Правовое регулирование аудиторских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:35, доклад

Краткое описание

Рассмотрим требования к элементам системы контроля качества в аудиторских организациях. Основные изменения связаны с тем, что в ПСАД № 34 введены требования к структуре системы внутреннего контроля (п. 6), предполагающие обязательное наличие следующих шести элементов системы контроля качества:
1) обязанность руководства обеспечить качество оказываемых аудиторских услуг;
2) выполнение этических требований;
3) выполнение процедур принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества;
4) ведение кадровой работы;
5) контроль выполнения задания;
6) проведение мониторинга внутреннего контроля.

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Постановлением Правительства  РФ от 22 июля 2008 г . № 557 действующие  федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности ( ПСАД ) дополнены тремя новыми стандартами: ПСАД № 32 «Использование аудитором работы эксперта» , ПСАД № 33 «Обзорная проверка финансовой ( бухгалтерской ) отчетности» и ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Два из этих стандартов —  ПСАД № 32 и ПСАД № 33 — посвящены  вопросам методологии аудита, а ПСАД № 34 регулирует требования к организации системы внутреннего контроля качества аудиторской организации. И если требования ПСАД № 32 и ПСАД № 33 относятся к тем аудиторским организациям, которые привлекают экспертов в ходе проведения аудита или оказывают услуги по обзорным проверкам финансовой отчетности, то требования ПСАД № 34 распространяются на все аудиторские организации вне зависимости от характера оказываемых ими услуг или особенностей применяемой методологии.

Рассмотрим требования к элементам системы контроля качества в аудиторских организациях. Основные изменения связаны с тем, что в ПСАД № 34 введены требования к структуре системы внутреннего контроля (п. 6), предполагающие обязательное наличие следующих шести элементов системы контроля качества:

1) обязанность руководства  обеспечить качество оказываемых аудиторских услуг;

2) выполнение этических требований;

3) выполнение процедур  принятия на обслуживание нового  клиента и продолжения сотрудничества;

4) ведение кадровой работы;

5) контроль выполнения  задания;

6) проведение мониторинга внутреннего контроля.

ПСАД № 34 предусматривает  создание и доведение до персонала  кодифицированного документа по системе внутреннего контроля в  соответствии с перечисленными элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого  из ее элементов и документирование практического применения данного руководства.

Отметим, что основная часть  этих элементов ранее в рамках федеральных правил аудиторской  деятельности не рассматривалась или  была представлена менее подробно. Неизменной осталась обязанность аудиторской  организации выполнять этические  требования и вести кадровую работу.

Новым требованием, которое  приведет к росту трудозатрат  на проведение аудита финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих  субъектов, является требование о проведении для аудитов этих субъектов обзорных проверок , предшествующих выдаче аудиторского заключения. Под общественно значимыми хозяйствующими субъектами понимаются хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: например, открытое акционерное общество и иная организация, имеющая публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц.

Также стандарт обязывает  аудиторские организации помимо обзорных проверок в рамках мониторинга  проводить выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.

 

Таким образом, аудиторским  организациям необходимо учесть, что  требования данного стандарта окажут существенное влияние на объем дополнительных трудозатрат персонала, не связанных  прямо с выполнением аудиторских заданий.

Обязанности руководства  аудиторской организации по обеспечению  качества услуг , оказываемых аудиторской организацией.

В пунктах 8—12 ПСАД № 34 подчеркивается важность обеспечения надлежащего  качества проведения аудита и устанавливается  ответственность руководства аудиторской  организации за контроль качества в  отношении оказываемых услуг. Руководство  должно признать и довести до персонала, что наиважнейшая цель деятельности организации — достижение высокого качества выполнения всех заданий.

Позиция руководства в  отношении качества оказываемых  услуг должна доводиться до всего  персонала организации посредством  внутренних регламентов, в том числе  методических материалов, а также  должна учитываться в процедурах оценки результатов индивидуальной работы и уровня профессиональной компетентности как руководящих сотрудников, так и специалистов, чтобы поддерживать и укреплять позицию аудиторской организации в отношении важности качества и способов его обеспечения.

Установлено общее требование к квалификации и полномочиям  сотрудников аудиторской фирмы, отвечающих за систему контроля качества (п. 1, 12 ПСАД № 34): они должны обладать достаточным надлежащим опытом и  профессиональной компетентностью, а  также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций.

Этические требования

ПСАД № 34 устанавливает  общее обязательное требование соблюдения сотрудниками аудиторской организации  норм Кодекса этики. В пункте 15 ПСАД № 34 установлена обязанность аудиторской фирмы разработать внутрифирменные политики и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что аудиторская организация и ее персонал соответствуют этическим требованиям, в частности в области независимости, в случаях, предусмотренных требованиями законодательства РФ и Кодекса этики.

Подробно рассматриваются  требования в части обеспечения  независимости в отношении клиента  со стороны аудиторской организации и ее сотрудников.

В соответствии с п. 17—19 ПСАД № 34 аудиторская организация обязана  разработать внутрифирменные политики и процедуры, обеспечивающие соответствие организации, ее персонала и иных привлеченных к аудиту лиц требованиям  независимости, а также поддерживающие независимость в соответствии с  требованиями Кодекса этики аудиторов.

Стандарт обязывает аудиторские  организации помимо обзорных проверок в рамках мониторинга проводить  выборочные инспекции аудиторских заданий силами независимого персонала.

Что же входит в данные процедуры  и политики? Это следующие обязательные для исполнения действия:

доведение до персонала и  привлеченных к проверкам лиц  требований по независимости;

выявление и оценка обстоятельств  и взаимоотношений, которые создают  угрозу независимости, и принятие уместных действий по элиминированию таких угроз  или сведению их до приемлемого уровня путем применения мер по их устранению либо отказ от задания.

Отдельно рассмотрен вопрос о разработке и установлении политик  и процедур, которыми необходимо руководствоваться  в случае выявления ситуаций, ведущих  к нарушению независимости , и которые бы гарантировали возможность предпринять уместные действия по разрешению таких ситуаций.

Разработаны обязательные требования к персоналу по информационному  обеспечению соблюдения связанных  с независимостью требований (см. п. 19, 20 ПСАД № 34). По меньшей мере ежегодно всем работникам аудиторской организации, которые должны соблюдать независимость, следует предоставлять аудиторской организации письменные подтверждения соблюдения установленных принципов и процедур.

Письменное подтверждение  может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. В случае нарушения независимости  аудиторская организация должна принимать соответствующие меры, предусмотренные требованиями Раздела 9 «Применение принципа независимости  при заданиях по проверке достоверности информации» Кодекса этики.

Отдельно в п. 21 и 22 ПСАД № 34 рассмотрены вопросы, связанные  с угрозой независимости (так  называемой угрозой привычности), вызываемой назначением на одно и то же задание, обеспечивающее уверенность в течение длительного времени, одних и тех же работников, руководящих заданием на разных уровнях.

Указывается в числе прочего, что для аудитов общественно  значимых хозяйствующих субъектов  аудиторская организация должна предусмотреть периодическую (не реже одного раза в семь лет) ротацию работников, руководящих аудиторской проверкой  одного и того же общественно значимого  хозяйствующего субъекта на разных уровнях.

Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение  сотрудничества

В ПСАД № 34 (п. 23—31) подробно рассмотрены вопросы, связанные  с обеспечением уверенности в  том, что взаимоотношения аудиторской  организации и клиента по аудиту отвечают определенным этическим требованиям.

В стандарте устанавливаются  требования к клиенту , исходя из которых принимаются решения о принятии его на обслуживание. Аудиторская организация может принять решение об обслуживании клиента, если она:

положительно оценила  честность руководства предполагаемого  клиента или лица, которому будут  оказаны сопутствующие аудиту услуги, и не обладает информацией, которая  свидетельствовала бы о противоположном;

способна выполнить задание клиента, обладая необходимыми возможностями, временем и ресурсами;

не будет нарушать этические  требования в ходе выполнения заданий.

Стандарт указывает на необходимость наличия принципов  и процедур учета возможного конфликта  интересов, а также отказа от выполнения задания. Руководством по разработке таких  принципов и процедур должны служить  требования Раздела 2 «Заключение договора об оказании профессиональных услуг» и Раздела 3 «Конфликт интересов» Кодекса этики.

Напомним, что в п. 2.2 Кодекса  этики указываются характеристики клиента, которые

могут вызвать угрозы соблюдению аудитором этических принципов  в случае установления с таким  клиентом договорных отношений. К этим характеристикам относятся:

участие клиента в незаконной деятельности (легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем);

репутация непорядочного  контрагента;

сомнительная практика составления  финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В Кодексе этики (п. 2.5) также  указывается, что при наличии  угроз соблюдению основных этических  принципов, которые невозможно свести до приемлемого уровня, аудитору следует  отказаться от установления отношений с данным клиентом.

Как указано в п. 3.1 Кодекса  этики, к конфликту интересов  могут привести ситуации, когда аудитор  является непосредственным конкурентом  клиента либо участвует в совместном бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом клиента. Чтобы избежать ситуации возникновения  конфликта интересов, аудитору рекомендуется уведомить:

клиента о деловых интересах  или деятельности, которые могут  представлять конфликт интересов, и  о том, что аудитор при оказании запрашиваемых услуг работает для  многих клиентов (например, в конкретном секторе рынка или по конкретному  виду заданий), а также получить согласие клиента на действия при таких  обстоятельствах;

все соответствующие стороны, что аудитор оказывает двум или  более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интересов этих сторон, и получить согласие всех сторон на продолжение  таких действий.

Кадровая работа

Под вопросами, связанными с  кадровой работой, в ПСАД № 34 понимаются как требования к качеству и количеству персонала аудиторской организации, так и регламентация требований к качеству персонала, включаемого  в аудиторские группы. В пунктах 32—41 стандарта формулируются требования к системе внутреннего контроля аудиторской фирмы в части  обеспечения разумной уверенности в том, что:

аудиторская организация  располагает достаточным по количеству кадровым составом, обладающим необходимыми знаниями, опытом, соблюдающим этические  принципы, способным выполнять задания  в соответствии с профессиональными  стандартами и требованиями нормативных  правовых актов РФ;

аудиторские заключения и  иные отчеты, выданные аудиторской  организацией, соответствуют условиям конкретного задания.

Развитие навыков и  профессиональной компетентности работников аудиторской организации должно осуществляться посредством профессионального  образования, непрерывного профессионального  обучения, приобретения опыта в процессе работы, обучения менее опытных специалистов более опытными, в том числе внутри аудиторской группы.

В пункте 41 ПСАД № 34 сформулированы критерии, которым должен отвечать персонал аудиторской организации, допускаемый к участию в выполнении аудиторских заданий. В аудиторскую группу должны входить сотрудники, демонстрирующие:

понимание заданий и практический опыт выполнения аналогичных по характеру  и сложности заданий, приобретенный  посредством соответствующего обучения и предыдущей работы;

знание и понимание  профессиональных стандартов, а также  требований нормативных правовых актов  РФ;

соответствующие технические  знания, в том числе информационных технологий;

знание отрасли, в которой  функционирует клиент;

способность формировать  профессиональное суждение;

понимание принципов и  процедур контроля качества, установленных  в аудиторской организации.

Контроль выполнения задания

Система контроля качества услуги в отношении выполнения задания  в соответствии с ПСАД № 34 включает в себя требования к наличию таких  компонентов системы внутреннего  контроля, как принципы и процедуры  в части:

соблюдения профессиональных стандартов и требований законодательства;

консультирования;

ситуации разницы во мнениях;

проверки качества выполнения задания, включая обзорную проверку по контролю качества и критерии выбора приемлемого лица, ее проводящего;

Информация о работе Правовое регулирование аудиторских услуг