Теоритические аспекты развития аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Собственники и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, теоретическая значимость, структура

Оглавление

Введение.
1. Теоретические аспекты развития аудита в современных условиях
1.1 Причины появления аудита
1.2 Понятие и сущность аудита
1.3 Организация аудита в РК
1.4 Зарубежный опыт организации аудита
2. Методологические принципы организации аудита
2.1 Внедрение МСФО и МСА в РК
2.2 Основные принципы аудита
2.3 Методология проведения аудита
3. Правовое регулирование проведения аудиторской проверки
3.1 Проведения аудиторской проверки
3.2 Процедура планирования аудита
3.3 Внутренний и внешний аудит
3.4 Налоговый аудит

Файлы: 1 файл

2 Теоретические аспекты развития аудита в современных условиях.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

На стадии производства предметом внутреннего  аудита является информация о фактах, характеризующих все моменты  труда, как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда  и средства труда.

На стадии распределения предметом внутреннего  аудита является информация о фактах, дающих полную количественную и качественную характеристику процессов возмещения потребленных средств производства, распределения и перераспределения  вновь созданного продукта.

На стадии обмена предметом внутреннего аудита является информация о фактах, подтверждающих и характеризующих операции по сбыту  продукции (работ, услуг, прочего имущества), заготовкам (снабжению), расчетно-платежным  отношениям с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, другими кредиторами и дебиторами.

Как показали результаты исследования, роль внутреннего  аудита на казахстанских предприятиях постепенно меняется. В ходе опроса респондентов был задан такой  вопрос: «Чему служба внутреннего аудита будет уделять внимание в ближайшем будущем?» Обобщение ответов дали следующие результаты (рис. 1).

В то время  как высшее исполнительное руководство  в качестве первоочередных задач  внутреннего аудита в будущем  видит содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (100%) и участие в специальных проектах (60%), советы директоров ожидают от аудиторов участия в риск-менеджменте (67%) и повышения эффективности корпоративного управления (67%). Сами руководители СВА считают приоритетными проведение внутреннего аудита (75%) и содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (70%). В числе наиболее приоритетных задач все три группы отметили контроль над сохранностью активов.  

Таким образом, советы директоров желают видеть изменение от традиционной роли внутреннего аудитора как проверяющего к роли консультанта в областях риск-менеджмента и корпоративного управления.

При наборе персонала в службу внутреннего  аудита большинство руководителей  склонны отдавать предпочтения сотрудникам других отделов компании (рис. 3). Вызывает интерес тот факт, что внутренних аудиторов из других компаний готовы брать на работу лишь 25% респондентов. Очевидно, отмечая недостаточный профессионализм своих сотрудников из службы внутреннего аудита, руководители считают, что в других компаниях дело обстоит аналогичным образом.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             3.4 Налоговый аудит.

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик, осуществляются исключительно органами налоговой службы.

В случаях  необходимости для исследования вопросов, требующих специальных  знаний и навыков, и получения  консультаций органом налоговой  службы к налоговой проверке может  быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки.

По поставленным вопросам специалист составляет заключение, которое прилагается к акту налоговой  проверки. 

Какие существуют виды налоговых  проверок?

1. Документальная проверка

  • комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам    налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • тематическая проверка — проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления
  • встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
  • Дополнительная проверка – проверка , проводимая по решению налоговой службы, рассматривающего жалобы налогоплательщика по результатам налоговой проверки.

2. Рейдовая  проверка проводится органами налоговой службы в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан, постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах, правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, наличия лицензии, разового талона и иных разрешительных документов, соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов деятельности, находящихся в компетенции органов налоговой службы.

3. Хронометражные  обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Проведение  налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика, за исключением  случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Налоговый орган вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

Проведение  налоговых проверок осуществляется в  соответствии со следующими критериями:

  • Периодичность проведения проверок
  • Сроки проведения налоговых проверок
  • Порядок проведения налоговых проверок

Результаты  налоговых проверок можно обжаловать  на основании поданной жалобы в вышестоящий налоговый орган. 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ  ПРОВЕРОК 

Налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью:

  • комплексные - не чаще 1-го раза в год;
  • тематические - не чаще 1-го раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим Кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен. Тематические проверки субъектов малого предпринимательства проводятся не чаще 1-го раза в год.
  • встречные - при необходимости дополнительной инфлрмации о правильном отражении проведенных операций
 

Ограничения, не распространяются на следующие случаи:

  • при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае снятия с учета по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика. 
    При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика;
  • при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;
  • при проведении встречных проверок;
  • при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату, а также на предмет устранения нарушений, по которым лицензиаром было приостановлено действие лицензии;
  • при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;
  • при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан. 
 

 

 
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК И ОСНОВАНИЕ

Какие установлены сроки проведения налоговых  поверок?

Срок  проведения налоговых проверок, указываемый  в выдаваемых предписаниях:

  • до 45 рабочих дней с момента вручения предписания
  • при проведении налоговой проверки юридического лица, имеющего структурное подразделение, срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом до семидесяти пяти рабочих дней.
  • при проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы до шестидесяти рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурное подразделение, и до ста восьмидесяти рабочих дней для юридического лица, имеющего структурное подразделение. Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованным письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику.

Течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на периоды времени  между моментами вручения налогоплательщику  требований налогового органа о представлении документов и представления налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа.

Течение срока налоговой проверки также  приостанавливается на периоды времени между моментами отправки в иностранные государства запроса о предоставлении информации и получения по нему сведений органами налоговой службы в соответствии с международными соглашениями.

Сроки проведения хронометражных обследований устанавливаются в соответствии с порядком проведения хронометражных обследований, утвержденным уполномоченным государственным органом.  

Что является основанием для проведения налоговой  проверки?

Предписание, содержащее следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • полное наименование налогоплательщика;
  • регистрационный номер налогоплательщика;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, а также иных лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый налоговый период при документальных проверках.
 

 

При назначении рейдовых проверок в предписании  должны быть указаны проверяемый  участок территории, вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки.

При назначении тематических, встречных проверок в  предписании указывается проверяемый  вид налога и другого обязательного  платежа в бюджет, а также вопросы  исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым Кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

Предписание должно быть подписано первым руководителем  органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом.

В случае продления сроков проверки и (или) изменения  количества лиц, производящих проверку, оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилия, имя, отчество лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом.

На основании  одного предписания может проводиться  только одна налоговая проверка. 

 
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Как начинается налоговая проверка?

Началом проведения налоговой проверки считается  момент вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания. Должностные лица органа налоговой службы, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику (налоговому агенту) служебное удостоверение. Должностным лицом органа налоговой службы, проводящим налоговую проверку, за исключением рейдовых проверок, налогоплательщику вручается подлинник предписания. В копии предписания ставится отметка налогоплательщика (налогового агента) об ознакомлении и получении предписания.  При проведении рейдовых проверок налогоплательщику предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится отметка об его ознакомлении с предписанием и получении копии. Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки. В период осуществления налоговых проверок не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода.

Что необходимо предпринять налогоплательщику  в случае проведения проверки?

Информация о работе Теоритические аспекты развития аудита