Риски в банковской деятельности и методы управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

По состоянию на сегодняшний день можно констатировать, что дальнейшее развитие банковской системы РФ будет проходить в плоскости интенсификации и качественного совершенствования. Кризисы банков продемонстрировали, что даже самые надежные из них не застрахованы от серьезных потерь. Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, адекватную адаптацию к ним и контроль над процессом во благо клиентов, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Подразумевается также постоянная консолидация сильных сторон, реализация вновь открывающихся возможностей, равно как и уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций, ликвидацию внутренних слабостей.

Оглавление

Содержание
Глава 1. Риски в банковской деятельности
1.1. Понятие, роль и значение рисков в банковской деятельности
1.2.Виды, классификация и группировки рисков.
1.3. Основные факторы формирования рисков
1.4. Комплексная оценка рисков банковской деятельности
Глава 2. Основы управления рисками банковской деятельности
2.1. Основные аспекты управления банковскими рисками.
2.2.Необходимость создания комплексной системы управления банковскими рисками
2.3.Комплексная система управления банковскими рисками
Глава 3. Создание банковских резервов на возможные потери по ссудам как один из методов управления рисками банковской деятельности
3.1. Управление рисками в»
3.2. Понятие и классификация банковских резервов. Создание резервов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

В Положении об управлении конкретным банковским риском описывается и регламентируется процесс управления риском, даются определения специализированных терминов, декларируются цели Положения. Также отображаются принципы управления банковским риском, права и обязательства комитетов и подразделений коммерческого банка, основные методы идентификации и оценки риска,  структура лимитов. Реализация утвержденного положения является одной из основных функций управления риск-менеджмента.

Методики по своей сути являются более узкими и конкретизированными документами, как правило, регламентирующими использование одного или нескольких инструментов управления риском. В таких методиках необходимо указывать  область применения, а также базу для предполагаемых расчетов.

Основным назначением различных регламентов является определение взаимодействия структурных подразделений банка в процессе управления банковскими рисками, а точнее порядка применения методологии и инструментария риск-менеджмента.

Важным аспектом создания внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям и нормативным актам Банка России.

Следует отметить, что современному риск-менеджменту, как относительно молодому направлению банковской деятельности, свойственно теснейшее переплетение научно-теоретических исследований и практических методических разработок. Именно исходя из этих соображений наиболее целесообразную структуру управления риск-менеджмента можно представить в следующем виде: отдел разработки технологий управления рисками; отдел управления рисками; отдел контроля рисков.

В данной структуре прослеживается твердая логика процесса управления банковскими рисками. Действительно, управлению и контролю рисков должна предшествовать серьезная научно-методическая работа.

Отдел управления рисками выступает связующим звеном между научными исследованиями и практическими результатами. Основными функциями является тестирование и внедрение новых методик и процедур, расчет лимитов и других ограничений в рамках утвержденной внутренней нормативной базы,  подготовка управленческой отчетности для коллегиальных органов и руководства банка.

Завершающим этапом процесса управления банковскими рисками на уровне подразделения риск-менеджмента является системный контроль отклонений рисковых позиций от нормативных значений, организация обратной связи между управлением риск-менеджмента и другими структурными подразделениями  коммерческого банка (отдел контроля рисков).

Определившись с такими понятиями, как иерархичность внутренней нормативной базы, структура процесса управления банковскими рисками и его методология, объединим их в единую систему управления банковским риском (см.рис.6)[23].

Рисунок 6.

Система управления банковскими рисками

1-первый уровень

2-второй уровень

3-третий уровень

Как видно из приведенного рисунка, центральным моментом в процессе управления банковскими рисками является выделение центров ответственности, каждый из которых выполняет  определенную роль в данном процессе. Целесообразно выделять три  типа центров финансовой ответственности: коллегиальные органы, управление риск-менеджментом, структурные подразделения. Их деятельность рассматривается в следующих аспектах: участие в процессе управления, функционирование нормативной базы, уровень управленческих решений.

Таким образом, управление системой банковских рисков является одной из важнейших логичных составляющих организованного процесса функционирования  банка, и поэтому оно обязано быть интегрировано в данный процесс, иметь на вооружении научно обоснованную стратегию, тактику и оперативную реализацию. Стратегия управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую стратегию банка по управлению имеющимися в распоряжении активами и пассивами, а также должна быть взаимосвязана с другими стратегиями в соответствии с критериями системности и комплексности.

2.2.Необходимость создания комплексной системы управления банковскими рисками

При анализе актуальных проблем, возникающих в последнее время в банковской деятельности, можно отметить рост популярности темы управления рисками. Причинами того, что вопросы, связанные с оценкой и минимизацией рисков, приобретают все более важное значение, являются:

*изменение подходов к регулированию деятельности коммерческих банков в России со стороны Центрального банка;

*усиление конкуренции в банковском секторе, в том числе со стороны банков, являющихся дочерними по отношению к крупным нерезидентным структурам;

*кризис лета 2004 года, показавший практическую ценность систем управления рисками.

Причины необходимости построения системы управления рисками делятся на две группы – рыночные и регулятивные.

Рыночные причины можно классифицировать в зависимости от факторов, способствующих появлению:

-возможностей управления рисками;

-необходимости управления рисками.

Факторы появления возможностей – рыночные изменения внешней среды, в которой действуют банки, не связанные непосредственно с оказанием воздействия со стороны регулирующих органов, открывающие новые возможности для управления рисками.

Факторы появления необходимости характеризуются тем, что рыночные изменения  внешней среды связаны с деятельностью банков, не связанных непосредственно с оказанием воздействия со стороны регулирующих органов, в которых управление рисками необходимо для поддержания конкурентоспособности банка на высоком уровне.

К рыночным факторам  появления возможностей можно отнести развитие и совершенствование методик анализа и оценки рисков после кризиса 1998 года. Поскольку именно методология оказывает существенное влияние на качество анализа, а следовательно, на вероятность возникновения потерь, можно с полным основанием утверждать, что возможности для создания системы управления рисками, позволяющей адекватно оценить ущерб и минимизировать его, возросли.

Положительные результаты работы квалифицированных банковских аналитиков, в свою очередь, могут являться для руководства и собственников банка доказательством необходимости развития данного направления. Наиболее активно развивалось управление кредитными рисками, прежде всего теми, которые возникают при проведении операций с банками-контрагентами[24].

Методики оценки кредитных рисков, ориентированные на оценку кредитоспособности малых предприятий и индивидуальных заемщиков, долгое время после кризиса 1998 года не получали широкого развития в силу низкой активности банков в данном секторе. Поскольку для качественного управления такими рисками необходимы статистические данные, получить которые невозможно без проведения данного вида деятельности либо покупки западных систем управления рисками (чья адаптируемость к российским реалиям также требует наличия данных российского рынка), трудности в построении методологии оценки рисков данного сектора были очевидны и минимизация возможного ущерба производилась с помощью высоких процентных ставок по кредитам. И только в последние год-два вместе с активизацией работы ряда банков на розничном рынке возможности для оценки рисков улучшились, появление же в ближайшем времени кредитных бюро позволит существенно снизить риски после накопления ими необходимой информации по российским заемщикам.

Развитие получили также методики оценки кредитных рисков предприятий. Однако следует отметить, что в банковской системе сохраняется довольно большое количество кэптивных банков, размещающих средства исключительно в пределах собственной финансово-промышленной группы без проведения анализа кредитоспособности заемщиков. Возможности получения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий увеличились в связи с повышением  информационной прозрачности эмитентов ценных бумаг и активной работой в направлении раскрытия информации со стороны ряда государственных организаций и участников фондового рынка (как отдельных банков и компаний, специализирующихся на предоставлении аналитических услуг клиентам, так и ассоциаций и объединений участников рынка, в частности НАУФОР).

В целом возможности анализа кредитных рисков увеличились за счет активности международных и российских рейтинговых агентств. Количество установленных рейтингов имеет тенденцию к постоянному увеличению, кроме того инвесторы и кредиторы получили возможность пользоваться не только оценкой (кредитным рейтингом или рейтингом корпоративного управления), но и дополнительной информацией, раскрываемой в качестве обоснования рейтинга.

Оценка рыночных рисков (валютного и фондового) с помощью VAR-методологии (производилась в небольшом количестве банков) после кризиса 1998 года была дискредитирована в силу объективных причин: она не учитывала возможностей резких изменений ситуации на рынке. Но к настоящему моменту вместе со стабилизацией экономики ее использование возобновилось, кроме того, данная методология стала использоваться для оценки совокупного риска банка.

В последнее время банки пытаются перейти от фрагментарного управления отдельными разновидностями операционных рисков к построению комплексной системы, включающей, в частности, разработку методологии проведения банковских операций и формирование баз событий с целью последующего анализа частоты возникновения и величины ущерба от воздействия негативных событий.

Существенным риском для банковской системы России в условиях предпосылок для макроэкономического кризиса, как показало лето 2004 года, стал риск деловой репутации. Наиболее последовательно и целенаправленно формируют благоприятный имидж организации и управляют данным риском крупные банки, как правило, имеющие в своей структуре отделы по связям с общественностью[25].

Важной тенденцией развития методологий управления рисками является тенденция постепенного перехода от оценки отдельных видов риска к построению комплексной  системы управления рисками. Возможности внедрения этой системы появляются благодаря повышению квалификации риск-менеджеров и пониманию необходимости такого развития со стороны собственников и руководства кредитных организаций.

Что касается рыночных причин  необходимости управления рисками, то можно констатировать, что наличие развитой системы управления рисками стало оцениваться рынком как конкурентное и имиджевое преимущество банка.

Конкурентное преимущество заключается прежде всего в снижении потерь банка. Кризис 2004 года  наглядно продемонстрировал, что без оценки рисков возникают существенные убытки вследствие неплатежеспособности контрагентов, отсутствия продуманного плана действий в кризисной ситуации (в частности, по управлению активами и пассивами, по контактам с представителями средств массовой информации). Если ранее несостоявшиеся потери могли быть оценены весьма условно, то летом 2004 года дефолты контрагентов отразились в балансах некоторых банков. В результате, организации с просроченными  активами зарекомендовали себя как структуры с большим аппетитом к риску, либо как не умеющие им управлять. Таким образом, ущерб был нанесен и имиджу ряда банков.

Имиджевое преимущество в виде наличия  информации о системе риск-менеджмента кредитной организации проявляется при установлении лимитов на нее со стороны российских банков – контрагентов. Работа с крупными зарубежными финансовыми структурами и рейтинговыми агентствами, производящими оценку финансового состояния и перспектив развития российских банков, ведется с обязательным учетом наличия у последних системы риск-менеджмента.

Несмотря на то, что риск-менеджмент в большинстве крупных банков не только создан, но и успешно развивается, российская экономика, к сожалению, не достигла пока такого уровня развития, которое позволяло бы получать малым и даже многим средним кредитным организациям существенные преимущества от развития систем риск-менеджмента.

Это связано, во-первых, с неразвитостью финансовых рынков, а следовательно,  неприменением стандартизированных методов управления рисками. Данная проблема имеет существенное значение для всей банковской системы, так как вместо обработки статистических данных и использования сведений, предоставляемых рейтинговыми агентствами, риск-менеджеры должны формировать собственные экспертные оценки, что обуславливает высокую зависимость от профессионализма экспертов и наличия оперативного доступа к достоверной, полной, объективной информации.

У малых банков в связи с этим возникают следующие проблемы[26]:

  • сложности с привлечением высококвалифицированных кадров, претендующих не только на высокую оплату труда, но и на наличие такого спектра решаемых задач, который будет способствовать их профессиональному развитию, а также на существенный уровень влияния на принятие решений;
  • сложности с приобретением программного обеспечения (ПО), связанные с большими (для данной группы банков) затратами на приобретение и поддержку ПО, с тем, что не только использование. Но и правильный выбор данного продукта сам по себе требует от сотрудников высокой квалификации, так как продавцы не всегда считают необходимым проинформировать покупателей о подводных камнях своих разработок;
  • высокие затраты, связанные с внедрением риск-менеджмента и его последующим функционированием.

Во-вторых, не очевидна польза от внедрения системы риск-менеджмента.

Отдельно можно рассмотреть  период 2001- начало 2004 года и период с начала кризиса и до текущего момента.

Стабильная макроэкономическая ситуация, наблюдавшаяся вплоть до весны 2004 года, при всем позитивном ее влиянии на состояние банков, сослужила плохую службу развитию риск-менеджмента: на большинстве сегментов финансового рынка России отсутствовали факты  реализации рисков в том количестве и объеме, которые позволили бы сделать руководству большинства банков вывод о необходимости управления рисками.

Информация о работе Риски в банковской деятельности и методы управления ими