Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:23, дипломная работа
Собственники и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, теоретическая значимость, структура
Введение.
1. Теоретические аспекты развития аудита в современных условиях
1.1 Причины появления аудита
1.2 Понятие и сущность аудита
1.3 Организация аудита в РК
1.4 Зарубежный опыт организации аудита
2. Методологические принципы организации аудита
2.1 Внедрение МСФО и МСА в РК
2.2 Основные принципы аудита
2.3 Методология проведения аудита
3. Правовое регулирование проведения аудиторской проверки
3.1 Проведения аудиторской проверки
3.2 Процедура планирования аудита
3.3 Внутренний и внешний аудит
3.4 Налоговый аудит
В учредительных документах указанной фирмы предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия любых организационно-правовых форм и видов собственности в целях подтверждения достоверности и реальности финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение и т.п. Таким образом, уже учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение в Законе «Об аудиторской деятельности в РК».
В начале 1990 г. на рынке появилось СП «Эрнест энд Янг Внеш аудит», которое проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время так называемую «Большую шестерку».
В
настоящее время в Казахстане
развивают все деятельности крупнейшие
международные аудиторские
1.4 Зарубежный опыт организации аудита
В
развитых странах ведущей формой
внешнего финансового контроля является
независимое аудиторство, осуществляемое
ревизорами широкого профиля. Количество
аудиторских служб там
Кроме внешнего, во многих фирмах используется внутренний аудит для самоконтроля за уровнем затрат, рентабельностью, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг.
Последнее обстоятельство очень важно, ибо твердое положение фирмы на рынке, в т.ч. и ayдиторской фирмы, зависит прежде всего от качества ее продукции. Внутренний аудит - непреложный фактор хозяйственной деятельности транснациональных корпораций. Примером является компания "Истмэн Кодак" в США - всемирно признанный лидер по продаже товаров и оказанию услуг высочайшего качества. Здесь внутренний аудит существует более 60 лет. Ответственность за него возложена на общий отдел аудита, находящийся в Рочестере (штат Нью-Йорк).
Основная
задача аудиторских служб состоит
в контроле за соблюдением законодательства,
регулирующего финансово-
Казалось бы, для чего привлекать специалистов со стороны, причем, довольно дорогостоящих, когда на каждом предприятии есть своя служба учета и контроля, свои экономисты и финансисты, способные разобраться в возникающих проблемах и обеспечивать финансовую стабильность предприятия? Однако, как убеждает практика, привлечение высококвалифицированных внешних консультантов имеет свое преимущество. Они способны как бы со стороны увидеть истинное положение дел в фирме и, не вдаваясь в излишние детали исследуемых вопросов, могут решить их наиболее эффективно, с использованием опыта работы других фирм. Кроме того, привлекаемые эксперты часто выдвигают смелые и радикальные идеи, а собственные специалисты не всегда могут сделать это, находясь в плену у сложившейся производственной практики и взаимоотношений в фирме.
В странах с развитой рыночной экономикой на многих крупных предприятиях имеются отделы внутреннего аудита или внутренней ревизии, занимающиеся регулярной проверкой отдельных участков производственно-хозяйственной деятельности предприятий. При этом возникает проблема согласования действий внутреннего и внешнего аудита. Основная задача системы внутреннего контроля - обеспечить сохранность имущества предприятий, полноту и достоверность информации о хозяйственных операциях, совершающихся на предприятиях, использовать формы и методы контроля, способствующие повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Характерной чертой системы внутреннего контроля является широкое применение натуральных измерителей, норм, нормативов, лимитов, экономико-статистических методов, например, вероятностных, выборочных и моментных наблюдений. В конечном счете для аудитора, явившегося со стороны, во многом облегчается и упрощается работа по проверке предприятий, если в значительной степени он может полагаться на результаты внутренней ревизии и обследований и сокращать количество проверок, проводимых им самостоятельно. Однако в начале аудитор из сторонней аудиторской организации должен убедиться в эффективности системы внутреннего контроля и надежности представляемых ему сведений.
Основные и достаточно подробные выводы о финансовом состоянии предприятия могут быть получены в результате анализа коэффициентов.
Число коэффициентов, которые могут быть вычислены по данным финансовой отчетности, велико. Каждый пользователь выбирает показатели, представляющие для него наибольший интерес. В силу своей универсальности некоторые коэффициенты полезны для всех пользователей. Вместе с тем в каждом отдельном случае совокупность показателей индивидуальна, поскольку многие коэффициенты можно определять по различным алгоритмам. Для удобства пользователей нередко расчетные формулы приводят в годовом отчете в специальной таблице.
Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, "бесполезны". Только используя их в пространственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения.
Применяя
аналитические коэффициенты для
принятия управленческих решений, необходимо
помнить о некоторых
В настоящее время аудиторское дело весьма строго регламентируется, особенно в странах Общего рынка. Совет европейских сообществ издал ряд директив, которые определяют как состав и строение отчетности компаний, так и порядок аудиторских проверок. Причем в директивах предусматриваются жесткие квалифицированные требования, предъявляемые к бухгалтерам-аудиторам.
Французское общество бухгалтеров-экспертов и аттестационных бухгалтеров возглавляется органами на двух уровнях - национальном и региональном.
Высший Совет, включающий в свой состав 24 человека и 8 заместителей, тайным голосованием сроком на год избирает президента. Кроме того, на национальном уровне действует комитет, занимающийся ведением списка лиц, допущенных к выполнению аудиторских обязанностей, дисциплинарная палата и контрольные органы, осуществляющие надзор над деятельностью высшего Совета.
На региональном уровне создаются департаментские Советы, департаментские дисциплинарные палаты и органы контроля за деятельностью департаментского Совета. Особо следует отметить, что в состав контрольных органов входят правительственные комиссары, назначенные Министерством экономики и финансов.
В Германии существуют две профессиональные аудиторские организации: палата аудиторов и институт аудиторов. Членство в одной из этих организаций является обязательным для каждого аудитора и каждой аудиторской организации, вторая - организация сугубо добровольная, хотя в ней состоит 90 % всех немецких аудиторов.
В задачи палаты аудиторов входят оказание консультативной и правовой защиты аудитора, разрешение спорных вопросов между членами организации, контроль за исполнением аудиторами профессиональных обязанностей, содействие обучению и повышению квалификации аудиторов и участие в формировании квалификационной и экзаменационной комиссии для присуждения звания бухгалтера-аудитора.
Деятельность палаты аудиторов контролируется Федеральным Министерством экономики. Этот контроль не предполагает управление делами палаты, а лишь ограничивается надзором за соблюдением законов Германии и Устава самой палаты.
Палату Германии возглавляет правление, состоящее из 9 человек, одна из которых избирается президентом. Институт аудиторов Германии также занимается проблемами аудиторского дела в стране, развития и укрепления международных связей с родственными профессиональными органами, осуществляет издательскую деятельность, выпуская ежемесячно журнал, различные справочники по аудиту, правовым и налоговым вопросам, а также разрабатывая программы профессиональной аудиторской подготовки.
Органами управления институтом является общее собрание членов института, Совет управляющих, который избирает правление из 5 человек.
Ставится
на более высокий уровень
В 1988 г. в Чехословакии принят Закон о предприятиях с иностранным участием, в связи с чем учреждена должность бухгалтера-аудитора. Все предприятия с иностранным участием должны представлять на проверку и утверждение свои годовые отчеты, по меньшей мере, двум независимым бухгалтерам-аудиторам, имеющим высшее экономическое или юридическое образование, стаж практической работы в хозяйственных организациях не менее 10 лет, возраст - не моложе 35 лет (30 лет), обладающим соответствующими моральными качествами.
В сентябре 1990 г. было создано общество бухгалтеров и аудиторов Литовской Республики, а в конце ноября в Вильнюсе состоялся его первый съезд.
В этом
же месяце 1983 г. в Китайской Народной
Республике была официально образована
Государственная аудиторская
Новая Конституция КНР гарантирует независимость
аудиторской администрации. В целях обеспечения
успешного выполнения аудиторской администрацией
своих функций в ст. 91 Конституции записано:
"По указанию Государственного совета
аудиторская организация независимо осуществляет
свое право консультировать посредством
проведения аудита в соответствии с законом
при условии невмешательства со стороны
каких-либо административных органов
или общественных организаций или лиц".
Кроме
того, защищается объективность и
независимость Генерального аудитора,
который назначается и
2. Методологические принципы организации аудита
2.1 Внедрение МСФО и МСА в РК
В Казахстане процесс внедрения МСФО начинался так же, как во многих странах, то есть еще до принятия соответствующего законодательства. Прежде всего необходимость в стандартах, обеспечивающих максимальную прозрачность, возникла на фондовом рынке, и Казахстанская фондовая биржа начала предъявлять требования к листинговым компаниям представлять отчетность по МСФО (Требования Казахстанской фондовой биржи, отраженные в Приложении 3 к Листинговым правилам АО «Казахстанская фондовая биржа», введенным в действие 01.03.02). Другим примером позитивного влияния рынка послужили запросы зарубежных инвесторов на представление от своих потенциальных казахстанских партнеров международной отчетности.
Согласно законодательству, действовавшему до принятия в 2007 году новой редакции Закона РК от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», переход на МСФО затрагивал все организации.
Согласно закону Республики Казахстан от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовую отчетность по МСФО финансовые организации составляют с 1 января 2003 года, акционерные общества – с 1 января 2005 года и иные организации – с 1 января 2006 года (за исключением государственных учреждений).
Новая редакция Закона содержит следующие положения:
1. Введена
система, при которой
2. Предусматривается повышение качества финансовой отчетности и возможность осуществления ее мониторинга путем установления определенного уровня требований к главным бухгалтерам организаций публичного интереса и создания депозитария финансовой отчетности.