Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является исследование совокупности экономических, правовых, управленческих, маркетинговых, информационных, технологических и других аспектов, которые вместе составляют основу финансового оздоровления коммерческих банков в условиях преодоления последствий экономического и финансового кризисов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………4
1 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….………………………6
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы финансового оздоровления………………………….6
1.2 Стратегия и тактика финансового оздоровления …………………………………………...13
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «ПЕРВОМАЙСКИЙ») ……………………..20
2.1 Анализ методик оценки несостоятельности и вероятности банкротства в системе антикризисного управления кредитных организаций…………………………………………..20
2.2 Методика ЦБ РФ мониторинга «проблемных» банков…………………………...…..…..28
2.3 Надзор оперативно-тактической деятельности «проблемного» коммерческого банка «Первомайский» ………………………………………………………………………..…………40
2.4 Оценка финансового состояния «проблемного» банка……………….. ……….…………50
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………….……….70
3.1 Санация кредитной организации……………………………………………………...……...70
3.2 Проблемы реализации финансового оздоровления кредитных организаций и варианты их решения………………………………………………………………….………………….……...79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………..…………………………..82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……

Файлы: 1 файл

Мой ПЕЧАТАЛА.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

     В плане также содержится информацию о законодательных ограничениях: по проникновению на рынок (налоговые, таможенные запреты, необходимость наличия лицензии и т. п.); по установлению цены на продукцию (изделия), государственное регулирование ценообразования.

     Деятельность в сфере маркетинга предприятия в системе финансового оздоровления включает:

     - стратегию маркетинга;

     - стратегию проникновения на рынок;

     - стратегию роста;

     - каналы распределения и коммуникации;

     - стратегию осуществления продаж;

     - характеристику и анализ каналов сбыта, объем сбыта продукции (изделий) каждому каналу;

     - описание продукции (изделий);

     - жизненный цикл продукции (изделий).

     Финансовый  план в банке включает [8]:

     - прогноз финансовых результатов;

     - потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников инвестирования;

     - модель дисконтированных денежных потоков;

     - дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта;

     - график погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов;

     - расчет точки безубыточности (порога рентабельности);

     - агрегированную форму прогнозного баланса.

     Исходные  данные для расчета финансового  плана формируются на основе разделов Плана финансового оздоровления: раздел 5 «Рынок и конкуренция»; раздел 6 «Деятельность в сфере маркетинга предприятия»: определяют потребности рынка в том или ином виде продукции (изделий) и его объема по цене, сложившейся на рынке; раздел 7 «План производства»: определяет возможности предприятия по выпуску в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребности рынка.

     На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов. Выручка от реализации продукции (изделий) определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции (изделий). Прогнозирование объемов продаж учитывает результаты маркетинговых исследований - рассматривается ожидаемый ежегодный прирост производства продукции (изделий), а также возможности предприятия, то есть  производственные мощности.

     Оценка  прироста производства продукции (изделий) должна исходить из анализа перспектив развития отрасли и ретроспективных тенденций развития предприятия; оценка ежегодного роста цен на продукцию (изделия) предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы (для прогнозных расчетов используются данные Госкомстата).

     В качестве источников инвестирования рассматриваются акционерный капитал, привлеченный капитал, прочие источники инвестирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие как задолженности по оплате труда, по имущественному и личному страхованию, по расчетам с бюджетом и т. д. На основе производственной программы, рассчитанной в составе плана финансового оздоровления и прогноза финансовых результатов деятельности, формируется модель дисконтированных 
денежных потоков.

     Сопоставление размера вложенных средств и прогнозируемых 
от данного вложения результатов осуществляется посредством специальных методов и инструментов, включающих: дисконтирование и начисление сложных процентов; расчет показателей чистой приведенной стоимости проекта и внутренней нормы прибыли (внутреннего предельного уровня доходности); динамический (дисконтный) срок окупаемости проекта.

     Построение  модели денежных потоков базируется на применении техники дисконтированных денежных потоков.

     Требуемый оборотный капитал - это оборотные средства, которыми должно располагать предприятие в начале периода. Его величина рассчитывается как произведение выручки от реализации и требуемого оборотного капитала (в процентном исчислении) на планируемый год.

     Текущий оборотный капитал можно найти в последнем доступном на дату оценки балансовом отчете. Величина текущего оборотного капитала рассчитывается как разность между текущими активами и текущими обязательствами.

     Величину  излишка (дефицита) оборотного капитала можно рассчитать, сопоставив требуемый оборотный капитал и имеющиеся в наличии оборотные средства. В случае дефицита оборотного капитала его следует прибавить к величине потребности в инвестировании, поскольку эта величина представляет собой денежные средства, которые должны быть вложены в предприятие с целью обеспечения его бесперебойного функционирования в будущем.

     Порядок согласования плана финансового  оздоровления предприятия [9].         План финансового оздоровления (бизнес-план), разработанный предприятием в соответствии с типовой формой плана финансового оздоровления (бизнес-планом) и методическими рекомендациями по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов), направляется:

     - предприятиям для согласования соответствующему органу исполнительной власти субъекта РФ;

     - федеральному органу исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в данной отрасли (сфере управления);

     - Государственному комитету РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур;

     - Министерству финансов РФ.

     Согласование  включает удовлетворение требований, предъявляемых каждой из вышеперечисленных организаций соответственно и затрагивающих совместные интересы данных организаций и предприятия.

     Срок  рассмотрения плана финансового оздоровления и его согласование -30 календарных дней со дня его получения.

     На  следующем этапе план финансового  оздоровления (бизнес-план) представляется для согласования в Федеральное  управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Согласованный Федеральным управлением план финансового оздоровления (бизнес-план) направляется для согласования в Министерство экономического развития и торговли РФ. Если в течение 20 календарных дней со дня получения Министерство экономического развития и торговли не направит в Федеральное управление,  мотивированное заключение о нецелесообразности представления государственной финансовой поддержки, данный план признается согласованным.

     Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) рассматривает и утверждает план финансового оздоровления (бизнес-план).

          

     1.2 Стратегия и тактика  финансового оздоровления 

     Стратегия финансового оздоровления предприятия (организации) представляет собой долгосрочную эффективную деятельность предприятия, устойчивый экономический рост и развитие, повышение конкурентоспособности, позитивное  качественное и количественное изменение всех параметров деятельности и выступает как:

     - система организационно-экономических  мер по достижению долгосрочных  целей предприятия (организации);

     - программа (стратегический план) действий, которые определяют финансовые  приоритеты и финансовые ресурсы  для достижения целей;

     - эффективная деловая концепция  по достижению конкурентных преимуществ;

     - финансовые средства для достижения целей;

     - разработка альтернативных сценариев  развития предприятия и финансовой  деятельности (оптимистический, пессимистический  и другие);

     - система способов финансового  управления;

     - совокупность финансовых ориентиров  и альтернативы.[34, с.71]

     Не существует единой стратегии финансового оздоровления для всех предприятий. В то же время существуют определенные модели и общие элементы, которые включают:

     - финансовое планирование и прогнозирование;

     - финансовые ресурсы и источники  их пополнения;

     - финансовую стратегию бизнеса;

     - информационно- правовые системы;

     - контроль и аудит;

     - маркетинговый анализ среды;

     - налоговые параметры;

     - портфельный сценарий;

     - учет, контроль и оценку предпосылок,  отклонений финансового развития  и другие. [24]

     Деловая финансовая стратегия может быть стратегией роста или наступательной, стратегией дифференциации, диверсификации или специализации, портфельной,  либо многоцелевой маркетинговой и так далее. В период деятельности предприятия, на любой стадии финансового оздоровления остаются обязательными:

     - финансовый анализ и оценка финансирования, инвестиций;

     - анализ и оценка затрат и доходов, структуры и значимости издержек, кумулятивных чистых доходов;

     - учет финансовых и предпринимательских рисков;

     - определение объема и структуры необходимых финансов;

     - анализ собственного и заемного капитала, финансовых показателей деятельности предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности, капитала, чистой дисконтированной стоимости и других.

     На финансовое оздоровление предприятий влияют следующие факторы: практика управления, производственный опыт, техническая, ресурсная и финансовая поддержка, источники финансирования, маркетинговые исследования и их качество, СВОТ - анализ,  наличие и состав рисков, тип экономической стратегии, а также ряд факторов внешнего порядка[24].

     Особенности финансового оздоровления отдельных  категорий должников Организации (юридические лица), в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве  и финансовом оздоровлении, учитывающие их особенности, могут быть разделены на 4 группы (см. рис.1).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.   Категории должников

     К первой группе относятся  такие категории  должников, к которым  применяются специальные  нормы, содержащиеся непосредственно  в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», например, градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, а также организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.1

       Во вторую группу включена категория должников, как например, кредитные организации – особый режим несостоятельности которых регулируется отдельным федеральным законом. Финансовое оздоровление кредитных организаций включает процедуры - наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Наблюдение  как процедура банкротства кредитной организации осуществляется по общим правилам проведения данной процедуры, которые установлены законодательством. Процедура наблюдения применяется лишь после отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Назначается  временный управляющий, им проводится  анализ финансового   состояния должника в целях определения возможности или невозможности

_________________________

1ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. 03.05.2011 г.) – с. 17

восстановления платежеспособности банка, установлен размер требований кредиторов.

     В соответствии со ст. 46 указанного Закона  конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной  организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия такого счета и осуществление по нему расчетов определяется нормативными актами Банка России.

     В течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счет в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств. Они перечисляются с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России.

Информация о работе Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка