Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:54, дипломная работа
Цель работы – исследование учета и аудита издержек обращения на примере торговой организации ООО «Микбор».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения;
2. Провести обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования;
Введение………………………………………………………………………...
1 Издержки обращения как объекты бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного контроля……………………………………………………..
1.1 Сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения…………………………………………………………...
1.2 Обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования…………………………………………………………………...
1.3 Нормативные правовые документы и методические аспекты учета и контроля издержек обращения………………………………………………..
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации и их влияние на положения учетной политики……………….
2 Учет издержек обращения…………………………………………………..
2.1 Документальное оформление издержек обращения…………………….
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения…………...
2.3 Методика составления расчета и списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
2.4 Раскрытие информации об издержках в бухгалтерской отчетности и учетной политике организации……………………………………………….
2.5 Особенности признания и отражения издержек обращения в налоговом учете и направления совершенствования бухгалтерского учета издержек обращения…………………………………………………………...
3 Аудит издержек обращения…………………………………………………
3.1 Планирование и организация аудита издержек обращения………….. ..
3.2 Проверка правильности и своевременности документального оформления издержек обращения…………………………………………….
3.3 Проверка расчета и обоснованности списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
3.4 Проверка записей в регистрах синтетического и аналитического учета издержек обращения…………………………………………………………...
3.5 Проверка обоснованности включения расходов в состав издержек обращения в целях налогового учета…………………………………………
3.6 Документальное оформление материалов аудита издержек обращения……………………………………………………………………...
3.7 Направления совершенствования организации и методики проверки издержек обращения…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
7. Инструкцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (в редакции постановления от 31.03.2008 № 49).
Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь в зависимости от характера, условий осуществления и направлений своей деятельности подразделяет понесенные расходы на:
– расходы по видам деятельности;
– операционные расходы;
– внереализационные, в том числе чрезвычайные, расходы.
Инструкция определяет следующие понятия:
– затраты – стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат;
– расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода – прибыль или убыток.
Расходы по видам деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по видам деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.
Расходы по видам деятельности включают в себя затраты, формирующие:
– себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг;
– расходы на управление, обслуживание и организацию производства;
– расходы на реализацию товаров, продукции, работ, услуг.
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в организациях торговли и общественного питания включает в себя: стоимость реализованных товаров (в покупных ценах или в продажных ценах, за исключением суммы реализованных торговых наценок, плюс издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары);
Номенклатуры статей расходов на реализацию товаров, продукции, работ, услуг устанавливаются отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг;
8. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь 29.09.2000 № 17 «Об утверждении правил работы магазинов-складов» (в редакции от 16.10.2003 № 51). Дает общее понятие магазина-склада, указывает порядок продажи в нем товаров, порядок расчетов, учет и отчетность в магазине-складе.
9. Закон «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. N 255-З (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
10. Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенной частью) от 29.12.2009 № 71-З. Статьей 130 Налогового кодекса определено, что затраты по реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе реализации товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Затраты по реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).
Затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары, определяются как разница между суммой затрат, сложившихся за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало месяца, и суммой затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца. Сумма затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца, определяется исходя из стоимости товаров, оставшихся на конец месяца нереализованными, и средней доли затрат за отчетный месяц.
Средняя доля затрат за отчетный месяц определяется как отношение суммы затрат, сложившихся за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало этого месяца, к сумме стоимости товаров, реализованных в течение месяца, и стоимости товаров, оставшихся на конец месяца нереализованными.
Если согласно учетной политике организации выручка от реализации товаров отражается (признается полученной) по оплате отгруженных товаров, при распределении затрат остатки товаров определяются с учетом товаров отгруженных, но не оплаченных.
В статье 131 Налогового кодекса приводится перечень затрат, не учитываемых при налогообложении;
11. Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86.
Целью Методических рекомендаций является регламентация состава затрат, включаемых в издержки обращения, разграничение расходов торговых организаций по соответствующим источникам их покрытия. Методические рекомендации предусматривают многовариантные решения по учету издержек обращения с тем, чтобы организация торговли имела право выбора наиболее рационального с точки зрения хозяйственной деятельности и условий работы.
Учет издержек обращения основан на том, что каждая сумма расходов должна быть документально подтверждена. Факт совершения операции (осуществления того или иного вида затрат) и ее содержание могут быть подтверждены одним из большого количества различных документов (актами приемки выполненных работ, квитанциями, счетами, счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными, товарными накладными, актами на списание товарно-материальных ценностей, платежными документами, расчетно-платежной (расчетной) ведомостью на оплату труда персонала, путевыми листами и т.п., бухгалтерскими справками), но во всех случаях торговая организация должна иметь возможность подтвердить производственную направленность затрат; при анализе информации, содержащейся в первичном документе, должна ясно прослеживаться прямая связь произведенных расходов с торговым процессом или их обусловленностью организацией торгового процесса. Здесь же следует отметить, что непосредственно тот или иной договор не является основанием для бухгалтерских записей: записи в учете могут быть произведены только на основании соответствующим образом оформленных первичных документов, отражающих сам факт выполнения предусмотренных договором работ или оказания услуг.
В Методических указаниях приводится номенклатура и содержание статей издержек обращения, описываются варианты учетной политики при отражении издержек обращения, излагается порядок синтетического и аналитического учета издержек обращения;
12. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002 N 164-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 25.06.2007 N 240-З, от 08.07.2008 N 369-З).
13. Правилами аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 № 106 (в редакции постановления от 23.03.2010 № 33).
Целью настоящих Правил является определение взаимоотношений аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя и аудируемого лица и иных лиц в соответствии с законодательством на стадии подготовки и заключения договора оказания аудиторских услуг;
14. Правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81 (в редакции постановления от 24.03.2008 № 41).
Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.
Настоящие Правила устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей по планированию аудита, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита.
Планирование аудита позволяет:
– уделить необходимое внимание значимым для аудита областям;
– выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита;
– надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания;
– распределить обязанности между членами аудиторской группы;
– осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.
Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя:
предварительное планирование;
разработку общей стратегии аудита;
составление плана аудита;
внесение изменений в план в ходе аудита;
осуществление руководства и контроля;
документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита;
15. Правилами аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенности искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 № 203.
Понимание деятельности аудируемого лица и его среды является важным аспектом при проведении аудита в соответствии с республиканскими правилами аудиторской деятельности. Такое понимание дает основание аудиторской организации для планирования аудита, выражения профессионального суждения об оценке риска существенного искажения и определения аудиторских процедур в соответствии с оцененным риском. Настоящие Правила устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей при получении сведений о деятельности и системе внутреннего контроля аудируемого лица, а также при оценке риска существенного искажения его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 3 Правил установлено, что аудиторская организация должна планировать и проводить аудит таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, соответствующего целям аудита. Аудиторский риск зависит от риска существенного искажения и риска необнаружения. Для оценки риска существенного искажения аудиторской организации следует выполнить процедуры оценки рисков. Выполняя дальнейшие аудиторские процедуры с учетом оцененных рисков аудиторская организация должна снизить риск необнаружения до приемлемого уровня;
16. Правилами аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2006 № 33 (в редакции постановления от 26.05.2010 № 60).
В связи с тем, что аудит обеспечивает разумную, но не абсолютную гарантию достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, вызванные как недобросовестными действиями, так и ошибками, не будут обнаружены, несмотря на то, что аудит был надлежащим образом спланирован и проводился в точном соответствии с республиканскими правилами аудиторской деятельности.
Настоящие Правила устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций или аудиторов - индивидуальных предпринимателей при выявлении в ходе аудита искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства Республики Беларусь.
В ходе аудита рассматриваются два типа преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий:
искажения, связанные с недобросовестным составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
искажения, возникающие в результате незаконного присвоения имущества.
Недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности возможно в случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов стремится необъективно отразить результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Примерами недобросовестного составления бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:
фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;
преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.
Незаконное присвоение имущества (присвоение денежных средств, материальных или нематериальных активов, оплата аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг и так далее) также приводит к искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку отражается в бухгалтерском учете бухгалтерскими записями или документами, не соответствующими фактическим данным и операциям;