Разделы, подразделы, параграфы,
главы, категории, предметные
статьи, подстатьи, элементы
расходов называются подразделениями
бюджетной классификации.
В разрезе категорий, статей, подстатей,
элементов расходов по
каждому параграфу соответствующего
раздела (подраздела) учреждения и
организации, финансируемые из
бюджета, готовят сметы расходов,
организуют учет их исполнения и
составляют отчетность.
Такая бюджетная классификация
позволяет проводить анализ по
локальным сметам, по сводным сметам
однотипных бюджетных учреждений,
а также по сводным сметам министерств
как в целом, так и в разрезе
отдельных учреждений.
Основные показатели финансового
состояния учреждения - степень
обеспеченности денежными
средствами и соблюдение
финансовой
дисциплины, поэтому анализ заключается
в проверке соответствия сумм
финансирования сметным назначениям,
а также фактических расходов
-
сметным назначениям и кассовым
расходам.
Основными задачами анализа финансирования
бюджетных учреждений
являются:
- оценка обеспеченности учреждения
финансовыми ресурсами и
использования их по целевому назначению;
- характеристика
состояния расчетов
и запасов
товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- выявление причин
финансовых нарушений и
затруднения
финансирования;
- изучение организации финансирования;
- выявление резервов улучшения
финансового состояния учреждений
и разработка мероприятий по их реализации.
Финансирование расходов организаций,
содержащихся за счет
средств бюджета, осуществляется
органами
государственного казначейства.
Его территориальные
органы
перечисляют средства в пределах
сметных назначений распорядителя
средств (организации) по предъявленным
им платежным поручениям:
- на счета поставщиков
- за поставленные товары, оказанные
услуги, выполненные работы;
- на счета получателей - по
обязательным расчетам и нетоварным
операциям;
- на текущий счет организации
в банке - для получения наличных
денежных средств.
Перед перечислением средств
учреждению сметные назначения
должны быть обязательно уточнены.
Это делается в следующих случаях:
- при необходимости изменения
данных плана по сети, штатам
и
контингентам;
- при изменении профиля
деятельности или режима
работы
учреждения;
- при выделении дополнительных
ассигнований на содержание
учреждения;
- при необходимости учета
имеющихся сверхнормативных запасов
товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- при уменьшении сумм
ассигнований в связи с
нарушением
сметно-штатной дисциплины
и превышении утвержденных
норм и
нормативов, выявленных при проверке
сметы;
- при изменениях оплаты труда
и цен на материальные ценности
и
оказанные услуги в связи с инфляцией.
Как правило, в адрес
бюджетного учреждения направляются
справки-извещения, в которых
отражается сумма изменений с
указанием
причин.
Важной задачей анализа финансирования
бюджетных учреждений
является выявление обеспеченности
их финансовыми ресурсами. С этой
целью суммы фактически выделенных
учреждению средств сопоставляются
со сметными назначениями и устанавливаются
факты недофинансирования
В ходе финансирования бюджетные
средства учреждению должны
выделяться своевременно и
непрерывно. Только при этом
условии
обеспечивается нормальная
работа учреждения и соблюдение
им
расчетной дисциплины. Средства на заработную
плату необходимы ко дню
ее выплаты рабочим и служащим,
для расчетов с подрядчиком за
работы
по капитальному ремонту зданий
и сооружений - к моменту
сдачи
объектов и предъявления к оплате
расчетных документов и т.д. Поэтому
при анализе финансирования
сроки перечисления денежных
средств
учреждений сопоставляют со сроками
производства отдельных расчетных
операций, устанавливают количество,
продолжительность и частоту
несвоевременного выделения средств.
Необходимо отметить, что недовыполнение
сметных назначений
может быть связано с
инфляционными процессами и
отсутствием
бюджетных средств.
Важной задачей анализа финансирования
бюджетных учреждений
является выявление обеспеченности
их финансовыми ресурсами.
С этой целью суммы фактически
выделенных учреждению средств сопоставляются
со сметными назначениями и устанавливаются
факты недофинансирования
Их наличие отрицательно влияет
на деятельность учреждений.
Недофинансирование наблюдается
по всем
рассматриваемым статьям за
исключением расходов на транспортные
услуги. В ходе финансирования
бюджетные средства учреждению должны
выделяться своевременно и
непрерывно. Только при этом
условии
обеспечивается нормальная
работа учреждения и соблюдение
им
расчетной дисциплины.
Средства на заработную плату необходимы
ко дню
ее выплаты рабочим и служащим,
для расчетов с подрядчиком за
работы
по капитальному ремонту зданий
и сооружений - к моменту
сдачи
объектов и предъявления к оплате
расчетных документов и т.д. Поэтому
при анализе финансирования
сроки перечисления денежных
средств
учреждений сопоставляют со сроками
производства отдельных расчетных
операций, устанавливают количество,
продолжительность и частоту
несвоевременного выделения средств.
При анализе финансирования
устанавливается также полнота
обеспечения учреждения бюджетными
ассигнованиями для организации
нормальной работы.
В распоряжении бюджетных учреждений
кроме бюджетных могут быть
и те средства, которые у
них образуются за счет платных услуг.
Все
дополнительные средства, которые
получены помимо бюджета, проходят
по сметам внебюджетных средств.
Внебюджетными средствами называются
доходы, образующиеся в
результате деятельности бюджетных
учреждений по оказанию платных
услуг населению или предприятиям
или сдачи в аренду принадлежащих
им
зданий, помещений и инвентаря.
Значение каждого вида специальных
средств в отдельности определяется
важностью осуществляемых за счет
них мероприятий.
Доходы, получаемые от хозяйственной
деятельности, не включаются
в местные бюджеты и расходуются
строго по
целевому назначению в соответствии
со сметой доходов и расходов по
внебюджетным средствам.
Планирование доходов и расходов
по внебюджетным средствам
производится в порядке, установленном
Методическими указаниями о
порядке планирования, использования
и учета доходов, получаемых от
хозяйственной деятельности
юридических лиц, финансируемых
из
бюджета, утвержденными приказом Минфина
РБ от 11.11.1999 № 324.
Бюджетные учреждения, имеющие
внебюджетные средства, обязаны
составлять сметы доходов и
расходов по каждому виду внебюджетных
средств по утвержденной
Минфином РБ форме и отчетность
об
использовании сметы доходов и расходов
по каждому внебюджетному
средству, а также сводный отчет,
если имеется несколько внебюджетных
средств. В доходную часть сметы
включаются планируемые поступления
денежных средств по соответствующему
виду внебюджетных средств.
В расходной части сметы
предусматриваются планируемые
расходы
по этой деятельности с
распределением их по статьям
бюджетной
классификации.
Расходы по смете доходов
и расходов по внебюджетным средствам
не могут превышать суммы, предусматриваемой
в доходной части сметы.
К смете доходов и
расходов по внебюджетным средствам
прилагаются расчеты показателей
работы учреждения, которые влияют
на
объемы доходов и расходов
по внебюджетным средствам, расчеты
по
доходам, расчеты по расходам по
каждой статье, подстатье, элементу,
а также пояснительная
записка. Кроме этого, к каждой
смете
внебюджетных средств должен быть
приложен отчет о выполнении плана
по сети, штатам и
контингентам в соответствии
с конкретным
внебюджетным средством.
Содержание анализа исполнения
сметы внебюджетных средств
определяет следующие его задачи:
- анализ производственных
показателей по каждому конкретному
внебюджетному средству;
- анализ соответствия
сумм полученных доходов
суммам
осуществленных расходов;
- изучение соблюдения сметно-финансовой
дисциплины по сметам
внебюджетных средств;
- разработку мероприятий,
направленных на повышение
эффективности использования
специальных средств, а
также
производственно-хозяйственной
деятельности по оказанию
платных
услуг.
В качестве источников информации анализа
используются:
смета доходов и расходов по каждому
внебюджетному средству;
отчет об исполнении сметы
доходов и расходов по внебюджетным
средствам (ф.4);
подробные расчеты, обоснования
как доходов, так и расходов по
статьям бюджетной классификации;
отчет о выполнении плана по сети,
штатам и контингентам;
пояснительная записка.
При проведении анализа
внебюджетных средств производится
проверка правильности образования
и использования внебюджетных
средств. Для этого проверяется:
- наличие документов (разрешения)
на открытие или образование
того или иного внебюджетного
средства со стороны вышестоящей
организации;
- правильность применения
тех или иных норм, цен,
тарифов,
которыми должно пользоваться
само бюджетное учреждение в своей
основной деятельности;
- соответствие сумм полученных
доходов суммам произведенных
расходов. В случае недополучения
доходов должна быть сокращена
расходная часть по конкретному
виду внебюджетных средств;
- наличие случаев передвижения
сметных назначений из сметы
одного вида внебюджетных средств
в смету другого вида внебюджетных
средств, что категорически не допускается.
Изучение исполнения сметы
доходов и расходов по внебюджетным
средствам начинается с
анализа источников их
образования.
Обусловлено это тем, что
формирование внебюджетных средств
в
бюджетных учреждениях осуществляется
в пределах разрешенных видов
деятельности. Поэтому изучение
источников их образования связано
с
проверкой правильности получения
доходов. С этой целью поименованный
в отчете вид внебюджетных средств
и источники поступлений сверяются
с их утвержденным перечнем.
В процессе анализа устанавливается
состав специальных средств
учреждения и выполнение плана
по поступлениям текущего года в целом
и по каждому их виду. Анализ
образования внебюджетных средств
каждого вида имеет особенности, обусловленные
характером оказываемых
услуг, производственных
показателей для определения
размера
поступлений. При этом учитывается,
что в доходную часть сметы
и
отчета включаются сведения
о поступлениях и источниках
денежных
средств, остатки денежных
средств по каждому виду внебюджетных
средств на текущем счете
на начало планируемого года в смету
не
включаются. Остатки материальных
ценностей также не отражаются в
доходной части.
Под источниками доходов по
внебюджетной деятельности по статье
«Прочие доходы» в
учреждении могут учитываться
проценты по
депозитам, финансовая помощь,
дивиденды по акциям,
прочие
хозяйственные услуги и др.
На следующем этапе необходимо
проанализировать структуру
поступлений как по утвержденной
смете, так и по ее исполнению.
Доходы по смете внебюджетных средств
определяются на основании
установленных норм обслуживания, тарифов
и расценок с использованием
по каждому виду внебюджетных
средств специфических измерителей.
Сумма доходов зависит от
объема и характера услуг, а
также от
условий их предоставления - отпускной
(договорной) стоимости.
В процессе анализа исполнения
сметы внебюджетных средств
исходят из того, что они направляются
на цели, установленные при их
образовании. Размер расходов
определяется по каждому
виду
внебюджетных средств в соответствии
с объемом работы и с учетом
необходимости соблюдения
режима экономии и
хозяйственной
целесообразности использования
ресурсов. Расходы осуществляются
раздельно по каждому виду
средств в пределах их остатка. Поэтому
сумма расходов по каждому
их виду не должна превышать доходы
и не
может перекрываться доходами по другим
видам внебюджетных средств.
При изучении расходов по
отдельным статьям учитывается
их
зависимость от доходов. Если доходы
поступают в меньшем по сравнению