Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Краткое описание

Без взаимоотношений с дебиторами и кредиторами в бизнесе не обойтись. Кто такие дебиторы или кредиторы по отношению к предпринимателю? Как появляется и как погашается дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском учете? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Дебитор – это лицо, взявшее у нас в долг (товар, деньги), и не погасившее его. Дебиторская задолженность – это счета должников, наши права на будущую выгоду. Дебиторская задолженность чаще всего появляется тогда, когда по времени день передачи товара или оказания услуг не совпадает с днем оплаты. В разряд дебиторов попадают:
- покупатели и заказчики, которые получили у нас товар, но не оплатили его стоимость;

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Очень часто  предприниматели самостоятельно изготавливают, собирают из всевозможных списанных деталей, подручных материалов оборудование, передают свое собственное имущество (мебель, автомобиль, компьютер и др) и используют их в предпринимательской деятельности. Документов на это имущество нет. В РК продолжается процесс легализации имущества. Это очень хорошая возможность привести в порядок  учет активов.

При приобретении активов необходимо уделять должное  внимание документам поставщика. Передача может оформляться договором  и актом приемки-передачи, чаще всего  поставщик оформляет накладную и счет-фактуру. Кроме этого, в комплект поставки включается технический паспорт, инструкция по эксплуатации,  гарантийный талон. Эти документы могут иметь сведения, способствующие правильному учету, обоснование на списание эксплуатационных расходов, расходов на техобслуживание, расчету амортизации и других. Например, некоторые основные средства могут иметь технологический ресурс, производительность. В некоторых случаях важны такие характеристики, как потребляемая мощность, скорость, количество вырабатываемой продукции в единицу времени и т. д. Для списания горюче-смазочных материалов при эксплуатации автотранспорта, следует учитывать норму потребления бензина, которая обычно  указывается в техпаспорте автомобиля или в специальных справочниках.

Основные средства и нематериальные активы нельзя сразу списывать на расходы. Но в процессе эксплуатации они постепенно изнашиваются физически или морально. Процесс систематического распределения стоимости актива в целях постепенного списания на расходы, называется амортизацией. Остаточная стоимость объекта является балансовой стоимостью и определяется по формуле:

Первоначальная  стоимость - Износ (амортизация) = Балансовая стоимость.

Кто является плательщиком налога на имущество? Как  определяется налогооблагаемая база по налогу на имущество? Согласно статье 351 Налогового Кодекса, плательщиками налога являются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие объекты налогообложения на территории Республики Казахстан. Есть особенности для  плательщиков единого земельного налога, недропользователей, госучреждений, религиозных объединений. Объектами налогообложения являются основные средства и нематериальные активы, определенные на основе данных бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество по ставке 0,5 процента к среднегодовой балансовой стоимости объектов (статья 355 НК). Не начисляется налог на имущество по транспорту и земельным участкам, хотя данные объекты являются основными средствами. На земельные участки начисляется земельный налог (раздел 12 НК), на транспорт – налог на транспортные средства (раздел 13 НК).

Амортизационные отчисления относятся на расходы  компании в течение всего срока  полезной или нормативной службы. Если предприниматель ведет бухгалтерский учет в соответствие с требованиями СБУ 23, то данные по ОС и НМА отражаются в ведомости учета движения основных средств и нематериальных активов (форма В-2), расчет износа осуществляется с помощью ведомости учета амортизационных отчислений (форма В-3). Износу подвергаются не все активы. По земле, культурным и музейным ценностям, памятникам архитектуры, библиотечным фондам, автомобильным дорогам общего пользования, продуктивному скоту износ не начисляется. На арендованные активы арендатор износ не начисляет, налог на имущество не платит. Если предприниматель сдает имущество в аренду и является арендодателем, то он начисляет амортизацию и платит в бюджет налог на этот имущество.

В ведомости  В-2 учитываются все объекты: земельные  участки, здания и сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, станки, офисная мебель и так далее.  Первоначальная стоимость основных средств определяется по документам на приобретение. Ввод объекта в эксплуатацию (особенно технологически сложного, дорогостоящего) сопровождается актом ввода в эксплуатацию. При приобретении ОС заполняется раздел ведомости «приход». При выбытии (списании) ОС заполняется раздел «расход». Если возникает необходимость переоценки основных средств, то в ведомости отражается изменение стоимости, в разделе «приход». Данная графа может иметь положительное (увеличение стоимости) или отрицательное (уменьшение стоимости) значение. Ооценка производится в целях приближения учетной стоимости объекта к его рыночной цене. Причиной выбытия может быть продажа объекта, передача кому-либо безвозмездно (например, передача мебели детскому дому в виде благотворительной помощи), списание в результате поломки и нецелесообразности ремонта, полного физического или морального износа, а также его исчезновение в результате кражи, пожара, аварии, что должно быть подтверждено актом.

При ведении бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы бухгалтерия  «АЛТЫН-МАЛЫЙ  БИЗНЕС», сведения о каждом объекте  хранятся в специальном справочнике  «основные средства». В него записываются все наименования основных средств и других долгосрочных активов. Каждый из активов имеет карточку, в которую записывается срок эксплуатации данного объекта. В результате компьютерной обработки ведомость формы В-2 (пприложение 4) можно получить программно в любой момент и за любой интервал времени. Благодаря данным картотеки автоматически рассчитывается амортизация, определяется налогооблагаемая база, исчисляется налог на имущество, составляется форма В-3 (приложение 5). Это в очередной раз подтверждает тот факт, что использование современных технологий способствует правильному учету, облегчению расчетов и соблюдению требований нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Информация о работе Учет расчетов с дебиторами и кредиторами