Расчет с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Организация при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет разнообразные расчетные операции с юридическими и физическими лицами, в результате которых у нее возникает кредиторская и дебиторская задолженности.

Файлы: 1 файл

1я часть.docx

— 55.05 Кб (Скачать)
  1. Теоретические основы учета расчета с покупателями и заказчиками
    1. Понятие и оценка учета расчета с покупателями и заказчиками

Организация при осуществлении  хозяйственной деятельности осуществляет разнообразные расчетные операции с юридическими и физическими  лицами, в результате которых у  нее возникает кредиторская и дебиторская задолженности.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций  и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную  продукцию, подотчетных лиц за выданные им авансы и т.п.) Дебиторская задолженность отражается в активе баланса.

Как объект бухгалтерского учета дебиторская  задолженность по сроку платежа  классифицируется на:

• срочную, срок исполнения обязательств по которой еще не наступил;

• просроченную, срок исполнения обязательств по которой уже истек;

• отсроченную, у которой продлен  срок исполнения. Время, на которое  может быть отсрочен платеж, определяется самими участниками договора и является одним из условий договора. В свою очередь, просроченная дебиторская  задолженность подразделяется на истребованную  и неистребованную.

В настоящее время в  бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающую  дебиторскую задолженность учитывают  по цене реализации продукции на активно-пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По данному счету формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданные (отгруженные) товары, работы, услуги, основные средства и прочее имущество, право собственности, на которое перешло к покупателю согласно договору купли-продажи или договорам поставки.

По этому счету проводят также суммы полученных авансом  и предварительной оплаты от контрагентов. К счету 62 могут быть открыты субсчета: 62.1 «Расчеты в порядке инкассо», 62.2 «Расчеты плановыми платежами», 62.3 «Векселя полученные», 62.4 «Авансы полученные» и др.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, по которым предъявлены  расчетные документы, а кредитуется  в корреспонденции со счетами  учета денежных средств, расчетов на суммы поступивши платежей (включая  суммы полученных авансов) и т.д. При этом суммы полученных авансов  и предварительной оплаты учитывают  обособленно.

Авансовые платежи, полученные организациями-поставщиками от покупателей  в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально-производственных запасов или выполнение каких-либо работ и услуг, оформляется в учете следующей корреспонденций счетов:

дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках»;

кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты по авансам полученным»

При начислении НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы  авансов от покупателей и заказчиков, делают бухгалтерскую запись:

дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты по авансам полученным»;

кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Зачет полученных авансов  отображают записью:

дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты по авансам полученным»;

кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одновременно с зачетом  авансов полученных осуществляется восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее  от авансовых платежей, перечисленных  покупателям и заказчикам:

дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам»;

кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет  «Расчеты по авансам полученным».

Расчеты между поставщиками и покупателями, являющимися юридическими лицами, производятся в безналичной  форме. При заключении договоров  организации определяют форму и  порядок расчетов, приемлемые для  обеих сторон.

Расчеты, производимые организациями  через банк, можно подразделить на две основные категории:

  • расчеты по товарным операциям
  • расчеты по нетоварным операциям

Расчеты по товарным операциям  включают платежи за проданные товары (материалы, основные средства), оказанные  услуги, выполненные работы. Как  правило, это транзакции, выполняемые  в рамках основной деятельности компании и составляющие основную массу расчетов коммерческих фирм.

К расчетам по нетоварным операциям  относятся перемещения денежных средств при урегулировании финансовых обязательств, расчеты с некоммерческими  организациями (учебными учреждениями, фондами), с налоговыми органами, с  иными государственными учреждениями и пр.

Основными формами расчетов по товарным операциям являются:

  • акцептная;
  • аккредитивная;
  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты чеками;
  • расчеты векселями;
  • расчеты посредством плановых платежей.

Применение той или  иной формы расчетов предусматривается  в договоре между сторонами (поставщиком  и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены  обязательные формы расчетов.

Акцептная форма расчетов является одной из наиболее распространенных. Акцепт представляет собой согласие плательщика на оплату платежного требования поставщика в строго определенный срок. Акцептная форма расчетов является выгодной для покупателя, поскольку снижает финансовые риски и позволяет отказаться от оплаты при нарушении поставщиком условий договора.

При аккредитивной форме  расчетов банк по заявлению своего клиента - покупателя дает поручение  банку поставщика, оплатить отгруженные  поставщиком товары на условиях, предусмотренных  в аккредитивном заявлении покупателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на специальном счете. В  дальнейшем за счет депонированной суммы  осуществляются выплаты поставщику при получении извещений банка  последнего. Аккредитивная форма  расчетов активно применяется во внешнеторговых операциях. При аккредитивной  форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед  за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и комплекта предусмотренных  контрактом документов, подтверждающих отгрузку товаров. В данной форме  расчетных отношений участвуют  четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. Таким  образом, аккредитив представляет собой  поручение банка покупателя банку  продавца оплатить расчетные документы.

Наиболее распространенной формой проведения безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями (Приложение 1). Расчеты платежными поручениями ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и иным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

В настоящее время для  осуществления безналичных расчетов все чаще используются расчетные  чеки. Расчетный чек представляет собой составленное на специальном  банковском бланке письменное поручение  владельца счета (чекодателя) выплатить  определенную сумму получателю (чекодержателю).

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей  последовательности. Сначала заключается  договор купли-продажи, в котором  указывается, что расчеты производятся посредством чеков. Для получения  чековой книжки покупатель товаров  представляет в банк заявление. Затем  покупатель депонирует на специальном  счете в обслуживающем банке  сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого  поставщик отгружает товар, а  покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик  предъявляет чек в обслуживающий  его банк на инкассо для получения  платежа. Банк поставщика предъявляет  полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя оплачивает чек за счет депонированных ранее  сумм.

В последние годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений  укрепились позиции векселя. Вексель  является все чаще используется

  • для оформления товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки платежа
  • в качестве залога для получения банковского кредита или займа
  • как средство обеспечения обязательств третьих лиц

С момента выдачи векселя  обязательство по первоначальному  договору (купли-продажи, подряда и  т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа.  Проценты могут начисляться  только по векселям, которые подлежат оплате сразу по предъявлении или  через определенное время после  предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между  организациями за товары, работы и  услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок. По результатам сверки делается перерасчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно – правовое регулирование учета расчета с поставщиками и подрядчиками

Ведение учета расчетов с  покупателями и заказчиками, а также проведение аудиторской проверки осуществляется в соответствии с нормативными документами.

Нормативные документы (кодексы, законы, приказы и т.д.) имеют своей  целью законодательно закрепить  те или иные аспекты деятельности физических и юридических лиц. Также  нормативные документы представляют некие правила, указания, стандарты, позволяют лицам правильно организовать свою деятельность, предостеречь от неверных шагов.

Система нормативно-правового  регулирования различных форм и  видов расчетов достаточно сложна и  включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической  силы.

К первому уровню системы  нормативно-правового регулирования  расчетов отнесены законодательные  акты федерального уровня (кодексы  и федеральные законы).

 Юридической основой  для проведения расчетов неденежными  средствами служит Гражданский  кодекс РФ, а налоговые обязательства  участников этих расчетов определяются  в соответствии с положениями  Налогового кодекса РФ.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем и  главным бухгалтером предприятия  или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства  предприятия считаются недействительными  и не должны приниматься к исполнению.

Второй уровень системы  нормативно-правового регулирования  расчетов - это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным  Банком РФ. Согласно указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", лимит составляет 100 тыс. руб.

Нормативно-правовая регламентация  порядка проведения безналичных  расчетов основывается на Положении  ЦБР «О безналичных расчетах в  РФ».

Третий уровень регулирования  расчетных отношений - это положения  по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ  и бухгалтерской отчетности расчеты  с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских  записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в  иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в  рублях в суммах, определяемых путем  пересчета иностранных валют  по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы  и распоряжения руководителя предприятия  и пр.).

    1. Документальное оформление учета расчета с покупателями и заказчиками

Информация о работе Расчет с покупателями и заказчиками