Риски в банковской деятельности и методы управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

По состоянию на сегодняшний день можно констатировать, что дальнейшее развитие банковской системы РФ будет проходить в плоскости интенсификации и качественного совершенствования. Кризисы банков продемонстрировали, что даже самые надежные из них не застрахованы от серьезных потерь. Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, адекватную адаптацию к ним и контроль над процессом во благо клиентов, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Подразумевается также постоянная консолидация сильных сторон, реализация вновь открывающихся возможностей, равно как и уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций, ликвидацию внутренних слабостей.

Оглавление

Содержание
Глава 1. Риски в банковской деятельности
1.1. Понятие, роль и значение рисков в банковской деятельности
1.2.Виды, классификация и группировки рисков.
1.3. Основные факторы формирования рисков
1.4. Комплексная оценка рисков банковской деятельности
Глава 2. Основы управления рисками банковской деятельности
2.1. Основные аспекты управления банковскими рисками.
2.2.Необходимость создания комплексной системы управления банковскими рисками
2.3.Комплексная система управления банковскими рисками
Глава 3. Создание банковских резервов на возможные потери по ссудам как один из методов управления рисками банковской деятельности
3.1. Управление рисками в»
3.2. Понятие и классификация банковских резервов. Создание резервов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

Рисунок 2

Зависимость прибыли от оценки риска

  

 

Прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1

Р2

 

Риск

                                                                 

Из графика видно, что риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1), а при самом высоком риске Р=Р2 прибыль имеет наиболее высокое значение П=П3 (П3>П2>П1). Устранять неопределенность будущего в коммерческой деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности.

Принципиальное решение о принятии рискового проекта зависит от предпринимателя, принимающего решение, его предпочтений между ожидаемой доходностью (рентабельностью) вкладываемых в этот проект средств и их надежностью, которая в свою очередь понимается как нерискованность, вероятность получения доходов. Указанные предпочтения предпринимателя обычно отражаются в так называемой карте его предпочтений между ожидаемой коммерческой эффективностью вложенных средств, т.е. доходностью, рентабельностью и их риском. Данная карта предполагает также учет нескольких уровней полезности для фирмы или банка. На рис.3 показан общий вид подобной карты предпочтений.

Рисунок 3.

Карта предпочтений рисков

 

 

 

 

 

 

Кривые на карте предпочтений имеют положительный наклон. Они носят название «кривых равных предпочтений» или «кривые безразличия», так как каждая из них отражает своими точками равнопредпочтимые для предпринимателя при данном уровне его удовлетворенности пары ожидаемой эффективности и рискованности решения. Приемлемых уровней удовлетворенности (полезности) может быть несколько. На рисунке их три, из них наиболее низкий из всех приемлемых уровень F1, наиболее высокий F3. Уровень F1 ниже, чем уровень F2, так при одной и той же ожидаемой доходности решения в первом случае (для F1) величина риска R3 больше, чем риск R1 во втором случае (для F3). Сочетание же ожидаемой рентабельности решения и его рискованности, отвечающее одной из точек кривой равных предпочтений для уровня F3, оказывается тогда за счет более высокой ожидаемой доходности вложений в данное решение (хотя и при большом риске) более привлекательным для предпринимателя и соответствует более высокому уровню полезности для него.

При том, что последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или отсутствия ожидаемой прибыли, он, однако - это не только нежелательный результат принятых решений. Риск характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так  и сверх благоприятных отклонений от запланированных результатов.

Важной проблемой в процессе управления риском является разработка специальных мероприятий, устанавливающих степень ответственности за риск руководителей и отдельных работников предприятий. Это связано с тем, что осуществление рискованных мероприятий часто приводит к структурным и масштабным негативным последствиям.

Рассматривая деятельность банка в целом как комплекс и дифференцированно как совокупность различных операций, сделок, методик, приемов, схем работы, систем оборудования, организационных структур и т.д., можно сделать предположение о наличии во всех них значительного агрессивного влияния окружающей среды, и соответственно присутствии формируемых и реализуемых рисков. Анализируя различные подходы к содержанию и направлениям работы банка, можно отметить, что значение и роль рисков  в них могут быть в высокой степени дифференцированы, нести финансовую негативную, но иногда и позитивную нагрузку.

Классическое воздействие рисков и шансов формирует большую или меньшую вероятность отклонений, вплоть до полных изменений, по факторной стороне, сценариев (последовательности и содержания) процессов, проходящих в банке, а по результативной стороне – итогов результатов этих процессов (в смысле организации, структур, характеристик, состояний, параметров с позиции финансов). В последнем случае риски могут сказаться, например в виде дополнительных затрат при строительстве, переоборудовании зданий и помещений банка на затруднении[3]:

  1. получения разрешений и проектной документации (условия местных властей и проектных организаций);
  2. полного осуществления по всем параметрам запланированной постройки или перестройки (архитектурный надзор, требования строительной и конструкторской безопасности, местные условия);
  3. детального исполнения очередности и сроков строительства (снабженческие организации, возможности и менеджмент строительных  организаций);
  4. выполнения сроков начала работы (требования банковского надзора к конструкциям помещений для обеспечения безопасности функционирования, операций, информации и т.д.).

Определенные, иногда очень значительные риски несет процесс комплектации персонала банка, довольно часто представляющий в современных российских условиях относительно стабильный по составу и мобильный по местонахождению коллектив. Подготовка работников банка, их обучение и повышение квалификации не всегда адекватны усилиям и затратам на нее, что может быть связано с некомпетентным составом преподавателей, а чаще методических и руководящих кадров учебных заведений, с плохо адаптированными зарубежными программами, с чрезмерным увлечением и с попытками повсеместного внедрения отдельных наук и методик, даже там, где их применение – фактор риска. Комплектация персонала часто происходит в условиях конкурентной борьбы за лучшие кадры и несет свои риски. Это и переманивание, ведущее к потере кадров, и чрезмерные запросы на оплату труда, и своеобразные ситуации, когда работник после периода адаптации и получения навыков работы, не беря на себя особой нагрузки, переходит на другое место, где повторяет этот же цикл, и опасность «переноса» конфиденциальной информации на новое место работы уволившимся работником.

Кроме того, сам процесс подбора кадров несет опасность появления на всех иерархических уровнях банка (так как он часто осуществляется не совсем профессиональными сотрудниками и, возможно, под давлением среды – знакомства, родственные связи и т.д.) людей некомпетентных, не имеющих  необходимых специальных знаний, но способных в силу черт характера и преувеличения собственной значимости, вызвать существенные по силе и масштабу конфликты в коллективе[4]. Часто должности, ими занимаемые, и вообще не нужны, но хорошо оплачиваемы.

Информационное обеспечение банковской деятельности сопряжено с опасностями, а соответственно и с дополнительными затратами или потерями в случае:

  1. неполного сбора необходимой информации и невозможности из-за этого принятия качественного управленческого решения;
  2. несоответствия объема дополнительной, справочной информации, способной значительно повысить качество принимаемого решения, мощности информационно-аналитического центра банка: при недостатке информации происходит неполное использование, потеря мощности центра, при излишке информации ее недоработанная часть  остается утраченной и затраты на ее сбор неоправданными;
  3. чрезмерной массы случайной информации, что значительно «засоряет» информационные каналы и затрудняет прохождение необходимой и справочной информации, повышает организационные  и финансовые затраты на защиту от нее, сокращает полезное оперативное время у работников информационно-аналитического центра;
  4. увлеченности формализованными методиками сбора и обработки информации, чаше всего совершенно неадекватными реальной, многофакторной, динамичной ситуации рынка;
  5. нераспознания и, соответственно, использования при принятии серьезных решений дезинформации – «обманки», подготовленной (или заказанной) и «запускаемой» конкурентами;
  6. наличия на информационном рынке коммерческих организационных структур, контакты с которыми несут для банка проблемы по причине их непрофессионализма, второстепенной с позиции банковского менеджмента областью сбора информации (не для банков, а о банках например) и готовности преобразовать и саму информацию, и выводы, и рекомендации на ее основе в любом направлении по желанию заказчика, которыми могут быть и конкуренты, и криминальные структуры, и органы власти со своими индивидуальными интересами, иногда далекими от декларируемых.

Риски при проведении банковских операций чрезвычайно значимы, так как могут[5]:

* значительно увеличить сроки осуществления операций;

* изменить качественные характеристики банковских продуктов;

* потребовать дополнительных усилий и затрат (организационных, технических,

   финансовых);

* привести к срыву операций на стартовых этапах (отказ клиентов от размещения депозитов, вкладов, открытия счетов, приобретения ценных бумаг, получения кредитов), в ходе мониторинга (досрочное изъятие вклада, закрытие счета, возврат кредита) или на завершающих периодах жизненного цикла (несвоевременный или неполный возврат кредита например). Однако что при этом формируется – риски или шансы – это зависит от конкретной ситуации. Так при излишке финансовых ресурсов на рынке и, соответственно, снижении их ценностных характеристик досрочное изъятие вклада или закрытие счета несет шанс экономии издержек банка по оплате привлеченных ресурсов, а досрочный возврат кредита – риск потерь в связи с необходимостью дополнительных затрат по размещению этих незапланированных пассивов и падению процентных ставок. Дефицит финансовых ресурсов и рост их стоимости меняют позицию риска и шанса на альтернативные.

Влияние факторов окружающей среды, как прямых, так и косвенных, может играть положительную или отрицательную роль и в ходе обеспечения хозяйственной деятельности банка как учреждения. Определенный элемент непрофессиональности банковских работников в этой сфере может привести к недоучету их важности и значения, к возможности затруднить, сделать более затратной, а в крайнем проявлении и парализовать работу банка.

Приведенные выше ситуации наглядно иллюстрируют серьезное значение рисков с точки зрения тех опасностей и потерь, которые они несут. Из этого следует целый ряд выводов, расширяющих значение и роль рисков в банковской деятельности.

Банковская деятельность, да и вообще вся сфера кредитного предпринимательства, пронизана рисками, имеющими совершенно различные направления и зоны формирования и проявления[6]. Риски могут действовать негативно и позитивно, как формирующие и оперативные, в потенциальном или реальном проявлениях, на всех иерархических уровнях кредитных учреждений. Все это предопределяет практическую необходимость организации управления рисками как концентрированно, централизованно в виде одного из ведущих элементов банковского менеджмента, так и рассредоточено, в числе факторов организации всех видов банковской деятельности.

1.2.Виды, классификация и группировки рисков.

В наиболее широком смысле риском называется неопределенность в отношении наступления того или иного события в будущем. Что касается более конкретных  определений риска, на них обычно влияет отрасль экономики, с которой связан тот, кто их дает. В банковском деле риск означает вероятность того, что произойдет событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или капитале банка.

Информация о работе Риски в банковской деятельности и методы управления ими