Теоретические основы управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие управленческого учета, его предмет, объекты и принципы построения.
2. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета.
3. Системы управленческого учета.
4. Метод и способы управленческого учета.
5. Виды информации, используемой в процессе управления, и ее качественные характеристики.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций для студентов по специальности i-25 01 08 «Бухга.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

 

4. Учет затрат  и калькуляция себестоимости  работ грузового автотранспорта.

На сельскохозяйственных предприятиях широкое применение находит автотранспорт. Его используют для завоза необходимых в производстве материалов (нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей и т. п.), вывоза продукции, на внутрихозяйственных перевозках и т. д.

Учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта (грузовых машин, пассажирского транспорта и автомашин специального назначения - бензовозов, молоковозов, автоцистерн и др.) ведут на субсчете 3 "Автомобильный транспорт" счета 23.

Первичный учет работы грузового  автотранспорта ведут в путевом листе грузового автомобиля. Имеется 3 формы путевого листа грузового автомобиля: 3(с) – для осуществления работы грузового автомобиля в пределах РБ при оплате перевозок грузов по сдельным тарифам; 3(п) – для работы грузового автомобиля в пределах РБ при оплате стоимости перевозок грузов по повременным тарифам; 4 – для работы грузового автомобиля в международном сообщении.

Данные путевых листов группируются в накопительной ведомости учета работы грузового автотранспорта (ф. 601-АПК), показатели которой фиксируются в производственном отчете по вспомогательным производствам, содержанию и эксплуатации машин и оборудования (ф.18-в). Данные производственного отчета являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК.

Учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта (бортовых автомобилей, самосвалов, бензовозов, молоковозов и др.) ведут на субсчете 3 "Автомобильный транспорт" счета 23. На данном субсчете учитывают затраты по грузовому, легковому, пассажирскому автотранспорту и автомашинам специального назначения.

При небольшом парке  автомобилей по автотранспорту открывается один аналитический счет (он же субсчет) независимо от их марок и грузоподъемности.

При большом парке  автомобилей в развитие субсчета 23-3 "Автомобильный транспорт" целесообразно открыть следующие  аналитические счета:

23-3-1 «Грузовой автотранспорт» (бортовые машины, самосвалы, бензовозы, молоковозы);

23-3-2 «Пассажирский автотранспорт» (автобусы, автомобили разных модификаций);

23-3-3 «Легковой автотранспорт» (легковые автомобили разных модификаций);

23-3-4 «Специальные автомашины» (пожарные автомашины тягачи, краны и т.д.).

В целях более правильного формирования затрат на эксплуатацию грузового автотранспорта и себестоимости оказываемых  им услуг сельскохозяйственные предприятия  могут вести учет затрат отдельно по грузовым автомобилям и видам специальных автомашин (молоковозы, бензовозы и т.д.).

Затраты учитывают по типовой  номенклатуре статей (см. вопрос 6 темы 3).

При записях по дебету счета 23, субсчет 3 "Автомобильный транспорт" кредитуют следующие счета:02, 10, 23, 50, 60, 70, 69, 76, 71, 96 и др.

При записях по кредиту  счета 23, субсчет 3 "Автомобильный транспорт", дебетуют следующие счета: 07, 08, 10, 11, 41, 43, 20-1, 20-2, 20-3, 23, 25, 26, 29, 90 и др.

Объектами калькуляции по грузовому автотранспорту являются выполненные тонно-километры, километры пробега и отработанные машино-дни, а калькуляционной единицей - 10 тонно-километров, 10 км пробега и 1 машино-день.

Расходы на управление и организацию  работ автопарка (цеховые расходы) учитывают на отдельном аналитическом счете. Цеховые расходы распределяются между затратами на содержание грузовых, пассажирских и специализированных автомобилей пропорционально отработанным машино-дням. Следовательно, фактические затраты на эксплуатацию автомобилей слагаются из прямых расходов, обусловленных процессом эксплуатации, и косвенных затрат, вызванных организацией работ автопарка и их управлением.

По грузовым автомобилям объектами  калькуляции являются работы по перевозке  грузов (калькуляционная единица  – 10 т-км) и перевозке людей (калькуляционная единица 10 км).

Фактическая себестоимость 10 километров пробега определяется как:

С 10км = (Зф – Споб.) / Побщ * 10                          (4.1)

где 3ф - фактические затраты на эксплуатацию и содержание автотранспорта, р.;

Споб. - стоимость побочной продукции (отработанных масел, изношенной авторезины), р.;

Побщ    — общий пробег, км.

Себестоимость работ по перевозке  людей определяется как:

Сперев. людей = С 10км / 10 *Пперев.людей

Фактическая себестоимость 10 тонно-километров:

С 10т-км = (Зф – Сперев. людей – Споб.) / (Кт-км – Ксамообслужив)* 10                      (4.2)

где 3ф - фактические затраты на эксплуатацию и содержание автотранспорта, р.;

Сперев. людей - расходы, приходящиеся на эксплуатацию автобусов и специальных автомобилей, а также грузовых автомобилей по перевозке людей (рабочей силы), р;

Споб. - стоимость побочной продукции (отработанных масел, изношенной авторезины), р.;

Кт-км    — фактический объем выполненных работ, т-км;

Ксамообслужив – объем работ по самообслуживанию, т-км

По пассажирскому транспорту объектом калькуляции являются работы по перевозке людей (калькуляционная единица 10 км).

По спецмашинам транспортного  назначения объектом калькуляции являются работы по перевозке грузов (калькуляционная  единица – 10 т-км).

По спецмашинам нетранспортного  назначения объектом калькуляции являются отработанные машино-дни (калькуляционная единица – 1 машино-день).

Расчет себестоимости  работ пассажирского транспорта и спецмашин производится аналогично.

Если фактическую себестоимость  работ грузового автотранспорта исчисляют не ежемесячно, а за другие отчетные периоды (квартал, полугодие или календарный год), то в течение этого периода времени выполненные работы списывают на счета потребителей услуг в оценке по их планово-расчетной себестоимости. По истечении отчетного периода (квартала, полугодия или календарного года) составляют отчетные калькуляции себестоимости выполненных работ. После этого составляется расчет на списание калькуляционной разницы между фактической и плановой себестоимостью отработанных машино-дней и выполненных тонно-километров. Если фактическая себестоимость оказалась выше планово-расчетной, калькуляционную разницу списывают дополнительной записью, а если ниже - способом красного сторно.

 

5. Учет затрат  и калькуляция себестоимости  работ гужевого транспорта.

В сельскохозяйственном производстве при сравнительно высокой механизации основных производственных процессов на различных подсобных работах, когда использование тракторов и другой техники является неэффективным, применяется гужевой транспорт.

Основными первичными документами по учету затрат на гужевой транспорт являются: ведомости учета расхода кормов (202-АПК), накопительной ведомости учета расхода кормов (213-АПК), книжки бригадира по учету труда и выполненных работ (505-АПК), требования-накладные (203-АПК) и другие документы на расход материальных ценностей, документы по учету труда. Обобщенные в накопительных ведомостях и в журнале учета работы вспомогательных производств (604-АПК) данные этих документов служат основанием для соответствующих записей в производственный отчет подразделения (ф. 18-в).

В производственном отчете отражают выполненную гужевым транспортом работу по перевозкам в оценке по плановой себестоимости рабочего дня живой тягловой силы.

В каждом хозяйстве может  использоваться несколько видов  рабочего скота (лошади, волы и др.). Однако учет затрат по всем видам рабочего скота ведут на одном аналитическом счете. Для этих целей по счету 23, субсчет 8 "Гужевой транспорт", открывается аналитический счет того же наименования. Сюда относят все фактические затраты хозяйства по содержанию рабочего скота. Расходы по содержанию молодняка рабочего скота учитываются на субсчете 20-2 "Животноводство".

Затраты учитывают  по типовой номенклатуре статей (см. вопрос 6 темы 3).

В зависимости от конкретных видов затрат при записях по дебету счета 23, субсчет 8 "Гужевой транспорт", кредитуют счета: 10, 23, 70, 69, 02 и т.д.

По кредиту  счета 23, субсчет 8 "Гужевой транспорт", работы и услуги гужевого транспорта в течение года списывают на счета потребителей услуг в соответствии с выполненной работой. При этом единицей работы гужевого транспорта считается один рабочий день независимо от видов рабочего скота. Кроме списания работ по кредиту этого счета отражается выход продукции от рабочего скота: приплод, конский волос, навоз и т. п. - в корреспонденции со счетами 43 "Готовая продукция", 11 "Животные на выращивании и откорме", 10 "Материалы", 20-1 "Растениеводство".

Объектами калькуляции по рабочему скоту является приплод и выполненные работы, измеряемые в рабочих днях (отработанных коне-днях), а калькуляционными единицами - одна голова приплода и один рабочий день лошади (коне-день).

Побочной продукцией являются: навоз, конский волос и шерсть-линька. Стоимость навоза определяется исходя из нормативных (расчетных) затрат на его уборку и хранение, стоимости подстилки, суммы амортизационных отчислений основных средств по удалению навоза из навозохранилищ и других расходов. Конский волос и шерсть-линька оцениваются по ценам возможной реализации.

Исчисление фактической  себестоимости начинают прежде всего с определения фактической себестоимости 1 кормо-дня (фуражного дня).

Себестоимость одного кормо-дня исчисляется делением суммы затрат на содержание рабочего скота (за вычетом стоимости побочной продукции) на общее количество кормо-дней рабочего скота.

Себестоимость одной головы приплода рабочих лошадей равна себестоимости 60 кормо-дней содержания взрослых животных.

Фактическая себестоимость  одного рабочего дня лошадей (коне-дня) определяется делением суммы расходов на содержание рабочего скота, за исключением затрат на приплод и стоимости побочной продукции, на количество коне-дней, отработанных рабочим скотом (не включая дни по самообслуживанию).

В течение года услуги гужевого транспорта списывают по их назначению в оценке плановой себестоимости рабочего дня. Фактическую себестоимость оказанных услуг определяют в конце года. Отклонения в себестоимости приплода списываются на дебет счета 11 "Животные на выращивании и откорме", а по выполненным работам в дебет тех счетов, на которых в течение отчетного периода учитывались произведенные работы по планово-расчетной себестоимости.

 

  1. Учет затрат и калькуляция себестоимости услуг по электро-, тепло-, водо-, газоснабжению и холодильным установкам.

Учет  затрат и исчисление себестоимости услуг электроснабжения

Расходы по электроснабжению состоят из затрат на выработку электроэнергии собственной электростанцией (расходы на оплату труда кочегаров, механиков и других работников, обслуживающих электростанцию; отчисления на социальные нужды от заработной платы указанных категорий работников; стоимость топлива; расходы на содержание и эксплуатацию основных средств; другие расходы по эксплуатации электростанции); стоимости электроэнергии, поступившей со стороны (от государственных энергосистем, электростанций других хозяйств, межхозяйственных объединений); расходов на содержание электрохозяйства (расходы на оплату труда электромонтеров и работников, обслуживающих электросети, подстанции и транспортные пункты; отчисления на социальные нужды от заработной платы указанных категорий работников; расходы на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования подстанций и трансформаторных будок).

Количество произведенной  собственными энергетическими установками  и полученной со стороны электроэнергии учитывают в журнале учета работы вспомогательных производств (604-АПК). Ежедневно на основании показаний счетчика (или расчетным путем) определяют количество выработанной электроэнергии и фиксируют основные показатели работы электрогенератора.

На основании данных, отраженных в журнале учета работы вспомогательных производств, составляют отчет об использовании продукции вспомогательных производств (605-АПК), который является основанием для записи суммы затрат по электроснабжению в производственный отчет подразделения (ф. 18-в), к котором учет ведут по установленной номенклатуре статей затрат.

Учет затрат по выработке  электроэнергии своими электростанциями и учет оплаченной электроэнергии, поступившей со стороны, ведут на одном аналитическом счете "Электроснабжение", открываемом к субсчету 4 "Энергетические производства (хозяйства)" счета 23.

Расходы на выработку  электроэнергии электрогенераторами, смонтированными на доильных, стригальных, сварочных и других агрегатах, на субсчете 23-4 не учитываются, а относятся прямо на себестоимость продукции соответствующих отраслей и производств.

При расходах на содержание собственной электростанции и внутрихозяйственной  электросети затраты в зависимости  от их вида относят на дебет счета 23, субсчет 4, с кредита счетов: 02, 10, 23, 50, 69, 70, 96.

Информация о работе Теоретические основы управленческого учета