Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
- произвести планирование прибыли избранного предприятия,
- выявить факторы роста прибыли предприятия,
- выявить резервы увеличения прибыли предприятия
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..………2
1.Экономическая сущность, значение прибыли в рыночной экономике…………………………………………………………………….…………...4
1.1. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции………………………..….…....4
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………….……….8
2.2 Источники информационного обеспечения прибыли……………….…….……..13
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПЛАНИРОВАНИЕ прибыли субъекта хозяйствования……….……………………...19
3.1. Экономико-организационная структура предприятия………………….………..19
3.2 Факторы, влияющие на прибыль предприятия…………………………….………22
3.3 Планирование прибыли ЗАО «Швейная фабрика»……….………………….……24
3.4 Резервы увеличения прибыли ЗАО «Швейная фабрика»….……………………...29
Заключение………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ№
прибыль от внереализационных операций (прибыль, которая получается в результате долевого участия в деятельности других предприятий; от сдачи имущества в аренду; доходы от ценных бумаг и другие операции.)4
- чистая прибыль (образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей (отчислений в фонд социальной занятости, фонд социального страхования), и остается в полном распоряжении предпринимателя. Она расходуется в АО на поощрение работников, для инвестиций в производство и социальную сферу, для получения акционерами дивидендов и др.)
Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.
Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риек, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).
Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
• инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
• результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
• финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
•
стимулирующая - часть ожидаемой
или полученной прибыли может быть
использована в качестве источника материального
вознаграждения работников предприятия
и выплат дивидендов владельцам капитала.5
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле (1):
П = (О Ч Ц) - (О Ч С), (1)
где О
— объем выпуска продукции
в планируемом периоде в
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С —
полная себестоимость единицы
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода (2):
Птп = Цтп - Стп, (2)
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле (3):
Прп = Врп - Срп, (3)
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле (4):
Прп = Пон + Птп - Пок, (4)
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.7
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.8
Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Основные
группы, на которые можно подразделить
показатели рентабельности, приведены
в таблице 2.1.
Табл.2.1 Основные группы показателей рентабельности.
Показатели рентабельности | Формулы расчета | Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства | Прибыль в расчете
на единицу продукции / Себестоимость
единицы Продукции Ч 100% Прибыль
в расчете на товарный выпуск / Себестоимость
товарной продукции Ч 100% Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств Ч 100% |
Характеризует
прибыльность различных видов продукции,
всей товарной продукции и рентабельность
(доходность) предприятия.
Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) | Прибыль от продажи
продукции / Выручка от реализации Ч
100% Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) Ч 100% |
Показывает, какой
процент прибыли получает предприятие
с каждого рубля реализации.
Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность
активов (капитала) Рентабельность
текущих активов Рентабельность чистых активов |
Прибыль / Совокупные активы Ч 100% Прибыль
/ Текущие активы Ч 100% Прибыль / Чистые активы Ч 100% |
Эти комплексные
показатели характеризуют отдачу, которая
приходится на рубль соответствующих
активов.
Отражает
эффективность вложенных в |
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / Собственный капитал Ч 100% | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств |
Информация о работе Планирование прибыли субъекта хозяйствования