История развития бух учета и аудита в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:30, курс лекций

Краткое описание

Контроль-это функция присущая любому государственному управлению. До 1991 года в Белорусской советской Социалистической Республике существовала административно-командная система управления, при которой государство осуществляло контрольную функцию в области хозяйственной деятельности, в сфере экономики.

Файлы: 1 файл

история развития бух учета.docx

— 32.89 Кб (Скачать)

История развития бух учета

    Вопрос  №11. Аудиторская  служба в РБ. Возникновение, становление и  развитие. 

        План.

1. Возникновение  аудиторской службы в Республике  Беларусь.

2. Становление  аудиторской службы в РБ.

3. Развитие аудиторской  службы в РБ. 
 

    Контроль-это  функция присущая любому государственному управлению. До 1991 года в Белорусской  советской Социалистической Республике существовала административно-командная  система управления, при которой  государство осуществляло контрольную  функцию в области хозяйственной  деятельности, в сфере экономики.

    Формирование  структур государственного контроля как  единого из органов государственного управления началось сразу же после  образования Белорусской Советской  Социалистической Республики. В январе 1919 года был создан Комиссариат государственного контроля временного рабоче-крестьянского  советского правительства Белоруссии, который в соответствии с решениями  I Всебелорусского съезда Советов был преобразован в Комиссариат государственного контроля БССР. С декабря 1965 года контроль в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и в других сферах государственного управления республики осуществлялся органами народного контроля.

    Когда Республика Беларусь обрела суверенитет, высшим органом финансово-экономического контроля являлась Контрольная палата, которая была образована в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 марта 1992 года «О Контрольной палате Республики Беларусь» и действовала  под руководством Верховного Совета Республики Беларусь (Парламента). Контрольная  палата обладала правом законодательной  инициативы. Осуществляла контроль за исполнением республиканского и  местных бюджетов, за использованием государственной собственности;  
 

    контролировала  исполнение законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета Республики Беларусь и соответствия им иных актов, регулирующих отношения государственной  собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

    В августе 1994 года была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь, в обязанности  которой входило осуществление  контроля за соблюдением органами власти и управления, субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере  экономики, использованием государственных  средств и централизованно выделяемых ресурсов. Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1995 года данная служба была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь.

    Во  исполнение Конституции Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 года был образован  Комитет государственного контроля Республики Беларусь путем объединения  функций Службы контроля Президента Республики Беларусь и Контрольной  палаты Республики Беларусь.

    Образование Комитета имело принципиальное значение для повышения эффективности  контрольной работы и ликвидировало  параллелизм и дублирование в  работе двух высших государственных  органов финансового контроля в  стране.

    Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных  органов определены законом республики Беларусь от 9 февраля 2000 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Согласно Конституции Республики Беларусь и указанному закону, комитет  государственного контроля является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнение республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных  органов, которые регулируют отношения  государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

    В целях совершенствования системы  органов государственного контроля и повышения эффективности их деятельности в Комитете государственного контроля на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 года образован  Департамент финансовых расследований  Комитета государственного контроля. В своей деятельности Департамент  финансовых расследований руководствуется  Законом Республики Беларусь от 4 июня 2001 года « Об органах финансовых расследований Республики Беларусь»  согласно которому основными задачами Департамента являются предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и  налогообложения, взаимодействие с  правоохранительными органами республики и других государств, ведущих борьбу с экономической преступностью.

    Кроме того, в целях совершенствования  системы мер по предотвращению легализации  доходов, полученных незаконным путем, Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 года образован Департамент  финансового мониторинга. Его основными  задачами являются принятие эффективных  мер по противодействию легализации  доходов, полученных незаконным путем, создание и функционирование автоматизированной интегрированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, взаимодействие с  компетентными органами иностранных  государств, в том числе и через  участие в работе международных  организаций, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области  противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

    Приоритетом в работе Комитета государственного контроля является обеспечение действенного контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, целевым и  эффективным использованием государственных  средств и собственности, соблюдением  законодательства банками, страховыми и небанковскими финансовыми  организациями, участниками рынка  ценных бумаг, соблюдением субъектами хозяйствования законодательства при  осуществлении внешнеэкономической  деятельности, ценообразованием и состоянием дел на рынке.

    Одним из важнейших направлений работы является контроль за выполнением государственных  программ по преодолению последствий  аварии на Чернобыльской АЭС.

    Комитет государственного контроля ежегодно проводит более 10 тысяч проверок субъектов  хозяйствования. В случае выявления  нарушений применяются предусмотренные  законодательством меры экономической  ответственности, направленные на возмещение причиненного государству ущерба, а  также административной ответственности  к виновным должностным лицам. Принимаются  также действенные меры по борьбе с теневым капиталом, по выявлению  и пресечению фактов коррупции и  злоупотребления служебным положением, а также незаконной деятельности субъектов хозяйствования.

    Комитет государственного контроля занимается вопросами координации деятельности других государственных контролирующих органов в финансово-экономической  сфере. Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года «О некоторых мерах  по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  Республики Беларусь» образован  Совет по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь во главе с Председателем Комитета государственного контроля. Этим же Указом утвержден обязательный для всех контролирующих органов республики порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности и применения экономических  санкций. Совет по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь утверждает координационный план контрольной  деятельности на каждое полугодие.

    Наряду  с контрольной деятельностью  Комитет государственного контроля выполняет большой объем аналитической  работы и инициирует принятие нормативных  актов, регулирующих экономические  и финансовые отношения в республике.

    Важное  значение в деятельности Комитета государственного контроля имеет изучение, обобщение  и использование опыта высших органов финансового контроля других стран. Этому способствует принятие Комитета в октябре 2001г. В члены  Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и в марте 2002г.в (ЕВРОСАИ).

    Вопрос  №23. Хозяйственный  учет Древнего Шумера и Вавилона. 
 

    План.

  1. Зарождение хозяйственного «учета на карточках» в Вавилоне.
  2. Реквизиты хозяйственной жизни.
  3. Первичные документы.
  4. Выводы.
 

      Хозяйственный «учет на карточках»  зародился в Вавилоне. «Карточки»  делали из глины в виде пластинок  или, как их называли таблеток. Размер их был разный: от маленьких  в 2см до больших в 30-70см  плит. На влажной поверхности  глины тростниковой палочкой  делали надписи. После этого  документы сушились на солнце, а позднее сушились в печах.  Хранились они в конвертах,  что обеспечивало лучшую сохранность,  как самого документа, так и  его тайны. В более позднее  время, документы стали составляться  в двух экземплярах. Н.С.Помазков  пишет, что «документы в конвертах  или без них складывались в  глиняные кувшины или плетеные  из тростника корзины, которые  закрывались крышкой и обвязывались  веревкой. На конец веревки навешивался  комок глины, на котором указывались  содержание хранящихся документов, исполнители и временной промежуток».

      Если документы, найденные в  Египте, позволяли сделать вывод,  что систематическая запись появилась  раньше хронологической, то документы  Вавилонии противоречивы. Согласно  исследованиям ученых, с одной  стороны, в книге одного из  храмов имеется ярко выраженный  образец хронологической записи. С другой стороны, учет на  карточках (таблетках), открываемых  на каждое наименование ценностей,  является систематическим учетом. На одной стороне таблетки  фиксировалось количество принимаемых  ценностей, число и объем поступлений,  а на обороте записывался итог. Независимо от того, какие были  виды носителей информации (папирус,  глиняные таблицы, черепки), какая  это была запись (синтетическая  или хронологическая), основной целью  учета были максимальная полнота  и точность отражения в учетных  регистрах ценностей. 

Согласно исследованиям  Н.С.Помазкова, факты хозяйственной  жизни отражались по следующим реквизитам:

     1.количество  и вид полученных предметов;

     2.имя  лица от которого они поступили;

     3.имя  получателя;

     4.дата.

       Среди сохранившихся первичных  документов в Вавилоне преобладают  наряды для выполнения работ.  Учеными была изучена древнейшая, записанная на таблетке ведомость.  Она показывает, что расходы на  заработную плату уже распределялись  по видам работ. Документ оформлялся  подписями ответственных лиц,  указанием места выдачи зерна  в виде заработной платы и  даты. Итог каждой строки показывал  причитающееся количество зерна  данному работнику, итог каждой  колонки составлял величину затрат  на объект работ. Более поздние  документы показывают, что в Вавилоне  уже пользовались такой единицей, как человеко-день, это уже условная  единица. Общее состояние документооборота  по учету труда можно представить  так: руководители работ подавали  заявку в управление на нужное  им число работников. Управление  корректировало и утверждало  заявку, после чего выполнялся  расчет продуктов. Каждый руководитель  вел документ (табель), в котором  отмечались работа и причины  неявки работника. Руководитель  работ сдавал отчет в управление, а первичные документы- в архив.  Из управления, проверив и утвердив  отчет, его передавали в тот  же архив. Отчет составлялся  за разные периоды времени:  за 3-4 года, за 15 лет.

         Вавилон был первой страной,  где возникло специальное законодательство. Законы Хаммурапи (2250-2150 гг. до  н.э.) предписывали:

  1. купцам - ведение самостоятельного учета;
  2. храмам – государственное счетоводство; передача денег без расписки считалась недействительной.

     Существуют  две характеристики вавилонского  учета: ученый В.Швензнер считал  его сельскохозяйственным; а Х.Бюль  – бюджетным.

    Исходя из выше сказанного можно сделать следующие  выводы: Носителями учетной информации были папирус, таблетки, черепки и  т.д. Из-за их хрупкости до наших дней дошло совсем немного.

     Для отражения  связи между объектами, выраженной  в содержании хозяйственных операций, бухгалтеры изобрели приходно-расчетный  счет. У вавилонцев это был  счет с накопительными записями. Причиной появления приходно-расходных  счетов явились рост богатства  общества и как результат-накопление  запасов на складах, их перераспределение,  изменение остатков, возникновение  материального учета. 

Информация о работе История развития бух учета и аудита в РБ