Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:54, дипломная работа
Цель работы – исследование учета и аудита издержек обращения на примере торговой организации ООО «Микбор».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения;
2. Провести обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования;
Введение………………………………………………………………………...
1 Издержки обращения как объекты бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного контроля……………………………………………………..
1.1 Сущность, состав, классификация, и признание в бухгалтерском учете издержек обращения…………………………………………………………...
1.2 Обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования…………………………………………………………………...
1.3 Нормативные правовые документы и методические аспекты учета и контроля издержек обращения………………………………………………..
1.4 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации и их влияние на положения учетной политики……………….
2 Учет издержек обращения…………………………………………………..
2.1 Документальное оформление издержек обращения…………………….
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения…………...
2.3 Методика составления расчета и списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
2.4 Раскрытие информации об издержках в бухгалтерской отчетности и учетной политике организации……………………………………………….
2.5 Особенности признания и отражения издержек обращения в налоговом учете и направления совершенствования бухгалтерского учета издержек обращения…………………………………………………………...
3 Аудит издержек обращения…………………………………………………
3.1 Планирование и организация аудита издержек обращения………….. ..
3.2 Проверка правильности и своевременности документального оформления издержек обращения…………………………………………….
3.3 Проверка расчета и обоснованности списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам……………………………………...
3.4 Проверка записей в регистрах синтетического и аналитического учета издержек обращения…………………………………………………………...
3.5 Проверка обоснованности включения расходов в состав издержек обращения в целях налогового учета…………………………………………
3.6 Документальное оформление материалов аудита издержек обращения……………………………………………………………………...
3.7 Направления совершенствования организации и методики проверки издержек обращения…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
Первичные документы: лицевые счета, наряды на сдельные работы, ведомости начисления заработной платы.
Статья 3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта.
На эту статью относят плату за аренду зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, нематериальных активов, начисляемую арендатором по договору, и расчету, представленному арендодателем; расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги, а также стоимость электроэнергии, потребляемой на хозяйственные нужды.
Первичные документы: акты по аренде, счета-фактуры Энергосбыта за потребленную в течение месяца электроэнергию и платежные требования, ЖРЭО за коммунальные услуги,
Статья 4. Амортизация (износ) основных средств и нематериальных активов.
На этой статье отражают суммы износа, начисляемые по установленным нормам по собственным основным производственным фондам и нематериальным активов, включая ускоренную амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений.
Первичные документы: ведомости начисления амортизации основных средств, разработочные таблицы «Расчет амортизации основных средств (нематериальных активов)».
Статья 5. Расходы на хранение, подработку, упаковку товаров.
На эту статью относят: плату за хранение товаров на складах сторонних организаций, включая таможенные склады; стоимость материалов, использованных при подработке, сортировке, упаковке товаров.
Первичные документы: акты по складскому хранению, ведомости списания материалов.
Статья 6. Расходы на рекламу и информационные услуги.
На эту статью относят расходы на рекламу и информационные услуги в пределах нормативов, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Первичные документы: акты по размещению рекламы в печатных изданиях, интернет, СМИ, акты по установке рекламных стендов, щитов и т.д., акты по оформлению витрин, акты по проведению выставок-продаж, акты ОДО «Экспертцентр» за услуги по обновлению нормативно-правовой базы «Эксперт», счета-фактуры ООО «Агентство В. Гревцова» на журналы «Главный бухгалтер», «ГБ. Ценообразование», «ГБ. Торговля» и т.д.
Статья 7. Потери товаров, продуктов и сырья при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм.
На эту статью относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации хрупких товаров (согласно перечню и утвержденным нормам потерь); потери от боя при транспортировке, хранении и реализации товаров в стеклянной таре, фарфорофаянсовой, керамической и пластмассовой упаковке.
Списание потерь товаров, возникающих при их транспортировке, проводят в пределах установленных норм в случае выявления их недостачи при приемке. Списание естественной убыли товаров, возникшей при хранении и реализации, производится по нормам в случае выявления их недостачи при инвентаризации.
Первичные документы: акты о выявлении недостач при приемке товаров, акты по результатам инвентаризации.
Статья 8. Отчисления на социальные нужды.
Взносы по государственному социальному страхованию начисляются по установленной ставке от фонда заработной платы, определяемого в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников и заработной.
При начислении взносов руководствуются Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.
Первичные документы: расчеты отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Статья 9. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения.
В издержки обращения включают платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов, налог на захоронение отходов.
Первичные документы: бухгалтерская справка-расчет экологического налога.
Статья 10. Прочие расходы.
На этой статье учитывают:
– плату медицинским учреждениям за медицинский осмотр работников торговли;
– расходы на ведение кассового хозяйства и инкассацию выручки;
– оплата работ по сертификации продукции; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, консультационных, информационных и аудиторских;
– расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков, на типографские и переплетные работы;
– командировочные и представительские расходы в пределах установленных норм;
– затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
– затраты на обеспечение форменной и специальной одеждой в пределах утвержденных норм;
– расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров;
– платежи по страхованию имущества, грузов, риска непогашения кредитов, а также обязательному страхованию отдельных категорий работников.
Первичные документы: акты по оказанию услуг по сертификации продукции, акты РУП «Белтелеком» по услугам связи, мемориальные ордера банков, ведомости расходы канцелярских принадлежностей и материалов на хозяйственные нужды, авансовые отчеты по командировкам, счета-фактуры (ЖКХ) на вывоз ТКО и захоронение ТО, акты выполненных работ по обслуживанию и ремонту торгового оборудования, акты по вневедомственной охране, акты по проведению дезинсекции и дератизации магазинов, расчеты арендной платы за земельные участки, товарные накладные по полученным проездным билетам, акты на списание товаров на хозяйственные нужды и др.
Таким образом, ООО «Микбор» организует учет издержек обращения в соответствии с номенклатурой статей, по планированию, учету и калькулированию издержек производства и обращения на предприятиях торговли и общественного питания, разработанной и утвержденной приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86.
В организации используется большое количество первичных учетных документов, что усложняет документооборот. Для обеспечения рациональной организации учета, своевременного и полного отражения в учете всех его объектов необходимо правильно организовать документооборот.
Он представляет собой движение документов в учетном процессе, начатое моментом их составления и законченное сдачей на хранение в архив. Необходимо разработать и утвердить график документооборота.
3.3 Проверка расчета и обоснованности списания издержек обращения, относящихся к реализованным товарам
До начала проведения документальной проверки аудитор обязан изучить организационные и технологические особенности экономического субъекта, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности организации – клиента.
Проверяя, правильно ли отнесены затраты, аудитор должен знать, что они группируются по следующим элементам:
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных средств;
– прочие затраты.
Все издержки обращения ООО «Микбор» можно классифицировать следующим образом:
Таблица 3.4 – Перечень издержек обращения ООО «Микбор»
Наименование статьи | Удельный вес |
Аренда офиса | 28% |
Единый платеж из ЗП | 1% |
Командировочные расходы | 5% |
Коммунальные услуги | 12% |
Налоги | 0% |
Оплата труда | 32% |
Отчисления | 11% |
Транспортные расходы | 1% |
Услуги банка | 2% |
Услуги связи | 5% |
Хозяйственные расходы | 2% |
ИТОГО | 100% |
Примечание – Источник: собственная разработка
При проверке учета списания и погашения стоимости МБП следует помнить, что организациям предоставляется право выбора в учетной политике одного из вариантов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП.
Особое внимание необходимо уделить правильности списания МБП и их износа при выбытии за непригодностью (наличие актов списания, обоснованность данной операции), а также правильности корреспонденции счетов по учету списания и погашения стоимости МБП.
При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров.
Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.
3.4 Проверка записей в регистрах синтетического и аналитического учета издержек обращения
Расходы организаций торговли учитываются по дебету активного счета 44 «Расходы на реализацию» субсчет 2 «Издержки обращения». Записи по дебету счета производятся нарастающим итогом в течение месяца; записи по кредиту в течение месяца, как правило, носят единичный характер; в конце месяца по кредиту счета списывается сумма издержек, относящаяся к реализованным товарам (к отчетному периоду); сальдо на конец месяца – дебетовое, показывает сумму издержек на остаток нереализованных организацией товаров.
В зависимости от организационной структуры хозяйствующего субъекта, специфики его коммерческой деятельности, к счету 44 «Расходы на реализацию», субсчет 2 «Издержки обращения» могут быть открыты аналитические счета:
44.2.1 «Издержки, связанные с торговой деятельностью»;
44.2.1 «Распределяемые (косвенные) расходы».
На аналитическом счете 44.2.1 учитываются все расходы торговой организации, относимые на издержки обращения.
Аналитический счет 44.2.2 используется в случае, если торговая организация имеет подразделения, по которым выводится финансовый результат их деятельности; по окончании месяца сумма, учтенная на этом аналитическом счете, распределяется пропорционально экономически обоснованной базе между подразделениями и переносится на дебет соответствующих аналитических счетов субсчета 44.2.1.
Проверим правильность учета издержек обращения в ООО «Микбор» за август 2010 г.
Таблица 3.5 – Ведомость проверки правильности отражения в учете издержек обращения по ООО «Микбор» за август 2010 г.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма | Верно (+), неверно (-) |
Амортизация тары | 44.1 | 60.1 | 41806 | + |
Отходы товаров | 41.2 | 44.1 | -51906 | + |
Расходы на техническое обслуживание торгового оборудования | 44.1 | 76.1 | 127600 | + |
Расходы ремонт ККМ | 44.1 | 76.1 | 84889 | + |
Транспортные расходы | 44.1 | 60.1 | 65816 | + |
Расходы по вневедомственной охране | 44.1 | 76.1 | 428299 | + |
Аренда земли | 44.1 | 68.12 | 431268 | + |
Проездные билеты | 44.1 | 10.6 | 43950 | + |
Вывоз ТБО | 44.1 | 76.1 | 179920 | + |
Захоронение отходов | 44.1 | 76.1 | 42510 | + |
Электроэнергия | 44.1 | 76.1 | 764400 | + |
Отчисления в инновационный фонд | 44.1 | 68.17 | 82531 | + |
Оплата труда работников | 44.1 | 70.1 | 9890701 | + |
Отчисления в ФСЗН | 44.1 | 69 | 3377781 | + |
Отчисления в Белгосстрах | 44.1 | 76.11 | 33778 | + |
Отпуск будущего месяца | 44.1 | 97.4 | 136817 | + |
Отчисления в ФСЗН от отпуска будущего месяца | 44.1 | 97.4 | 46518 | + |
Отчисления в Белгосстрах от отпуска будущего месяца | 44.1 | 97.4 | 465 | + |
Списан товар на хозяйственные нужды | 44.1 | 41.2 | 10544 | + |
Начислена амортизация основных средств | 44.1 | 02.1 | 436466 | + |
Начислена амортизация нематериальных активов | 44.1 | 05 | 14482 | + |
Израсходованы материалы на хозяйственные нужды | 44.1 | 10.6 | 385278 | + |
Возмещение экологического налогу КУП «Экорес» | 44.1 | 76.1 | 10581 | + |
Дезинфекция магазинов | 44.1 | 76.1 | 21364 | + |
Электросвязь | 44.1 | 76.1 | 240742 | + |