Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является исследование совокупности экономических, правовых, управленческих, маркетинговых, информационных, технологических и других аспектов, которые вместе составляют основу финансового оздоровления коммерческих банков в условиях преодоления последствий экономического и финансового кризисов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………4
1 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………….………………………6
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы финансового оздоровления………………………….6
1.2 Стратегия и тактика финансового оздоровления …………………………………………...13
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «ПЕРВОМАЙСКИЙ») ……………………..20
2.1 Анализ методик оценки несостоятельности и вероятности банкротства в системе антикризисного управления кредитных организаций…………………………………………..20
2.2 Методика ЦБ РФ мониторинга «проблемных» банков…………………………...…..…..28
2.3 Надзор оперативно-тактической деятельности «проблемного» коммерческого банка «Первомайский» ………………………………………………………………………..…………40
2.4 Оценка финансового состояния «проблемного» банка……………….. ……….…………50
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………….……….70
3.1 Санация кредитной организации……………………………………………………...……...70
3.2 Проблемы реализации финансового оздоровления кредитных организаций и варианты их решения………………………………………………………………….………………….……...79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………..…………………………..82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……

Файлы: 1 файл

Мой ПЕЧАТАЛА.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

     Административно-хозяйственные и операционные расходы в 2010 г. составили 856,0  тыс. рублей. Это на 62,0% больше расходов в 2009 г. Из них административно-хозяйственные расходы составили 382,0 тыс. рублей, что на 24 % больше аналогичных затрат 2009 г. Исходя из этого, показатель  среднемесячных административно-хозяйственных расходов на 1 работника составил 5,1 тыс. рублей, что превышает средний показатель в целом и по филиалам (3,3 тыс. рублей). Выявлено сокращение расходов на эти цели на 85,0%.

     В четвертом квартале 2009 г. расходы на оплату труда составили 16,7 млн. рублей (15,0% от общих расходов). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года расходы на оплату труда увеличились в 2010 г. на 22,0%.

     При оценке реальности мероприятий, предусматривающих  повышение доходности операций банка, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.

     Согласно  плану финансового оздоровления при анализе качественных показателей было установлено, что в результате роста доходности работающих активов по плану они в годовой перспективе должны были увеличиться с 5,3% до 6,33%. Однако  продолжающееся повышение стоимости привлеченных средств (с 3,7% до 4,1%) не позволило бы реализовать этот пункт плана финансового оздоровления.

     Кроме того, прирост внутренней стоимости банковских услуг (3,3%,  и 4,7%). Этот показатель по-прежнему ниже среднего на 3 пункта.  Опережающий темп роста расходов над темпами роста процентных и внутрибанковских расходов не позволил выполнить показатель затрат к чистому операционному доходу: 101.1% по плану, 49,3% по факту. Притом, что  данный показатель сложился на уровне 41,2%. Снижение темпов роста комиссионных доходов в ходе финансового оздоровления по отношению к соответствующему периоду прошлого года привели к уменьшению уровня комиссионного дохода с 2,2% до 1,1%.

     План  по формированию платных пассивов отделения по состоянию на 01.10.2009 г. был выполнен на 68,4%, в том числе в рублях на 57,1%, в иностранной валюте 72,3%. Вместе с тем, не был  выполнен  план по остаткам на счетах юридических лиц, а также по остаткам на счетах физических лиц. Не был выполнен контрольный показатель ЦБ РФ остатка на счетах физических  лиц со сроком хранения не менее двух лет: 43,0%. В связи с этим в плане финансового оздоровления предлагается  зарплатный проект.

     В целом банк мог бы, согласно плану финансового оздоровления выйти по  показателю общих привлеченных средств на 1 работника, (5058,0 тыс. рублей) и должен активно работать в этом направлении. Но  снижение остатков на счетах банковских карт на 1,2 млн. рублей по сравнению с началом года привело не только к снижению доли остатков на счетах банковских карт (2,7% против 5,8%), явилось существенным фактором невыполнения плана по привлеченным средствам физических лиц.  С этой целью в плане финансового оздоровления предлагается  повысить процентную ставку по депозитам физических лиц отдельных категорий граждан (пенсионеров, молодежи) до 14,5% годовых.

     По  привлеченным средствам во вклады до выполнения планового показателя не хватило 1,7 млн. рублей по остаткам в векселях, сертификатах - 4,3 млн. рублей.

     Признанные  реальными мероприятия оценивались  с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно было обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.

     В этих целях мероприятия плана  финансового оздоровления, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, должны обеспечить своевременность расчетов по текущим обязательствам, что является  одним из основных условий выполнения банка мероприятий по финансовому оздоровлению.

     При оценке влияния указанных мероприятий  на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации  следует исходить из того, что банк будет осуществлять в период проведения оздоровления все присущие ему операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в ЦБ РФ и резервный фонд.

     Выполнение  бизнес-плана по остаткам на счетах юридических лиц на отчетную дату составило 58,0% в рублях и 53,0% в инвалюте. С начала 2010 г. убыток составил 1,5 млн. рублей. Среднедневной объем привлеченных средств юридических лиц в рублях в 2010 г. все же стабилизировался, будучи в кризисной ситуации выполнение плана было обеспечено на 82,0%. В рейтинге отделений  сочинский филиал за анализируемый период оказался на 39 месте по темпу роста привлеченных средств и на 26-ом по выполнению бизнес-плана. Среднедневной остаток на счетах юридических лиц в расчете на 1 работника составил 212,0 тыс. рублей.

      Однако  действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов. Действительно, по состоянию на 31.10.2009 г. в кризисной ситуации филиалом был получен убыток в размере 18,0 млн. рублей против плановой прибыли – 16,0 млн. рублей.

     По  плану  необходимо было восстановить резерв на возможные потери по ссудам, который и должен был сформировать около 12,0 млн. рублей непроцентных доходов. Это позволило бы банку получить даже небольшую прибыль, правда, значительно меньше планируемой прибыли. Но в результате резерв не только не был восстановлен, но и уменьшен на сумму 19,0 млн. рублей, что явилось грубейшей ошибкой руководства.

     По  мнению экспертов аналитического отдела банка, дело даже не в том, что квалификация администрации банка и соответственно  банковский менеджмент являются негибкими. А в том, что резко изменилась в худшую сторону и общеэкономическая конъюнктура. Для проблемного банка  продолжающийся рост уровня затрат по резерву более чем в два раза превышает показатель, при резком  снижении уровня комиссионного дохода с начала года, не позволил изменить процесс в позитивную сторону.

           В соответствии с планом оздоровления доля работающих активов в активах нетто должна будет вырасти за 6  месяцев 2010 г. на 0,3%. Темпы роста средних размещенных средств, по отношению к темпам роста средних привлеченных средств, должны привести к увеличению коэффициента эффективного использования привлеченных средств на 2,2 п.п.

     Рост  доходности работающих активов должен осуществляться  за счет расширения  ссудного портфеля на 16,0%, что позволит изменить в будущем структуру активов. К этому у банка имеются все основания, например, показатель «Остаток срочной ссудной задолженности юридических лиц» - даже в тяжелое время был выполнен на  98,0%, при этом по направлению краткосрочного кредитования - на 101,0%, по направлению инвестиционного кредитования и проектного финансирования - на 41,0%.

     В соответствии с планом изменение  структуры доходов в сторону  доходов,  полученных от кредитования юридических лиц  должны составить 82,4%. А поддержание и улучшение качества кредитного портфеля, исполнения контрольных показателей должно позволить банку стабилизировать процесс финансового оздоровления.

     3.2 Проблемы реализации финансового оздоровления кредитных организаций и варианты их решения

 

     Разработка  плана финансового оздоровления - ответственный этап в процедуре санации кредитной организации. В случае Эффективная реализации целей и задач может привести к частичному или полному восстановлению утраченной платежеспособности кредитной организации, повышению ликвидности и улучшению показателей рентабельности и т. д.

      Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) коммерческих банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий.

      Ошибки  и недочеты  в плане финансового оздоровления:   

     1. Ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. При составлении плана санации были неточно представлены размеры дефицита финансовых средств банка, планируемые меры оказались  неадекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд;

     2. Нежелание или отсутствие возможностей у собственников осуществлять соответствующие меры, направленные на оздоровление ситуации в банке. Кроме того, собственники банка, являющегося фактически банкротом, не имея ресурсов для оздоровления, не желали передавать контроль над банком инвестору в лице конкурсного управляющего, готового осуществить мероприятия по финансовому оздоровлению;

     3. На сегодняшний день объектами санирования являются банки, отнесенные к 4-й группе проблемности, то есть имеющие внешние, ярко выраженные признаки банкротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для восстановления платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы ЦБ РФ подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитная организация еще не вошла в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе проблемности;

     4. Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что потребности экономики на первых этапах развития рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа кредитных организаций. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при очевидном мошенничестве.

     Для преодоления негативных тенденций  состояния проблемных банков, а также  разрешения вопроса эффективности  отечественной банковской системы  в целом в настоящее время  необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе.

     5. Необходим эффективный механизм  поддержки действующих банков  путем развития операций рефинансирования  со стороны центрального банка. Значительные объемы средств уже задействованы коммерческими банками в операциях с векселями. Необходимо также совершенствовать практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит ЦБ РФ на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в наших условиях;

     6. Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности в США, например, от 1000 долларов за каждый день, при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников;

     7. Рекомендуется доработка законодательных вопросов:

     -  залогового обеспечения кредитных  сделок и гарантий по выдаваемым  банками кредитам;

     - законодательное закрепление критериев,  при наличии которых управление  проблемным банком может быть  передано институту санации;

     - возможности надзорных органов  по временному ограничению определенных  видов деятельности коммерческих  банков, если эта деятельность  может негативно отразиться в  дальнейшем на их финансовом  состоянии;

     - возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации;

     - условия предоставления прямой  помощи проблемному банку. 

     В качестве вывода отметим,  что на сегодняшний день институт финансового  оздоровления проблемных кредитных организаций, по мнению зарубежных экспертов, находится на очень низком уровне.

     В российской банковской системе отсутствует  широкая и долговременная практика управления кризисными кредитными учреждениями, а законодательная база, регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные характеристики существующего российского антикризисного управления, приведенные выше,  доказывают, что для эффективной работы необходим качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегии и тактика финансового оздоровления коммерческого банка