Теоретические основы анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цели,задачи и информационная база анализа финансового состояния Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно-обос¬нованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресур¬сов в едином производственно-торговом процессе. Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния предприятия». Финансо¬вый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом фи¬нансового состояния еще и анализ формирования и распределения прибыли, се¬бестоимости продукции, реализации и другие вопросы.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.docx

— 156.36 Кб (Скачать)

Разделы,  подразделы,  параграфы,  главы, категории, предметные

статьи,  подстатьи,  элементы  расходов  называются  подразделениями

бюджетной классификации.

В  разрезе  категорий, статей, подстатей, элементов расходов по

каждому параграфу соответствующего раздела (подраздела) учреждения и

организации,  финансируемые  из  бюджета,  готовят  сметы  расходов,

организуют учет их исполнения и  составляют отчетность.

Такая  бюджетная  классификация  позволяет  проводить анализ по

локальным сметам, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений,

а  также  по сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе

отдельных учреждений.

Основные  показатели финансового  состояния учреждения - степень

обеспеченности   денежными   средствами   и   соблюдение  финансовой

дисциплины,  поэтому анализ заключается  в проверке соответствия сумм

финансирования  сметным  назначениям, а также фактических расходов -

сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными  задачами анализа финансирования бюджетных учреждений

являются:

-  оценка  обеспеченности  учреждения  финансовыми  ресурсами и

использования их по целевому назначению;

-     характеристика     состояния     расчетов    и    запасов

товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

-   выявление   причин   финансовых   нарушений  и   затруднения

финансирования;

- изучение организации финансирования;

- выявление резервов улучшения  финансового состояния учреждений

и разработка мероприятий по их реализации.

Финансирование   расходов  организаций,  содержащихся  за  счет

средств бюджета,    осуществляется   органами

государственного    казначейства.    Его    территориальные   органы

перечисляют  средства  в  пределах  сметных назначений распорядителя

средств (организации) по предъявленным  им платежным поручениям:

-  на  счета  поставщиков  -  за поставленные товары, оказанные

услуги, выполненные работы;

-  на счета получателей - по  обязательным расчетам и нетоварным

операциям;

-  на текущий счет организации  в банке - для получения наличных

денежных средств.

Перед   перечислением  средств  учреждению  сметные  назначения

должны быть обязательно уточнены. Это делается в следующих случаях:

-  при  необходимости  изменения  данных плана по сети, штатам  и

контингентам;

-   при   изменении  профиля   деятельности  или  режима  работы

учреждения;

-  при  выделении  дополнительных  ассигнований  на  содержание

учреждения;

-  при  необходимости  учета  имеющихся сверхнормативных запасов

товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

-  при  уменьшении  сумм  ассигнований  в  связи  с   нарушением

сметно-штатной   дисциплины   и   превышении   утвержденных  норм  и

нормативов, выявленных при проверке сметы;

-  при изменениях оплаты труда  и цен на материальные ценности  и

оказанные услуги в связи с инфляцией.

Как   правило,   в  адрес  бюджетного  учреждения  направляются

справки-извещения,  в которых  отражается сумма изменений с  указанием

причин.

Важной  задачей  анализа  финансирования  бюджетных  учреждений

является  выявление  обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой

целью  суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются

со  сметными назначениями и устанавливаются  факты недофинансирования

В  ходе финансирования бюджетные  средства учреждению должны

выделяться  своевременно  и  непрерывно.  Только  при  этом  условии

обеспечивается   нормальная   работа   учреждения  и  соблюдение  им

расчетной дисциплины. Средства на заработную плату необходимы ко дню

ее  выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы

по  капитальному  ремонту  зданий  и  сооружений  -  к моменту  сдачи

объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т.д. Поэтому

при  анализе  финансирования  сроки  перечисления  денежных  средств

учреждений  сопоставляют со сроками  производства отдельных расчетных

операций,  устанавливают  количество,  продолжительность  и  частоту

несвоевременного выделения средств.

Необходимо  отметить,  что  недовыполнение  сметных  назначений

может   быть   связано  с  инфляционными  процессами  и  отсутствием

бюджетных средств.

Важной  задачей  анализа  финансирования  бюджетных  учреждений

является  выявление  обеспеченности их финансовыми ресурсами.

С этой целью  суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со  сметными назначениями и устанавливаются  факты недофинансирования

Их  наличие  отрицательно  влияет   на   деятельность учреждений.

Недофинансирование наблюдается  по всем

рассматриваемым  статьям  за  исключением  расходов  на транспортные

услуги.  В  ходе финансирования бюджетные средства учреждению должны

выделяться  своевременно  и  непрерывно.  Только  при  этом  условии

обеспечивается   нормальная   работа   учреждения  и  соблюдение  им

расчетной дисциплины.

Средства на заработную плату необходимы ко дню

ее  выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы

по  капитальному  ремонту  зданий  и  сооружений  -  к моменту  сдачи

объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т.д. Поэтому

при  анализе  финансирования  сроки  перечисления  денежных  средств

учреждений  сопоставляют со сроками  производства отдельных расчетных

операций,  устанавливают  количество,  продолжительность  и  частоту

несвоевременного выделения средств.

При   анализе   финансирования  устанавливается  также  полнота

обеспечения  учреждения  бюджетными  ассигнованиями  для организации

нормальной  работы. 

В  распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных могут быть

и  те  средства, которые у  них образуются за счет платных услуг. Все

дополнительные  средства,  которые  получены помимо бюджета, проходят

по сметам внебюджетных средств.

Внебюджетными  средствами  называются  доходы,  образующиеся  в

результате  деятельности  бюджетных учреждений  по оказанию платных

услуг населению или предприятиям или сдачи в аренду принадлежащих  им

зданий,  помещений  и  инвентаря.  Значение каждого вида специальных

средств  в отдельности определяется важностью осуществляемых за счет

них мероприятий.

Доходы, получаемые от хозяйственной  деятельности, не включаются

в  местные  бюджеты  и  расходуются  строго по

целевому  назначению  в соответствии со сметой доходов и расходов по

внебюджетным средствам.

Планирование  доходов  и  расходов  по  внебюджетным  средствам

производится  в  порядке,  установленном  Методическими указаниями о

порядке  планирования,  использования  и учета доходов, получаемых от

хозяйственной   деятельности   юридических   лиц,  финансируемых  из

бюджета, утвержденными приказом Минфина РБ от 11.11.1999 № 324.

Бюджетные  учреждения,  имеющие  внебюджетные средства, обязаны

составлять  сметы  доходов  и  расходов по каждому виду внебюджетных

средств   по   утвержденной   Минфином  РБ  форме  и  отчетность  об

использовании  сметы доходов и расходов  по каждому внебюджетному

средству, а также сводный отчет, если имеется несколько внебюджетных

средств.  В  доходную часть сметы  включаются планируемые поступления

денежных средств по соответствующему виду внебюджетных средств.

В  расходной  части сметы  предусматриваются планируемые  расходы

по  этой  деятельности  с  распределением  их  по  статьям  бюджетной

классификации.

Расходы  по  смете доходов  и расходов по внебюджетным средствам

не могут превышать суммы, предусматриваемой  в доходной части сметы.

К   смете   доходов   и   расходов  по  внебюджетным  средствам

прилагаются расчеты показателей  работы учреждения, которые влияют на

объемы  доходов  и  расходов  по  внебюджетным средствам, расчеты  по

доходам,  расчеты по расходам по каждой статье, подстатье, элементу,

а   также   пояснительная   записка.  Кроме  этого,  к  каждой смете

внебюджетных  средств  должен быть приложен отчет о выполнении плана

по   сети,   штатам  и  контингентам  в  соответствии  с  конкретным

внебюджетным средством.

Содержание   анализа   исполнения  сметы  внебюджетных  средств

определяет следующие его задачи:

-  анализ  производственных  показателей по каждому конкретному

внебюджетному средству;

-   анализ   соответствия   сумм   полученных   доходов   суммам

осуществленных расходов;

-  изучение  соблюдения  сметно-финансовой  дисциплины по сметам

внебюджетных средств;

-    разработку    мероприятий,   направленных   на   повышение

эффективности    использования    специальных   средств,   а   также

производственно-хозяйственной   деятельности   по  оказанию  платных

услуг.

В качестве источников информации анализа  используются:

смета доходов и расходов по каждому  внебюджетному средству;

отчет  об  исполнении  сметы  доходов и расходов по внебюджетным

средствам (ф.4);

подробные  расчеты,  обоснования как доходов, так и расходов по

статьям бюджетной классификации;

отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам;

пояснительная записка.

При   проведении   анализа  внебюджетных  средств  производится

проверка   правильности  образования  и  использования  внебюджетных

средств. Для этого проверяется:

-  наличие  документов (разрешения) на открытие или образование

того   или  иного  внебюджетного  средства  со  стороны  вышестоящей

организации;

-  правильность  применения  тех  или  иных норм, цен,  тарифов,

которыми  должно  пользоваться  само  бюджетное учреждение  в своей

основной деятельности;

-  соответствие  сумм  полученных  доходов суммам произведенных

расходов.  В  случае  недополучения  доходов должна  быть сокращена

расходная часть по конкретному  виду внебюджетных средств;

-  наличие  случаев  передвижения  сметных  назначений из сметы

одного  вида  внебюджетных средств в смету другого вида внебюджетных

средств, что категорически не допускается.

Изучение  исполнения  сметы  доходов и расходов по внебюджетным

средствам   начинается   с   анализа   источников   их  образования.

Обусловлено   это  тем,  что  формирование  внебюджетных  средств  в

бюджетных  учреждениях  осуществляется  в пределах разрешенных видов

деятельности.  Поэтому  изучение источников их образования связано  с

проверкой правильности получения  доходов. С этой целью поименованный

в  отчете вид внебюджетных средств  и источники поступлений сверяются

с их утвержденным перечнем.

В  процессе  анализа устанавливается  состав специальных средств

учреждения  и выполнение плана  по поступлениям текущего года в целом

и по  каждому  их  виду.  Анализ  образования  внебюджетных  средств

каждого вида имеет особенности, обусловленные  характером оказываемых

услуг,   производственных   показателей   для   определения  размера

поступлений.  При  этом  учитывается,  что  в доходную часть сметы  и

отчета  включаются  сведения  о  поступлениях  и источниках денежных

средств,  остатки  денежных  средств  по  каждому  виду внебюджетных

средств  на  текущем  счете  на  начало планируемого года в смету  не

включаются.  Остатки  материальных  ценностей  также не отражаются в

доходной  части.

Под  источниками доходов по внебюджетной деятельности по статье

«Прочие   доходы»   в   учреждении  могут  учитываться  проценты  по

депозитам,   финансовая   помощь,   дивиденды   по   акциям,  прочие

хозяйственные услуги и др.

На   следующем   этапе  необходимо  проанализировать  структуру

поступлений  как по утвержденной смете, так и по ее исполнению.

Доходы  по смете внебюджетных средств  определяются на основании

установленных норм обслуживания, тарифов  и расценок с использованием

по  каждому  виду  внебюджетных  средств  специфических измерителей.

Сумма  доходов  зависит  от  объема  и  характера  услуг, а  также от

условий их предоставления - отпускной (договорной) стоимости.

В   процессе  анализа  исполнения  сметы  внебюджетных  средств

исходят  из того, что они направляются на цели, установленные при их

образовании.   Размер   расходов   определяется   по   каждому виду

внебюджетных  средств  в  соответствии  с  объемом работы и с учетом

необходимости    соблюдения    режима   экономии   и   хозяйственной

целесообразности   использования  ресурсов.  Расходы  осуществляются

раздельно  по  каждому  виду  средств в пределах их остатка. Поэтому

сумма  расходов  по  каждому  их виду не должна превышать доходы и не

может перекрываться доходами по другим видам внебюджетных средств.

При  изучении  расходов  по  отдельным  статьям  учитывается  их

зависимость от доходов. Если доходы поступают в меньшем по сравнению

Информация о работе Теоретические основы анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта