Расчеты с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:30, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками, покупателями. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

      По  статье  «Покупатели  и  заказчики»  группы  статей  «Дебиторская  задолженность»  отражается  числящаяся  на  отчётную  дату  в  учёте  задолженность  покупателей  и  заказчиков  в  сумме  в  соответствии  с  условиями  договоров  за  проданные  им  товары, продукцию, выполненные  работы  и  оказанные  услуги  (с  учётом  скидок  (накидок), изменений  условий  договора  и  т.д.). Так, по  балансу  дебиторская  задолженность  покупателей  и  заказчиков  по  МУФП  «ЦГА»  на  1.01.2003  г.  составила 437  тыс.руб. (62,76) (строка  241).

      Дебиторская  задолженность  поставщиков  и  подрядчиков  учитывается  в  МУФП  «ЦГА»  в  составе  прочих  дебиторов  (строка  246).

      Числящаяся  в  бухгалтерском  учёте  задолженность  покупателей  и  заказчиков  и  других  дебиторов  по  проданным  им  товарам, продукции, выполненным  работам  и  оказанным  услугам, обеспеченная  векселями, отражается  по  статье  «Векселя  к  получению». Так  как  в  МУФП  «ЦГА»  не  производится  оплата  с  использованием  векселей, то  статья  эта  не  заполняется.

      В  пассиве  баланса  в  разделе  «Краткосрочные  обязательства»  по  статье  «Поставщики  и  подрядчики»  показывается  сумма  задолженности  поставщикам, подрядчикам  за  поступившие  материальные  ценности, выполненные  работы, оказанные  услуги. Так, по  балансу  МУФП  «ЦГА»  задолженность  организации  поставщикам  и  подрядчикам  на  1.01.2003  г.  составила 2151  тыс.руб.  (60,76) (строка  621). Задолженность  МУФП  «ЦГА»  перед  покупателями  отражается  в  составе  прочих  кредиторов  (строка  628).

      В  состав  бухгалтерской  отчётности  включается  Приложение  к  бухгалтерскому  балансу  (форма  №5)  по  образцу  формы, приложенному  к  Приказу Минфина РФ  № 67н [14]. Приложение  составляется  по  итогам  отчётного  года.

      В  разделе  2  «Дебиторская  и  кредиторская  задолженность»  отражаются  данные  о  дебиторской  и  кредиторской  задолженности  организации, учитываемой  на  счетах  учёта  расчётов. Данные  о  дебиторской  и  кредиторской  задолженности  приводятся  с  подразделением  на  краткосрочную  и  долгосрочную. Из  данных  о  дебиторской  задолженности  выделяются  данные  о  задолженности, платежи  по  которой ожидаются более чем через 12  месяцев после отчётной  даты.

      К  Приложении  к  бухгалтерскому  балансу  необходимо  заполнить  справки  к  разделу  №  2  о  перечне  организаций-дебиторов   и кредиторов, имеющих наибольшую  задолженность. В  справке  также  необходимо  указать  расчётный  счёт, ИНН  предприятий-дебиторов  и  кредиторов, а  также  обслуживающий  их  банк.

      Расчеты  с поставщиками   за  приобретенные товары отражаются не только   во   внешней   отчетности. В МУФП «ЦГА» используется также и внутренняя форма отчетности.

      На  основании данных о поступлении товаров от поставщиков заполняется журнал приобретения товаров от поставщиков [Приложение 16]. Ежемесячно руководителю МУФП «ЦГА» по данным бухгалтерского учета предоставляется информация о суммах приобретенных товаров структурными подразделениями в разрезе каждого поставщика. Помимо этого определяется рейтинг каждого поставщика, его процентная доля от общей суммы закупок. Данные необходимы для проведения анализа о закупках товаров, а также сравнения рейтингов и выявления причин их снижения или увеличения с целью дальнейшего сотрудничества с данными предприятиями. Информация за несколько периодов позволяет проследить динамику закупки товаров у поставщиков для последующей работы предприятия.

3 АУДИТ  РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И  ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

    3.1 Цели  и методы проверки, источники  информации

      Основными целями аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с поставщиками и покупателями. От их реальности зависят результаты деятельности предприятия, его платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самого предприятия с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с поставщиками и покупателями.

      Проверка  по  счетам  расчётов  должна  осуществляться  по  следующим  основным  направлениям:  наличие  и правильность  оформления  документов,  определяющих  права и обязанности сторон  по  поставке  материальных  ценностей (работ,  услуг);  правильность  оплаты  или получения сумм  за  отгруженные материальные  ценности;  полнота оприходования    и списания  полученных  ценностей; своевременность и правильность  проведения    инвентаризации  финансовых  обязательств  предприятия с целью выявления их  реальности.

      В  соответствии  с  основной  целью  необходимо  проверить  наличие  договоров  на  поставку,  отгрузку  товаров  и  правильность  их  оформления.

        При  наличии  дебиторской   задолженности  при  расчётах  с  поставщиками  или  кредиторской  задолженности  при  расчётах  с  покупателями  необходимо  установить  дату  её  возникновения  и  причину  образования.  Особое  внимание  должно  быть  обращено  на  задолженность    с  истёкшими  сроками  исковой  давности.  Следует  при  этом  выявить  причины  её  образования  и  выяснить,  были  ли  предприняты  меры  к  взысканию.

     Основными  задачами  аудита  расчётов  являются:  проверка  достоверности  и  законности  учётных  данных  о  состоянии  расчётов,  соблюдение  расчётно–финансовой  дисциплины  и  её  влияние  на  платёжеспособность предприятия,  установление  реальности  задолженности.

      Источниками  информации  для  проведения  аудиторской  проверки   средств  в   расчетах  являются:

  • приказ об учетной политике;
  • договоры  купли-продажи, оказания  услуг, которые  составляются  на  поставку  товаров  или  оказание  услуг  и  являются  одним  из  основных  документов, регулирующих  взаимоотношения  поставщика  и  покупателя;
  • счета-фактуры, товарно-транспортные накладные,  на  основании  которых  производится оприходование или реализация  товаров (работ, услуг);
  • книга  покупок, где  регистрируются  счета-фактуры для учета НДС по  полученному от  поставщика  товару;
  • книга  продаж, которая служит  для  регистрации  счетов-фактур, учета  НДС  по  отгруженным  товарам (работам, услугам);
  • аналитические  карточки  по  счетам  60, 62, 76 (при  автоматизированном  учете), в  которых  отражается  полная  информация  по  каждому  поставщику  или  покупателю  по  каждой  произведенной  операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 60,62,76, оборотные ведомости, аналитические карточки;
  • журнал-ордер  № 6, 8, 11, ведомость  № 5 (при журнально-ордерном  учете), где все  произведенные  операции   по  получению, продаже  товаров  или  оплате  счетов-фактур  накапливаются  в  регистре  бухгалтерского  учета, который  является  основанием  для  заполнения  Главной  книги  и  составления   оборотного  баланса.   В   МУФП   «ЦГА»   журналы-ордера  не

имеют номеров в связи с применением  автоматизированной формы учета.

  • акты     претензий,    составляемые   в     том     случае,    если     качество

поставляемого  товара  отличается  от  нормы, в  случае  брака  или  иных  отклонений;

  • акты  инвентаризации (сверок)  расчетов, составляемые  для проверки  расчетов  с поставщиками, покупателями  с целью выявления неточностей в учете расчетов;
  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» и раздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф.№5) устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

      При  проверке  расчетов  с  поставщиками, покупателями  в  соответствии  с  правилом (стандартом) «Аудиторские  доказательства» [22]    были использованы  следующие методы  аудиторской проверки:

  • устный  опрос  персонала проводился  с целью проверки  правильности  регистрации всех  данных  по  обязательствам;  может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.  Результаты опроса могут записываться в виде протокола или краткого конспекта.
  • проверка  документов была  произведена с тем, чтобы убедиться в их  достоверности.  Документальная информация может быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно.  Документы, подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними.  Степень доверия к таким документам зависит от надежности внутреннего контроля.  Более убедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьими лицами. Проверка  осуществлялась  выборочным  путем  и  включала  в  себя  формальную  проверку  и  проверку  по  существу  внутренних документов.
  • прослеживание проводилось  для получения более глубоких  доказательств информации, содержащихся  в документах,  в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в учете. Так  как  некоторые  операции  вызывали  сомнение, то  они  были  прослежены  до  исходных  первоначальных  документов, чтобы  убедиться  в  том, что  операции  были  отражены  в  учете  правильно.
  • аналитические процедуры: был проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определении их  доли в составе оборотных средств и в доле краткосрочных обязательств, произведен расчет оборачиваемости и сроков погашения с целью формирования мнения о движении задолженности, а также для предоставления информации руководству экономического субъекта 

      Все  методы  применяются  для  того, чтобы  произвести  проверку  хозяйственных  операций, их соответствие  нормативным     документам     и учетной  политике  организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности.

      3.2 Общий план и программа аудиторской  проверки расчетов с поставщиками  и подрядчиками, покупателями и  заказчиками

      Планирование      аудита     является    начальным     этапом    проведения

аудиторской проверки, состоит в разработке общего плана аудита с указанием

ожидаемого  объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской  программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного общего  плана и программы аудита и производится в соответствии с правилом (стандартом) «Планирование аудита» [21].

      Общий план [Приложение 18] должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; аудиторский риск.

      В общем плане определяется способ проведения аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии.

      Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для детальных проверок. При этом определяются, какие разделы бухгалтерского учета подлежат проверке, и программа аудита составляется по каждому разделу учета.

      При составлении общего плана и программы  аудита, необходимо определить уровень  существенности, под которым понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской  отчетности, начиная с которой  пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

      Уровень существенности определяется в соответствии с правилом (стандартом) «Существенность и аудиторский риск» [27]. Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности фиксируется в общем плане аудита.

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками