Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Цели,задачи и информационная база анализа финансового состояния Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно-обос¬нованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресур¬сов в едином производственно-торговом процессе. Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния предприятия». Финансо¬вый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом фи¬нансового состояния еще и анализ формирования и распределения прибыли, се¬бестоимости продукции, реализации и другие вопросы.
Данная таблица показывает,
что расходы по бюджету и ОМС
превышают сумму
Финансовый анализ важен не только для определения стратегии деятельности самих медицинских учреждений, но и для организации контроля со стороны вышестоящих органов, ОМС и страховых медицинских организаций за рациональностью использования средств, для оценки эффективности действующего хозяйственного механизма в целом.
Проанализировав статистические данные за 2009-2011 гг. ГБУЗ АО «ДГКБ №2», а именно себестоимость 1 койко-дня, экономические показатели стационара, отчет о прибылях и убытках, коэффициенты прибыльности и рентабельности, затраты на производство услуг стационара, можно сделать следующие выводы:
При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения, прежде всего, изучаются состав и структура расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они подразделяются на текущие и капитальные, зависящие и независящие от изменения показателей, штатов и контингента. Необходимые для анализа данные сметы расходов больницы за 2011 г. даны в табл. 18.
Таблица 18
Смета на 2011 г.
Показатели |
смета |
Факт |
отклон. |
удел. вес | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
+ / - |
+ / - | |
Заработная плата Начисления на зарплату Хозяйственные расходы коммерческие услуги Командировочные Расходы на питание Медикаменты Приобретение оборудования Приобретение мягкого инвентаря Капитальный ремонт Прочие расходы |
2059,0 725,0
721,0 73,0 5,0 251,0 133,0 120,0 10,0 927,0 251,0 |
39,0 13,7
13,7 1,4 0,1 4,8 2,5 2,2 0,2 17,6 4,8 |
2057,6 780,4
623,6 101,3 4,2 396,4 248,2 116,5 4,0 1024,7 322,1 |
36,2 13,7
11,0 1,8 0,1 7,0 4,4 2,0 0,1 18,0 5,7 |
- 1,4 + 55,4
- 97,4 + 28,3 - 0,8 + 145,4 + 115,2 - 3,5 - 6,0 + 97,7 + 71,1 |
- 2,8 0
- 2,7 + 0,4 0 + 2,2 + 1,9 - 0,2
+ 0,1 - 0,4 |
Итого |
5275,0 |
100 % |
5679,0 |
100 % |
+ 404,0 |
+ 0,9 |
Оценка исполнения сметы расходов требует также изучения эффективности расходов. К важному показателю относится средний расход содержания койки. Он определяется по плану расходов на текущее содержание в целом и отдельно по каждой статье. Средний расход койки рассчитывается по показателям: «утверждено по смете» и «фактический расход» путем деления суммы расхода на количество соответствующих единиц сети.
В табл. 19 приведены данные стационара больницы в 2011 году в расчете на одну койку.
Смета на 2011 г. в разрезе расходов на 1 койку
показатели |
по смете |
Факт |
Отклонения + / - | |||
тыс. руб. |
1 койка |
тыс. руб. |
1 койка |
тыс. руб. |
1 койка | |
Заработная плата Начисления на зарплату Хозяйственные расходы и коммерческие услуги Канцелярские принадлежности Командировочные Расходы на питание Медикаменты Приобретение оборудования Приобретение мягкого инвентаря Капитальный ремонт Прочие расходы |
2059.0 725.0 721.0
73.0 5.0 251.0 133.0 120.0 10.0 927.0 251.0 |
0.780 0.275 0.273
0.028 0.002 0.095 0.050 0.045 0.004 0.351 0.095 |
2057.6 780.4 623.6
101.3 4.2 396.4 248.2 116.5 4.0 1024.7 322.1 |
0.857 0.325 0.260
0.042 0.002 0.165 0.103 0.048 0.002 0.427 0.134 |
- 1.4 + 55.4 - 97.4
+ 28.3 - 0.8 + 145.4 + 115.2 - 3.5 - 6.0 + 97.7 + 71.1 |
+ 0.077 + 0.05 - 0.013
+ 0.014 0 + 0.07 + 0.053 + 0.003 - 0.002 + 0.076 +0.039 |
Итого |
5275.0 |
1.998 |
5679.0 |
2.365 |
404 |
0.367 |
Среднегодовое количество коек |
220 |
200 |
- 20 |
В больнице средний уровень
расходов на текущее содержание в
расчете на 1 койку повысился на
367 рублей, больница не добилась повышения
эффективности использования
Одной из значительных статей расходов сметы являются расходы по питанию. Их размер определяется исходя из действующих норм питания, числа дней питания и контингента питающихся. В учреждениях здравоохранения расходы на питание рассчитываются исходя из среднегодового количества коек, по отдельным их профилям, числа функционирования одной койки и нормы расхода на питание в расчете на одного больного в день.
На сегодняшний день в больнице никто не владеет полным контролем за финансовым положением больницы и не ведет тщательный учет соответствия планов и фактических затрат с целью дальнейшей корректировки планов на последующий период. Это объясняется существующим разделением труда в управленческом звене. Разрозненные данные собираются в различных подразделениях больницы (бухгалтерии, медстатистики, старших медсестер отделений, пищеблоке) и отправляются в различные места по требованию (в ФОМС, Министерство здравоохранения, главной медсестре, главному врачу, в отдел кадров). Однако редко фактически затраченные ресурсы по конкретному заболеванию или манипуляции подаются экономисту больницы. То есть плановая работа ведется в основном по факту прошлого года, хотя зачастую эти данные бывают искажены, либо не полны. Поэтому я считаю, что создание и поддержание действенной системы контроля и управления очень важны при ведении планово-финансовой работы. И результатами ее должны владеть не только вышестоящие организации, но и внутри больницы. Заинтересованными лицами постановки данного этапа являются прежде всего экономисты и главный врач больницы как лицо, отвечающее за состояние вверенного ему в управление объекта.
Контрольная функция данного этапа должна состоять в проверке соответствия плановых затрат с фактическими не только в сводной таблице в конце года, но и в каждом месяце либо квартале. Так как затраты могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от объема проведенного лечения, стоимости применяемых медикаментов и затрат на питание конкретного больного. Я считаю, что один раз в квартал, старшие медсестры отделение, лабораторий и диетсестра пищеблока должны подавать список по конкретным заболеваниям по фактическим затратам на одного больного. Работники медстатистики должны подавать данные о пролеченных больных. Экономист в свою очередь прорабатывает эти сведения и
результаты обсуждает
с главным врачом по корректировке
планов и передаче сведений обратно
в отделения с целью
Вышеописанный процесс финансового планирования в больнице для практического применения целесообразно более детально разработать, что невозможно охватить в курсовой работе в виду ее ограниченности. При разработке финансовых планов на год составление сметы нужно разбивать по конкретным отделениям и подразделениям больницы; учитывать сезонное изменение коечного фонда, движение кадрового состава и внедрение новых технологий лечения, вводимых в практику.
Для повышения эффективности финансового планирования в ГБУЗ АО «ДГКБ №2», следует:
В последние годы в здравоохранении
РФ произошли весьма существенные изменения,
в первую очередь, в объемах финансирования
и внедрения страховой
ГБУЗ АО «ДГКБ №2» - одно из немногих медицинских учреждений города Астрахани, которые на сегодняшний день имеют стабильное финансовое положение. Самый большой кредитор - республиканский бюджет, территориальный ФОМС оплачивает по конечному результату регулярно и полностью. При выполнении плановых показателей медицинского учреждения невозможно выбрать все средства, выделяемые для его финансирования через страховые организации. Для оценки результатов финансовой деятельности медицинских учреждений в условиях ОМС важно знать не только размер реально полученных средств за оказанные услуги по выставленным счетам, но и сколько медицинские учреждения могли бы зарабатывать.
Поэтому перспективной, на мой взгляд, является система, сочетающая финансирование:
Финансовое планирование среди медицинских учреждений, как вид плановой работы, помогающий правильно и корректно составлять сметы на год, является новым и пока еще мало освоенным. Данное положение дел обуславливается тем, что нет специальной литературы, нет нормативной базы широкого распространения. Администрация больниц не видит существенной экономической выгоды финансового планирования в новых условиях хозяйствования, не требует проведения должного экономического анализа. Одним из важнейших принципов экономического анализа деятельности медицинских учреждений является его логическая последовательность – переход от анализа результатов финансовой деятельности учреждения к обусловившим их причинам; от анализа деятельности учреждения в целом к анализу деятельности отдельных подразделений и т.д.
Главной задачей финансового планирования учреждений здравоохранения на сегодняшний день является поиск способов зарабатывания средств и лишь во вторую очередь - обеспечение наиболее рационального их использования. Это вызывает необходимость проведения анализа экономической эффективности лечебной деятельности и финансирования, как это было проведено в данном курсовом проекте, чтобы выяснить, покрывают ли доходы произведенные затраты. Процесс финансового планирования учреждений здравоохранения, приведенного на примере ГБУЗ АО « Детская городская клиническая больница№2», не является универсальным для всех видов ЛПУ и лишь схематично показывает направления в этом виде финансово-плановых работ.
Каждая больница определяет для себя сама род деятельности; штатное расписание; вид оплаты и стимулирования труда; виды затрат на лечение; структуру финансирования и методы привлечения новых источников финансирования, а также контроль и корректировку планов.
Необходимо отметить, что многое из нынешних направлений финансового планирования и экономического анализа не новы сами по себе и таковыми являются лишь по отношению к здравоохранению. Тем не менее овладение этими методами, адаптация их применительно к конкретным особенностям отрасли - задача достаточно сложная, требующая большого труда и классификации.
Еще больше это относится к специфичным методам экономического анализа и финансового планирования, применимым к медицинской деятельности.
Однако эффективность использования финансовых ресурсов в отдельном ЛПУ зависит и от общей стратегии финансирования отрасли, и от поиска внутренних резервов здравоохранения. Внутренними резервами финансовых ресурсов могут быть:
Информация о работе Теоретические основы анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта