Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Краткое описание

Без взаимоотношений с дебиторами и кредиторами в бизнесе не обойтись. Кто такие дебиторы или кредиторы по отношению к предпринимателю? Как появляется и как погашается дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском учете? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Дебитор – это лицо, взявшее у нас в долг (товар, деньги), и не погасившее его. Дебиторская задолженность – это счета должников, наши права на будущую выгоду. Дебиторская задолженность чаще всего появляется тогда, когда по времени день передачи товара или оказания услуг не совпадает с днем оплаты. В разряд дебиторов попадают:
- покупатели и заказчики, которые получили у нас товар, но не оплатили его стоимость;

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
Учет  расчетов с дебиторами и кредиторами
 
 

Без взаимоотношений  с дебиторами и кредиторами в  бизнесе не обойтись. Кто такие  дебиторы или кредиторы по отношению  к предпринимателю? Как появляется и как погашается дебиторская  и кредиторская задолженность в  бухгалтерском учете? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Дебитор – это лицо, взявшее у нас в долг (товар, деньги), и не погасившее его. Дебиторская задолженность – это счета должников, наши права на будущую выгоду. Дебиторская задолженность чаще всего появляется тогда, когда по времени день передачи товара или оказания услуг не совпадает с днем оплаты. В разряд дебиторов попадают:

- покупатели  и заказчики, которые получили  у нас товар, но не оплатили  его стоимость; 

- поставщики, партнеры, которым произведена предоплата (авансовые платежи) и т. д.

- работники,  которым выданы подотчетные суммы  на командировку или на оплату  товаров и услуг, предоставлены  займы; 

Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота, что само по себе явление  отрицательное. Рекомендуется учитывать долги дебиторов по срокам возникновения. В бухгалтерском учете дебиторскую задолженность делят как текущую и долгосрочную. Существует понятие «сомнительные» или «безнадежные» долги. Задолженность, не оплаченная в срок, может стать безнадежной и привести к убыткам. Погашается дебиторская задолженность в тот момент, когда покупателем выплачивается сумма долга или взамен денег передаются другие материальные ценности (при бартерных операциях). Бывают случаи возврата товара по разным причинам. В этом случае, на основании документов на возврат, дебиторская задолженность также погашается.

Предприниматель может произвести авансовые платежи  для получения услуг или товаров  в будущем. Например, мы вносим авансовый платеж в сумме 40000 тенге фирме «А» за охрану офиса на четыре месяца вперед. При этом появляется дебиторская задолженность фирмы «А» перед нами. Дебиторская задолженность будет погашаться частями (раз в месяц, или чаще, в зависимости от условий договора) до тех пор, пока услуги не будут оказаны полностью, то есть в течение четырех месяцев. Может возникнуть ситуация, когда договор с фирмой «А» прерывается. Тогда мы имеем право, востребовать оставшуюся часть аванса за не оказанные услуги.

Таким образом, дебиторская задолженность в учете показывает наши права на получение денег, услуг, товаров или имущества.

Кредитор – это юридическое или физическое лицо, перед которыми наше предприятие в долгу, или, говоря экономическим языком, имеет обязательства. Раздел 3 Гражданского кодекса разъясняет понятие об обязательстве.

В разряд кредиторской задолженности попадают расходы, признанные нами, но не оплаченные. К кредиторской задолженности (обязательствам) относят:

-  кредиты  банков – финансовые обязательства; 

- обязательства  по налогам;

- обязательства  поставщикам, за полученный нами, но не оплаченный товар (услуги, другие активы);

- обязательства  покупателям и заказчикам, от  которых была получена предоплата (аванс), но услуга пока не исполнена,  товар не передан; 

-  обязательства  по оплате труда наемных работников;

-  прочие  долгосрочные и краткосрочные  обязательства. 

Мы хорошо понимаем, как возникает и как  погашается кредиторская задолженность  по кредитам банков, пользуемся финансовыми  услугами в бизнесе и в быту. С получением в кредит денег или иных ценностей у нас появляется кредитор, а вместе с ним и обязательства в сумме кредиторской задолженности, которое мы погашаем в течение определенного договором срока. Очень часто кредиторская задолженность появляется тогда, когда предприниматель получает от покупателей предоплату (аванс) за товары или услуги.  Такая кредиторская задолженность погашается, когда мы передаем товар, оказываем услугу, или может иметь место возврат денег покупателю

Например: Покупатель вносит аванс  на приобретение товара на общую сумму 50000 тенге. Но сразу мы ему передаем товар на сумму 30000 тенге. Сумма 20000 тенге должна быть учтена в качестве кредиторской задолженности.

 Так же, как и дебиторская задолженность,  кредиторская может погашаться  частями. Организовав оперативный учет дебиторской и кредиторской задолженности, предприниматель будет четко знать, кто и в каком размере должен ему, а также кому, сколько денег должен он сам. Тем более что при длительных взаимоотношениях с партнером, дебиторская задолженность может переходить в кредиторскую, и наоборот. В этом случае легко запутаться, если не налажен учет.

Рассмотрим  распространенный пример. Предприниматель  получает доход от сдачи имущества  в аренду, использует режим налогообложения  с использованием упрощенной декларации. Договор с фирмой «Б» заключен на год, с января по декабрь 2007 года. Но в феврале арендатор оплачивает 100000 тенге, затем только в декабре – 140000 тенге. В этом случае предприниматель (арендодатель) ежемесячно отражает в учете доход в размере 20000 тенге (вспомните метод начисления при признании доходов).  В декларацию за 1, 2, 3 и 4 кварталы доход в сумме 60000 тенге (20000 * 3 месяца).

Учет  расчетов с арендатором  «Б» на начало каждого  месяца выглядит следующим  образом:

На 1 февраля – дебиторская задолженность составляет 20000 тенге, на сумму оказанной в январе услуги.

На 1 марта – кредиторская задолженность 60000 тенге, с учетом дебиторской  задолженности на начало месяца (-)  и суммы услуги за февраль (-).

На 1 апреля - кредиторская задолженность 40000 тенге, с учетом стоимости услуги за март.

На 1 мая - кредиторская задолженность 20000 тенге с учетом стоимости  за апрель.

На 1 июня всякая задолженность  отсутствует, так  как сумма оплаты 100000 соответствует сумме  оказанных услуг  за пять месяцев.

На 1 июля появляется дебиторская  задолженность в  размере 20000 тенге, так  как услуга оказана, но не оплачена.

Затем дебиторская задолженность, ежемесячно увеличиваясь на 20000 тенге, с учетом аренды за декабрь  становится равной 140000 тенге (за семь месяцев, с июня по декабрь).

В декабре завершение аренды на сумму 20000 тенге и арендатор  производит окончательный  полный расчет в сумме 140000 тенге. Кредиторская задолженность полностью  погашается.

Кредиторская  задолженность появляется при взаимоотношениях с наемными работниками. Труд работников приносит выгоду предпринимателю практически ежедневно. В момент расчета заработной платы (чаще всего это делается один - два раза в месяц) можно определить сумму заработка, которая признается расходом и долгом предпринимателя работнику, то есть кредиторской задолженностью. Начисленная сумма зарплаты уменьшается на сумму удержаний и погашается в момент выплаты зарплаты, когда работник получает деньги и подтверждает этот факт своей подписью в ведомости.

Налоговым кодексом установлены сроки сдачи отчетности и сроки оплаты налогов. Некоторые  налоги предусматривают авансовые  платежи (КПН, налог на имущество), но в основном установлены сроки  оплаты  позже расчетного периода. Например, упрошенную декларацию за первый квартал мы должны сдать до 20 апреля, а уплатить налоги до 25 апреля. Но признать сумму исчисленных налогов расходами следует последним днем квартала, на основании налогового отчета, формы 910. Тогда и появляется кредиторская задолженность, обязательства. Обязательства по налогам погашаются в день фактической оплаты (перечисления денег в бюджет). Основанием для бухгалтерской записи является  квитанция или выписка из банка. В бухгалтерском учете предприниматель должен видеть те же записи по исчисленным и оплаченным налогам, которые попадают в лицевой счет налогоплательщика в Налоговом комитете. Остатки в учете по переплаченным налогам и недоимкам должны совпадать с данными Налогового комитета. Если возникает расхождение, следует произвести сверку в Налоговом комитете.

Согласно  статье 177, гл.7 ГК, существует понятие  «исковая давность». Дословно: исковая  давность – это период, в течение  которого может быть удовлетворено  исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого  законом интереса. Общий срок исковой давности установлен в три года. Предпринимателям следует знать, что законодательством могут устанавливаться иные сроки исковой давности по обязательства. В частности, при взаимоотношениях с Налоговым комитетом, по платежам в бюджет, срок исковой давности составляет пять лет.

Не возникает  дебиторской и кредиторской задолженности, когда происходит оплата товара и  услуг в момент приобретения или  в момент отгрузки активов. То есть товар сразу меняется на деньги.  Операции по возникновению и погашению дебиторской и кредиторской задолженности регистрируются в соответствии с данными документов (накладных на отгрузку и приобретение активов, денежных документов, ведомости расчета заработной платы, налоговых отчетов).

Для предпринимателей, которые впервые сталкиваются с правилами бухгалтерского учета, но желают во всем разобраться и вести учет самостоятельно, обдумано, соблюдая требования Налогового Кодекса и Закона о бухгалтерском учете, существует замечательный инструмент – компьютер. Оснастив компьютер специальным программным обеспечением, можно ежедневно анализировать состояние дебиторской и кредиторской задолженности, автоматически получать ведомости учета расчетов с поставщиками и покупателями в соответствии с СБУ 23, сводные и аналитические ведомости в разрезе дебиторов и кредиторов, видеть движение денег, товаров, доходов и расходов. Карточки аналитического учета расчетов с партнерами по бизнесу дадут  самую подробную информацию о взаимоотношениях с каждым дебитором и кредитором,  по каждой сделке.

Наличие подобной информации способствует соблюдению платежной  дисциплины и исключению нарушения  договорных обязательств, анализу состояния  расчетов, а также определению  путей сокращения дебиторской и  кредиторской задолженности.

Учет  основных средств  и нематериальных активов субъектами малого предпринимательства

 
 

Как известно предпринимателям, читателям газеты «БАЛАНС» из предыдущих публикаций, все  средства компании делятся как оборотные  и внеоборотные. К оборотным средствам относятся деньги на счетах в банках (как тенге, так и иностранная валюта), наличные деньги, товарно-материальные запасы, текущая дебиторская задолженность.

Рассмотрим, что является внеоборотными (долгосрочными) активами. Само определение подсказывает, что данные активы не находятся в обороте. К долгосрочным активам относятся, в частности, нематериальные активы (НМА) и основные средства (ОС). Они служат длительное время (более года) и приобретаются с целью получения дохода, являясь, прежде всего, средством производства. Учет активов - это очень важная задача для любого предприятия. Состояние долгосрочных актив оказывает большое влияние на показатели финансовой отчетности. В свою очередь, от данных бухгалтерского учета зависит налогооблагаемая база. Активы не предназначены для продажи в процессе обычной деятельности. ОС и НМА оцениваются по цене приобретения, имеют определенный срок службы, в течение которого их стоимость частями списывается на затраты компании, тем самым уменьшая размер прибыли.

Нематериальные  активы – это лицензионные соглашения, программное обеспечение, патенты, товарные знаки.

Основные  средства – это земля, здания, оборудование, транспортные средства, офисное оборудование, мебель,  инструменты и другое имущество.  Например, контрольно-кассовая машина  является основным средством, так как она используется предпринимателем больше года. ОС могут быть собственными или арендованными. Чаще всего основные средства приобретаются у поставщика за деньги. Учетной ценой (фактической) считается цена приобретения плюс затраты по приведению актива в рабочее состояние. К таким затратам относятся расходы по транспортировке, установке и монтажу, отладке технологии (выпуск первой, опытной партии) и так далее. То есть, мы не можем отнести на расходы текущего периода затраты на монтаж оборудования, сразу уменьшив сумму прибыли. Нам следует на эту сумму увеличить учетную стоимость оборудования. Предприниматель может самостоятельно создавать активы. В стоимость строящегося объекта включают все затраты: начиная с оформления разрешения на строительство, архитектурных, проектных работ, до пуско-наладочных работ и ввода в эксплуатацию. При этом учитываются расходы на заработную плату работников-строителей, строительные материалы, накладные расходы, а также услуги подрядчиков. Тем компаниям, которые ведут бухгалтерский учет по Международным стандартам бухгалтерского учета (что, в принципе, не исключено у субъектов малого бизнеса), следует соблюдать определенные требования МСФО 16.

ОС и НМА  могут приобретаться в кредит, могут быть получены в результате обмена или безвозмездно. В этих случаях учет актива следует вести с момента приемки-передачи. При получении объекта безвозмездно, в качестве подарка или спонсорской помощи, стоимость актива следует признать доходом и включить сумму дохода в декларацию. Если стоимость актива не подтверждена документально, можно обратиться к услугам оценщика, определить стоимость экспертным путем.

Информация о работе Учет расчетов с дебиторами и кредиторами