Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа
Организация при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет разнообразные расчетные операции с юридическими и физическими лицами, в результате которых у нее возникает кредиторская и дебиторская задолженности.
Организация при осуществлении
хозяйственной деятельности осуществляет
разнообразные расчетные
Под дебиторской понимают задолженность других организаций и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им авансы и т.п.) Дебиторская задолженность отражается в активе баланса.
Как объект бухгалтерского учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на:
• срочную, срок исполнения обязательств по которой еще не наступил;
• просроченную, срок исполнения обязательств по которой уже истек;
• отсроченную, у которой продлен срок исполнения. Время, на которое может быть отсрочен платеж, определяется самими участниками договора и является одним из условий договора. В свою очередь, просроченная дебиторская задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную.
В настоящее время в
бухгалтерском учете при
По этому счету проводят также суммы полученных авансом и предварительной оплаты от контрагентов. К счету 62 могут быть открыты субсчета: 62.1 «Расчеты в порядке инкассо», 62.2 «Расчеты плановыми платежами», 62.3 «Векселя полученные», 62.4 «Авансы полученные» и др.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, по которым предъявлены расчетные документы, а кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивши платежей (включая суммы полученных авансов) и т.д. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают обособленно.
Авансовые платежи, полученные организациями-поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально-производственных запасов или выполнение каких-либо работ и услуг, оформляется в учете следующей корреспонденций счетов:
дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках»;
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»
При начислении НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, делают бухгалтерскую запись:
дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»;
кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Зачет полученных авансов отображают записью:
дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»;
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно с зачетом авансов полученных осуществляется восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее от авансовых платежей, перечисленных покупателям и заказчикам:
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Расчеты между поставщиками и покупателями, являющимися юридическими лицами, производятся в безналичной форме. При заключении договоров организации определяют форму и порядок расчетов, приемлемые для обеих сторон.
Расчеты, производимые организациями через банк, можно подразделить на две основные категории:
Расчеты по товарным операциям включают платежи за проданные товары (материалы, основные средства), оказанные услуги, выполненные работы. Как правило, это транзакции, выполняемые в рамках основной деятельности компании и составляющие основную массу расчетов коммерческих фирм.
К расчетам по нетоварным операциям относятся перемещения денежных средств при урегулировании финансовых обязательств, расчеты с некоммерческими организациями (учебными учреждениями, фондами), с налоговыми органами, с иными государственными учреждениями и пр.
Основными формами расчетов по товарным операциям являются:
Применение той или
иной формы расчетов предусматривается
в договоре между сторонами (поставщиком
и покупателем), за исключением случаев,
когда правилами банка
Акцептная форма расчетов является одной из наиболее распространенных. Акцепт представляет собой согласие плательщика на оплату платежного требования поставщика в строго определенный срок. Акцептная форма расчетов является выгодной для покупателя, поскольку снижает финансовые риски и позволяет отказаться от оплаты при нарушении поставщиком условий договора.
При аккредитивной форме
расчетов банк по заявлению своего
клиента - покупателя дает поручение
банку поставщика, оплатить отгруженные
поставщиком товары на условиях, предусмотренных
в аккредитивном заявлении
Наиболее распространенной формой проведения безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями (Приложение 1). Расчеты платежными поручениями ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и иным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то им считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.
В настоящее время для
осуществления безналичных
Обычно расчеты с
В последние годы в практике расчетных и кредитно-денежных отношений укрепились позиции векселя. Вексель является все чаще используется
С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке, т.е. в обязательство заемного типа. Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате сразу по предъявлении или через определенное время после предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.
Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят фиксированными суммами в установленные соглашением сроки. Поставщик и покупатель регулярно контролируют соответствие платежей фактическому объему поставок. По результатам сверки делается перерасчет.
Ведение учета расчетов с покупателями и заказчиками, а также проведение аудиторской проверки осуществляется в соответствии с нормативными документами.
Нормативные документы (кодексы,
законы, приказы и т.д.) имеют своей
целью законодательно закрепить
те или иные аспекты деятельности
физических и юридических лиц. Также
нормативные документы
Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.
К первому уровню системы
нормативно-правового