Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:16, доклад
В специальной литературе определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Например, Соколов Я. В., Скобара В. В. и Островская О. Л. считают, что данное определение имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ».
б) аудиторскими фирмами:
• в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
•
в отношении экономических
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Аудиторы должны быть независимы от аудитируемой организации, от любой третьей стороны, от собственников и руководителей аудиторской организации.
Среди этических требований, предъявляемых к профессии аудитора, независимость является основополагающей.
Вопрос
о независимости аудиторов
а)
предстоящие или ведущиеся
б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
в) финансовая и имущественная зависимости аудитора от клиента;
г)
косвенное финансовое участие в
организации клиента через
д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
ж) участие аудитора в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По
вышеперечисленным
Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:17
а)
если она участвует в финансово-
б) если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству;
в) если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги, необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора.
Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость; честность; объективность; профессиональную компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Аудиторская деятельностью может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.18
Бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по критериям деятельности.
Предмет аудиторского контроля конкретизируется его объектами, которые детализируют каждую стадию производства.
Так, на стадии производства общественно необходимого продукта объектами контроля выступают объемы выпуска продукции, качество произведенной продукции, инженерное обеспечение производства и т. п. Объекты контроля определяют в соответствии с целью контроля.
Аудиторский
контроль исследует поведение
Эмпирические объекты делят на натуральные, или физические, существующие в природе объективно, независимо от нашей воли и сознания, и искусственные, созданные по воле человека в процессе производственной деятельности.
Следовательно, объектами аудиторского контроля являются предметы и средства труда, а также сам труд, используемый в процессе расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта.
В зависимости от степени сложности различают простые и сложные объекты исследования, которые отличаются числом элементов и видом связи между ними, поэтому они называются системными.
К простым относят объекты, содержащие несколько элементов. Например, продукция является простым объектом для контроля, который можно расчленить на такие элементы: качество, ассортимент, конкурентоспособность на рынке, эстетическая привлекательность и т. п.19
К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую необходимо исследовать, а потом описать элементы, конкретизирующие эти объекты. Сложные объекты исследуют по методу «черного ящика», который состоит в поисках взаимосвязей между входными взаимодействиями и реакцией объекта на них. «Черный ящик» - понятие кибернетики, означающее, что наличные знания не дают возможности установить структуру сложной системы или ее компонентов, внутренних закономерностей ее функционирования, а можно только установить взаимозависимость изменений на входе и выходе системы, определить направление дальнейшего исследования. Так, эффективность новой техники относят к сложным объектам контроля, на входе которых известны затраты на внедрение, а на выходе - произведенная продукция. Однако элементы, характеризующие ее, т.е. факторы, воздействующие на результаты деятельности, количественное отображение их для определения влияния на контролирующий объект можно установить при дальнейшем исследовании с применением методов экономического анализа.
Для выбора в предмете аудиторского контроля основного качества исследуют совокупность однотипных объектов, определяют их сходство, соответствующее целям контроля. На основе результатов предварительного изучения этой совокупности находят объект контроля, имеющий все основные качества реальных объектов. Правильное определение объекта контроля на стадии общественного расширенного воспроизводства в соответствии с целью контроля повышает результативность контрольных действий.
Каждый объект окружает среда, с которой он взаимодействует. Задача контроля состоит в том, чтобы выявить факторы, влияющие на поведение объекта контроля, выделить из них существенные и несущественные. На существенных необходимо сосредоточить усилия контроля. Критериями выбора существенных факторов являются цель контроля и уровень накопленных в этом направлении знаний. Если уровень знаний о влиянии факторов на поведение объекта недостаточен, то это может быть основой для отнесения таких факторов к группе существенных. Так, контролируя факторы, влияющие на формирование себестоимости продукции, выделяют в основном производственные и экономические, игнорируя при этом как несущественные социальные факторы. Уровень знаний об этих факторах явно недостаточен. Поэтому в современных условиях рыночной экономики в аудиторском контроле их не отбрасывают, а изучают во взаимодействии с другими факторами.
Выбор существенного влияния на объект контроля имеет большое практическое значение, поскольку является определяющим для достоверности полученных результатов. Если какое-либо существенное влияние не учтено, то выводы, полученные в результате контроля, могут быть ошибочными, неполными и неправильными.
Определив объект контроля, факторы, влияющие на его поведение, устанавливают его параметры, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целью контроля. От правильности определения параметра контролирующего объекта в значительной степени зависит результат контроля.
Социальное управление и контроль - явления, тесно связанные друг с другом. Как относительно самостоятельные они, взаимодействуя, образуют устойчивую систему. В процессе социального управления контроль является связующим звеном между управленческими циклами. Процесс управления состоит из таких функционально-логических стадий: управленческого решения; контроля и проверки выполнения; оценки результатов. Следовательно, контроль является необходимой самостоятельной функцией управления.20
Контроль и проверка выполнения начинаются с изучения управленческого решения, сопровождающего процесс разработки конкретной социальной программы действий и наиболее полно проявляющегося на стадии фактического выполнения решения. Завершая первичный процесс управления, контрольная деятельность создает благоприятную перспективу для нового управленческого цикла. Таким образом, социальный контроль становится одним из компонентов механизма государственного управления. В процессе контроля проверяют: качество самого управленческого решения; эффективность тех организационных мер, которые принимались для его выполнения; соответствие организации объекта в социальной сфере целям успешного выполнения установок управленческого решения, а также расстановку кадров, исполняющих решения.
В контроле как функции социального управления четко проявляется его информационная и коррекционная сущность. Контроль является универсальным средством получения информации по каналу обратной связи. Без механизма обратной связи между субъектом и объектом процесс социального управления теряет четкость и целенаправленность. Для того чтобы успешно управлять, руководитель должен знать результаты своего управленческого влияния на объекты управления. Контроль дает возможность получать оперативную информацию, объективно отображающую состояние дел на подконтрольных объектах, соответствие их деятельности утвержденной социальной программе; выявить недостатки в принятых решениях, в организации выполнения, способах и средствах реализации их; изучить деловые качества работников. Функции контроля правового государства с рыночной экономикой включают в себя содействие деятельности предпринимателей в процессах, выполняемых ими, с помощью экономических стимулов. К ним принадлежат льготное государственное кредитование производства продукции народного потребления, налоговая система и т. п. Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль и внутренний контроль владельцев, заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).
Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.21