
Сначала определяется величина среднего процента:
Средний процент = (Прямые расходы на начало месяца + прямые расходы за текущий месяц (по данным налогового учета)) : (Стоимость остатка товаров на начало месяца + стоимость товаров, реализованных в текущем месяце (по данным налогового учета))
Затем можно определить величину прямых расходов, которые не будут уменьшать налогооблагаемую базу текущего периода (она равна прямым расходам, которые относятся к остатку товара):
Прямые расходы, которые относятся к остатку товара = Средний процент * Стоимость остатка товара на конец периода (по данным налогового Учета)
Рассмотрим на примере ООО «Микбор». На начало марта 2010 года у ООО «Микбор» товаров на складе не было. Организацией 3 марта были закуплены товары, стоимость которых в соответствии с договором поставки составляет 10 020 000 руб. В этот же день ООО «Микбор» перечислил 100 000 руб. за доставку товара. Часть товаров была реализована 23 марта, их покупная стоимость составила 10 000 000 руб. На конец марта на складе остались товары, их покупная стоимость составляет 200 000 руб. Расходы по заработной плате (вместе со страховыми отчислениями) в марте составили 3 000 000 руб. Затраты по аренде офисных и складских помещений составили 1 200 000 руб. В налоговом учете за март по амортизируемому имуществу начислена амортизация в размере 100 000 руб.
Распределим расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров, на прямые и косвенные.
К прямым относятся только расходы на доставку (покупная стоимость товара относится к прямым расходам, но учитывается в особом порядке), т.е. прямые расходы за март составляют 100 000 руб. Все остальные расходы относятся к косвенным. Их величина составила: 4 300 000 руб. (3 000 000 + 1 200 000 + 100 000).
Определим размер прямых расходов, которые относятся к остатку товара на складе:
1. Средний процент = 100 000 / 10 020 000 = 0,01 (т.е. 1%).
2. Прямые расходы, которые относятся к остатку товара = 0,01 * 200 000 = 2 000 руб.
3. Прямые расходы текущего периода = (100 000 – 2 000) + 10 000 000 (покупная стоимость реализованных товаров) = 10 098 000 руб.
Таким образом, в январе налогооблагаемый доход может быть уменьшен на 10 098 000 руб.
Подводя итог сказанному, отметим, что фактически в налоговом учете ООО «Микбор» подлежат распределению между остатками товаров на складе и реализованными товарами только расходы на транспортировку, если такие затраты не относятся к покупной стоимости товара. Если согласно условиям контракта стоимость доставки товаров включена в договорную стоимость товара, прямые расходы не требуют распределения, а покупная стоимость товара уменьшает доходы от реализации в порядке, установленном в приказе по учетной политике для целей налогообложения.
В целях совершенствования учета предлагается также на предприятии ООО «Микбор» установить «1С: Предприятие 8. Управление торговлей».
«1С:Управление торговлей 8» – это современный инструмент повышения эффективности бизнеса торгового предприятия.
Прикладное решение позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечивая тем самым эффективное управление современным торговым предприятием.
Прикладное решение автоматизирует следующие направления хозяйственной деятельности:
– управление отношениями с клиентами;
– управление продажами (включая оптовую, розничную и комиссионную торговлю);
– управление закупками;
– анализ цен и управление ценовой политикой;
– управление складскими запасами;
– управление денежными средствами;
– учет коммерческих затрат;
– учет НДС;
– мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности.
В информационной базе прикладного решения регистрируются как уже совершенные, так и еще только планируемые хозяйственные операции. «1С:Управление торговлей 8» автоматизирует оформление практически всех первичных документов торгового и складского учета, а также документов движения денежных средств.
Дополнительные сервисные возможности включают веб-приложения «Удаленный склад» и «Управление заказами».
Прикладное решение рассчитано на любые виды торговых операций. Реализованы функции учета от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных аналитических отчетов.
Решение позволяет вести управленческий учет по торговому предприятию в целом. Для предприятия холдинговой структуры документы могут оформляться от имени нескольких организаций, входящих в холдинг.
«1С: Управление торговлей 8» – это готовое прикладное решение, в основе которого лежит мощная технологическая платформа нового поколения «1С:Предприятие 8». В комплект поставки программного продукта, помимо платформы, входит конфигурация «Управление торговлей».
«1С:Управление торговлей 8» обеспечивает автоматический подбор данных, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и передачу этих данных в «1С:Бухгалтерию 8». Кроме того, предусмотрена передача данных в бухгалтерские конфигурации системы программ «1С:Предприятие 7.7».
Предусмотрен перенос данных из информационной базы прикладного решения «1С: Торговля и склад 7.7».
Преимущества по сравнению с решением «1С:Торговля и склад 7.7».
После перехода на «1С:Управление торговлей 8» пользователь получит не только более мощное решение для учета торговых операций, но также и необходимые средства для повышения эффективности управления предприятием на современном уровне.
Реализованы новые возможности, повышающие эффективность использования ресурсов торгового предприятия:
– планирование продаж, закупок, денежных платежей;
– оптимизация запаса на предприятии с учетом ожидаемых товаров от поставщика;
– контроль соблюдения планов, доступности денежных средств, дисциплины поставок и платежей;
– анализ эффективности работы менеджеров;
– автоматическое формирование "рапорта руководителю";
– гибкая схема ценообразования, включая возможности по предоставлению разнообразных скидок с целью удержания покупателей;
– мощная система отчетов, позволяющая получать все необходимые данные с нужными, настраиваемыми пользователем, группировками и фильтрацией.
В прикладном решении «Управление торговлей» реализованы современные методы управления взаимоотношения с клиентами (CRM), обеспечивающие высокую скорость и качество работы менеджеров в сочетании с индивидуальным подходом к каждому клиенту:
– календарь пользователя;
– рабочее место менеджера;
– регистрация событий с клиентом и хранение историй взаимоотношений;
– система напоминаний;
– встроенная электронная почта;
– АВС-анализ и классификация клиентов по стадиям взаимоотношений;
– проведение различных маркетинговых акций для привлечения клиентов;
– проведение опросов клиентов.
Современная платформа «1С:Предприятие 8» существенно расширяет возможности масштабирования и работы в распределенной информационной базе, в том числе через Интернет, что будет востребовано крупными предприятиями с территориально разнесенными подразделениями.
Современный эргономичный интерфейс прикладного решения делает доступными сервисные возможности платформы «1С:Предприятия 8». Следовательно, внедрение данного программного продукта позволит повысить эффективность не только учета издержек обращения, но и всего бухгалтерского учета в ООО «Микбор».
Для совершенствования действующей методики учета издержек на ООО «Микбор» обращения мной предлагается:
1. Необоснованным является отнесение на издержки обращения обязательных налоговых платежей торгового предприятия, таких как экологический налог, а также отчисления в инновационный фонд. Это противоречит представлению об издержках обращения как единой экономической категории. Подобные местные сборы нецелесообразно объединять с затратами торгового предприятия по продвижению товаров от поставщика к потребителю. Логичнее было бы относить их на финансовый результат деятельности торгового предприятия.
2. В плане совершенствования учета издержек обращения заслуживают внимания предложения экономиста Ю.С. Осадчего, по мнению которого «принятая методология отражения в учете издержек обращения на остаток товаров не оправдана. Трудовые и финансовые затраты на проведение расчетов и отражение их результатов в учете и отчетности не окупаются ценностью полученной информации, это усложняет автоматизацию учетного процесса. Как показала практика, издержки обращения на остаток товаров не оказывают влияния на финансовый результат». Поэтому Ю.И. Осадчий предлагает отменить учет издержек обращения на остаток товаров (Ю.И. Осадчий «Совершенствование учета, текущего и последующего контроля в торговле»).
В заключение раздела можно сделать вывод, что синтетический учет издержек обращения ведется в ООО «Микбор» на счете 44 «Расходы на реализацию», предназначенного для обобщения информации об издержках обращения торговых предприятий. Аналитический учет издержек обращения в ООО «Микбор» ведется по видам и каждой статье расходов. В бухгалтерском балансе товары учитываются по себестоимости, справочно показываются по продажным ценам. Оценка по себестоимости рассчитывается в результате использования 3-х статей баланса: товары (счет 41); торговая скидка на остаток товаров (счет 42); издержки обращения на остаток товаров (счет 44). ООО «Микбор» при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год заполняет бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку. В целях совершенствования учета предлагается также на предприятии ООО «Микбор» установить «1С: Предприятие 8. Управление торговлей».
3 Аудит издержек обращения
3.1 Планирование и организация аудита издержек обращения
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия. Для таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами. Внутренний аудит – это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности.
Для инициации аудиторской проверки руководитель организации издает приказ.
Для проведения аудита между аудиторской организацией и ООО «Микбор» заключен Договор на оказание аудиторских услуг, протокол согласования договорной цены.
Планирование аудиторской деятельности регулируется Правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81 (в редакции постановления от 24.03.2008).
Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планируя порядок проведения аудита, следует руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности, непрерывности, оптимальности.
После предварительного планирования аудиторской проверки аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, который должен содержать предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки.
Вместе с тем содержание общего плана аудита может меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана аудиторской проверки рекомендуется основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.