Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является исследование совокупности экономических, правовых, управленческих, маркетинговых, информационных, технологических и других аспектов, которые вместе составляют основу финансового оздоровления коммерческих банков в условиях преодоления последствий экономического и финансового кризисов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………4
1 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….………………………6
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы финансового оздоровления………………………….6
1.2 Стратегия и тактика финансового оздоровления …………………………………………...13
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «ПЕРВОМАЙСКИЙ») ……………………..20
2.1 Анализ методик оценки несостоятельности и вероятности банкротства в системе антикризисного управления кредитных организаций…………………………………………..20
2.2 Методика ЦБ РФ мониторинга «проблемных» банков…………………………...…..…..28
2.3 Надзор оперативно-тактической деятельности «проблемного» коммерческого банка «Первомайский» ………………………………………………………………………..…………40
2.4 Оценка финансового состояния «проблемного» банка……………….. ……….…………50
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………….……….70
3.1 Санация кредитной организации……………………………………………………...……...70
3.2 Проблемы реализации финансового оздоровления кредитных организаций и варианты их решения………………………………………………………………….………………….……...79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………..…………………………..82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……

Файлы: 1 файл

Мой ПЕЧАТАЛА.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

     Конкурсный  управляющий кредитной организации в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного  управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Вестник Банка России». Еще он опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

     Согласно  ст. 48 Закона Банк России вносит запись о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций.

     Конкурсный  управляющий ежемесячно представляет в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России.

     После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий  в срок не позднее 6 месяцев после открытия конкурсного производства составляет  промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень представленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.

     Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются и представляются в Банк России в соответствии с  нормативными актами Банка России. Ликвидация кредитной организации  считается завершенной, а кредитная  организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. Запись о ликвидации кредитной организации в Книге государственной регистрации производится на основании определения арбитражного суда о завершении производства, вынесенного в соответствии со ст. 119 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

     Особенности распределения конкурсной массы  регламентированы ст. 49 Закона. Она гласит, что за счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь, удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным  с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

     В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные этим не применяются. Финансовое оздоровление страховых организаций (Процедура наблюдения) в отношении страховых организаций осуществляется по общим правилам, установленным для данной процедуры «Закона о несостоятельности (банкротстве)».[11]

     Применение  к страховым организациям внешнего управления, осуществляется по общим  правилам с некоторыми особенностями, установленными для случая продажи  предприятия (бизнеса) должника на этапе  внешнего управления. Такой особенностью является то, что в целях защиты интересов страхователей в этом случае к его покупателю - иной страховой организации, переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым к моменту реализации имущества страховой случай не наступил.

     Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая компания. Продажа имущественного комплекса страховой организации на торгах при проведении внешнего управления осуществляется по правилам, предусмотренным по статьями 86 и 145. Закона «О несостоятельности (банкротстве)», из которых следует, что торги могут быть только закрытыми и проводится как при внешнем управлении, так и при конкурсном производстве.

     Если  мероприятие внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности должника и к удовлетворению всех требований кредиторов, страховая организация признается банкротом. Особенности осуществления конкурсного производства в отношении страховой организации является то, что имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой  организации банкротом.

     В случае принятия арбитражным судом  решения о признании страховой  организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, заключенные этой организацией в качестве страховщика, и по которым страховой случай не наступил, прекращаются, за исключением случаев, когда имущество должника продается.

     Страхователи  по прекращенным договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально сроку, на который было прекращено действие договора. При наступлении страхового случая до признания арбитражным судом страховой организации неплатежеспособной (банкротом) и открытия конкурсного производства, страхователи (выгодоприобретатели), заключившие договор страхования с данным страховщиком, сохраняют право требовать выплаты им страховой суммы.

     В зависимости от вида страхования  требования страхователей удовлетворяются в следующем порядке. Сначала выплачивается страховая сумма по договорам обязательного  личного страхования, затем удовлетворяются требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования. В третью очередь удовлетворяются  требования иных страхователей, в том числе тех, кому причитается часть страховой премии. В последнюю  очередь, выплачиваются платежи по требованиям прочих кредиторов.

     Мировое соглашение между должником и  его кредиторами заключается  в соответствии с гл. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При заключении мирового соглашения, согласно ст. 123 Закона должны быть оформлены следующие документы: протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; список всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против его заключения. Соглашение было утверждено арбитражным судом на основании  заявления об утверждении мирового соглашения и явилось основанием для прекращения моратория на удовлетворение требования кредиторов.

     Финансовое оздоровление профессиональных участников рынка ценных бумаг. Процедура наблюдения при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг осуществляется по правилам, предусмотренным для данной процедуры гл. 4 Закона с особенностями, установленными ст. 150.

     Временный управляющий обязан в 10-дневный срок с момента его назначения направить  клиентам, передавшим должнику в управление, принадлежащие им ценные бумаги, извещения  о возбуждении дела о банкротстве  и вступлении в права временного управляющего. В этом извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего, вид и реквизиты аттестата, выданного государственным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершать с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

     Внешнее управление при банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг  осуществляется по правилам главы 5 Закона с особенностями, установленными ст. 151 Закона. Так, с момента введения внешнего управления или конкурсного производства, оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату.

     Если  требования клиентов в отношении  возврата принадлежащих им ценных бумаг  одного вида (одного эмитента, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящегося в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат их клиентам осуществляется пропорционально их требованиям.

     Мировое соглашение как одна из процедур банкротства  профессионального участника рынка  ценных бумаг, то есть добровольное соглашение должника  с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок заключается по общим правилам для всех категорий должников, предусмотренных гл. 7 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

     Таким образом, необходимо отметить, что особое общественное «звучание» и серьезные  последствия для экономики целых  регионов России имеет банкротство  градообразующих организаций, сельскохозяйственных и кредитных организаций, дела о  несостоятельности страховых организаций носят единичный характер, а дела о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг в настоящее время отсутствуют. Так, из статистических данных о банкротстве особых категорий должников - юридических лиц следует, что на 01.03.2009 г. в производстве арбитражных судов РФ находилось дел о банкротстве градообразующих организаций - 114, сельскохозяйственных организаций - 771, кредитных организаций - 403,  страховых - 47, дел о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг не имелось.  

     2. Анализ и оценка стратегии и тактики финансового оздоровления

2.1 Анализ методик   оценки несостоятельности и вероятности банкротства в системе антикризисного управления кредитных организаций 

     Практика  оценка несостоятельности и прогнозирования вероятности банкротства организаций, в том числе и кредитных, в антикризисном управлении является чрезвычайно важной с точки зрения поддержания стабильности не только банковской, но и всей экономической системы в условиях экономического спада.

     На 01.01.2011 г. по данным Банка России в России количество коммерческих банков составило 1012. Так, количество банков за 2008 г. их количество сократилось на 28 банков (2,46%), за 2009 г. - на 50 банков (4,51%), а за 2010 г. - еще 46 коммерческих банков. Сокращение банков по Федеральным округам распределяется почти одинаково. Таким образом, количество банков в России за последние годы постоянно снижается. По мнению экспертов, в ближайшие годы в стране останется около 500-600 коммерческих банков. Причем, если тенденции сохранятся, то в ближайшее время региональные банки могут просто исчезнуть.2 Так, по состоянию на 01.01.2011 г. из общего количества банков – 514 или 50,8% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве.

     По  данным Банка России только 606 банков имеют уставной капитал, который соответствует требованиям главного Банка страны или близок к этому, что составляет 59,9% от общего числа этих финансовых учреждений. Вместе с тем, необходимо отметить, что «проблемных» банков среди оставшейся другой половины всего около 30 и это не так уж много. Количество проблемных банков в России значительно увеличилось в конце 2008 - начале 2009 годов. Этого и следовало ожидать: сказались как глобальная финансовая ситуация, в которой главной пострадавшей стороной оказалась именно банковская сфера, так и упомянутые скоропалительные действия вкладчиков, стремившихся как можно быстрее изъять свои деньги из банков. Особенно тяжёлыми в этом плане стали последние месяцы 2008 г. Так, только за октябрь-ноябрь количество банков, которые не смогли выполнить установленный государством норматив «мгновенной ликвидности», увеличилось с двух сразу до четырнадцати.

___________________________________________

2 Количество банков в России - динамика за 2008-2011 гг., уставной капитал и количество банков в разрезе регионов. Интернет ресурс:http://www.bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html 

     Всего же к февралю 2009 г. в разряд проблемных и потенциально проблемных банков экспертами было помещено около 150 банковских учреждений: более чем в три раза больше, чем в предкризисные месяцы. Однако, несмотря на то, что к концу 2009 г. на фоне относительной макроэкономической стабилизации положение российской банковской системы улучшилось, в 2010 г. у многих «проблемных» банков возникли серьёзные проблемы из-за невозврата кредитов. Поэтому они стали проходить процедуру финансового оздоровления. По осторожным оценкам аналитиков банковской сферы одна треть из них закрылась в силу своей маломощности, но остальные были вовлечены процесс концентрации капитала и консолидации банковских организаций.  Часть банков успешно прошли этап санации и нарастили объемы активов и капитала.      

     В числе «проблемных» банков в условиях экономического спада оказались  достаточно успешные в прошлом банки.  Отметим, что региональная структура действующих кредитных организаций, представленная на официальном сайте Центрального Банка РФ, свидетельствует не только о концентрации банков. В Центральном Федеральном округе – 632 банка, их них 555 в Москве, но также и о том, что из 49 кредитных организаций по России, по тем или иным причинам, прекратившим свое существование, 41 банк находился именно в Москве. В Центральном Федеральном округе  находится также наибольшее число филиалов – 758 или 21,9% от общего числа филиальной сети. Количество банков, работающих со своей филиальной сетью,  в Южном Федеральном банке составляет  10,4% от общего количества действующих банков, то есть примерно 134 банка. Из них, по подсчетам журнала «Коммерсант» примерно 15 банков являются «проблемными».

Информация о работе Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка