Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по формированию системы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками ООО ТД «Космос».
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность системы взаимодействия с деловыми партнерами;
- исследовать принципы обеспечения взаимодействия с деловыми
партнерами;
-провести анализ системы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками в организации;
-аскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
-проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторскойзадолженности;
разработать рекомендации по формированию системы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками в организации.
Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия предприятия с деловыми партнерами 5
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2 Основные цели и задачи системы взаимодействия с деловыми партнерами 7
1.3 Основные принципы обеспечения взаимодействия с деловыми партнерами 11
2. Анализ сложившейся системы взаимоотношений с деловыми партнерами в ООО ТД «Космос» 17
2.1 Краткая характеристика деятельности организации 17
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО «ТД «КОСМОС» 22
2.3 Анализ системы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками организации 32
2.4 Анализ перспектив развития отношений с поставщиками и подрядчиками организации 39
3. Разработка рекомендаций по формированию системы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками ООО ТД «Космос» 45
3.1 Обоснование необходимости разработки рекомендаций 45
3.2 Рекомендация по формированию взаимодействия с поставщиками и подрядчиками 52
Выводы и предложения 58
Список использованной литературы 61
Там, где контроль за недополученной
прибылью значительно ослаблен (госпредприятия,
крупные акционерные и
Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
- монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
- различия в
экономических потенциалах
совокупные активы
покупателя значительно превосходят активы
поставщика;
- маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
- покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.
Таким образом, менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.
Структурные показатели.
Как уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.
Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент, который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:
- они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
- расчет производится, как
правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что
не может в полной мере говорить о действительном
состоянии ликвидности компании. Это связано
с влиянием множества различных (в том
числе и случайных) обстоятельств в какой-то
определенный момент (например, на дату
баланса предприятие получило "грант"
или "дотацию", что
не ведет к увеличению
кредиторской
задолженности, а на следующий день возвратило
их).
Устранить подобные "недочеты" в системе анализа состояния предприятия позволяют:
В первом случае - например, проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или (если необходимо) недельным периодам).
Во втором случае - определять среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей здорового состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При этом, как мы уже отмечали, данное "непревышение" должно быть достигнуто в отношении как можно более дискретного ряда значений (сроков): годовая кредиторская задолженность должна быть не больше годовой дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти дневной дебиторской соответственно и т.д.
Таким образом, можно сказать, что для того чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
3.2 Рекомендация
по формированию
Прогнозирование долговых обязательств, т.е. расчет ожидаемых сумм дебиторской и кредиторской задолженности по месяцам в течение года, в условиях российской экономики может оказаться весьма ориентировочным, но необходимым, так как без него невозможно управлять финансовой деятельностью предприятия и избежать неожиданной нехватки денежных средств в самое неподходящее время.
Расчеты по формированию взаимодействия с поставщиками и подрядчиками на перспективу ведутся на основе бюджета денежных поступлений, связанных с основной производственно-сбытовой деятельностью, и данных финансовой отчетности о движении денежных средств.
Ключевым моментом в расчете ожидаемых денежных поступлений является прогноз продаж, и оценка влияющих на его объем факторов. Для прогнозирования используют прагматические и экстраполяционные методы.
Среди прагматических методов наиболее известны метод Делфи, анализ мнения специалистов и опрос покупателей. Метод Делфи основан на изучении мнения экспертов в индивидуальном порядке для предотвращения склонности к единодушному и однозначному решению. Прогноз на основе усредненного мнения специалистов из разных отделов позволяет произвести простую и достаточно качественную оценку планируемых продаж и соответственно долговых требований без расчета статистических показателей. Его недостаток состоит в изоляции от внешних мнений и возможности группового прессинга. В качестве источника прогнозов может использоваться опрос покупателей и клиентов при помощи контактов по телефону, персонального интервьюирования и анкетирования. В дальнейшем с использованием статистического анализа эти результаты обобщаются в виде гипотез.
Предпосылкой перспективной оценки объема продаж и соответственно величины долговых требований и обязательств на основе методов экстраполяции является наличие достаточно длинного временного ряда препятствующих значений этих величин, стабильность условий работы предприятия, устойчивость тенденций его развития. Важное значение имеют и сроки прогнозирования: чем они короче, тем надежнее результаты экстраполяции.
Надежность прогнозов
при использовании
При прогнозировании долговых обязательств и составлении бюджета денежных средств на определенную дату необходимо определить срок коммерческого кредита, предоставляемого покупателями, и срок отсрочки по оплате счетов за покупки, полученной предприятием от поставщиков. В первом случае срок кредита рассчитывают путем деления суммы краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за год на годовой объем продаж, во втором случае сумма кредиторской задолженности делится на величину, равную стоимости закупок материальных ресурсов.
Аналитику, привлеченному со стороны, необходимо детально вникнуть в торговую и кредитную политику руководства предприятия. Ее эффективность обычно определяют путем сопоставления условий товарного кредита с фактическими сроками взыскания дебиторской задолженности. Кроме объема продаж динамика дебиторской задолженности во многом зависит от торговой политики, в частности от принятых решений об увеличении сроков коммерческого кредитования, снижении цен или распространении кредита на товары, которые раньше продавались на условиях предоплаты или немедленной оплаты счетов.
Для анализа и прогноза следует использовать данные о структуре кредиторской задолженности на несколько последних отчетных или промежуточных дат. Она характеризует сроки задолженности по каждому кредитору, а не средний период возврата соответствующих сумм. Сопоставив данные за несколько месяцев, аналитик может выявить новые счета с нормальной и просроченной задолженностью и предсказать по ним время погашения платежа.
При прогнозировании долговых требований и обязательств следует придерживаться определенной осмотрительности и профессионального скептицизма. Нельзя стремиться к завышению активов за счет дебиторской задолженности, сомнительной к взысканию. В то же время неразумно занижать обязательства кредиторам, что в условиях неопределенности рынка чревато негативными последствиями.
Стоимость дебиторской
задолженности в соответствии с
договором важна для
Поскольку денежные средства за время просрочки платежа дебиторами обесцениваются, более правильно для исчисления реальной суммы долгов и потерь от их невзыскания или позднего взыскания использовать формулу наращенной суммы долга (13, С. 14):
S = Р(1+ih),
где S - наращенная сумма дебиторской задолженности;
Р - величина первоначальной суммы долга;
i - годовая ставка рефинансирования;
h - отношение срока продолжительности задержки платежа к числу дней в году.
Например, покупатель задержал оплату счета в сумме 500 000 руб. на 3 месяца против обусловленного договором срока платежа. Годовая ставка рефинансирования -20 %. Наращенная сумма долга составит:
S = 500 000 (1+ 3*0,2/12) = 525 000 (руб.).
Обесценение дебиторской задолженности происходит и за счет инфляции. Сумму долга с учетом инфляции можно определить исходя из индекса изменения покупательной способности денег, представляющего собой отношение стоимости 1 руб. на начало и окончание срока просрочки платежа.
Например, покупатель имеет просроченный платеж в сумме 600 000 руб. Индекс инфляции за это время составил 12 %. Индекс изменения покупательной способности денег:
1:(1 + 12%)=1 : 1,12 = 0,893.
Наращенная сумма дебиторской задолженности:
600000: 0,893 = 671892 (руб.).
Если нужно определить
текущую или будущую стоимость
дебиторской задолженности
Формула наращенной суммы долга в этом случае принимает вид:
где n - число лет или количество периодов времени для расчета.
Существуют специальные расчетные таблицы накопленной стоимости одной денежной единицы за п лет или другие периоды времени, которые существенно облегчают расчеты наращенной суммы долговых обязательств. При оценке кредиторской задолженности используют в основном те же методы, что и при исчислении дебиторской. В действующей практике бухгалтерского учета исходят из номинальной договорной стоимости товаров (услуг), отпущенных покупателям и потребителям без предварительной или немедленной оплаты, сумм, признанных плательщиками, или присужденных судом претензий, расчетов по депонированным суммам, причитающимся дивидендам, предстоящим платежам и др.
Текущая оценка кредиторской задолженности используется в аналитических целях. Она представляет собой дисконтированную величину будущего платежа поставщикам и подрядчикам. Если задолженность кредиторам может быть погашена разными способами или при различных условиях платежа, дисконтируется минимальная из возможных оценок.
Например, при покупке сырья и материалов в качестве условий платежа предусматривается 3 %-ная скидка от суммы сделки при оплате счета в течение 20 дней и пеня 5 % , если срок оплаты превысит 2 месяца. Минимальной оценкой кредиторской задолженности в этом случае будет сумма по счету-фактуре за минусом 2 %. Такой вариант оценки соответствует бухгалтерскому принципу осмотрительности, согласно которому сумма ожидаемых поступлений не должна быть завышена. Рыночная, экспертная и юридическая (правовая) оценка кредиторской задолженности аналогична оценке долгов дебиторов с позиций кредитора.