Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:15, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении предприятия, как субъекта хозяйствования и субъекта рыночных отношений. Объектом исследования является предприятие, как субъект рыночных отношений в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
изучить предприятие, как субъект хозяйствования;
Изучение роли предприятия как субъекта рыночных отношений
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Предприятие как субъект хозяйствования………………………………... 5
Цели, задачи, механизм создания и функционирования предприятия
5
1.2 Классификация предприятий…………………………………………….. 7
1.3 Методы стратегического управления предприятием…………………... 9
2 Организационно-правовые формы предприятий…………………………. 16
2.1 Организационно-правовые формы коммерческих предприятий 16
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий 27
3 Предприятие в роли субъекта рыночных отношений 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Предприятие
как субъект хозяйствования………… |
5 |
|
5 |
1.2 Классификация предприятий…………………………………………….. | 7 |
1.3
Методы стратегического |
9 |
2 Организационно-правовые формы предприятий…………………………. | 16 |
2.1
Организационно-правовые формы |
16 |
2.2
Организационно-правовые формы |
27 |
3 Предприятие в роли субъекта рыночных отношений | 31 |
Заключение | 34 |
Список использованных источников | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды, выбора вариантов решения проблем, направленных на достижение желаемых конечных результатов являются хозяйствующие субъекты.
В
условиях рыночной экономики предприниматель
свободен в использовании возможностей
выбора вариантов решения проблем,
альтернатив развития и определения
своих целей. Однако существующая экономическая
система выступает “как рамочное
условие предпринимательской
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Правовая
форма предприятия представляет
собой комплекс правовых и хозяйственных
норм, которые определяют характер,
условия и способы формирования
правовых и экономических отношений
между работниками и
Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в Беларуси.
Цель данной работы заключается в рассмотрении предприятия, как субъекта хозяйствования и субъекта рыночных отношений. Объектом исследования является предприятие, как субъект рыночных отношений в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
Поставленные
задачи были выполнены путём анализа
экономической литературы.
1
Предприятие как субъект
хозяйствования
Предприятие
— самостоятельный субъект
Как вытекает из определения, предприятие обладает самостоятельностью, правами юридического лица. Государство не вмешивается в хозяйственную и иную деятельность, гарантирует соблюдение прав вне зависимости от формы собственности. В нашей стране деятельность предприятия регламентируется Законом "О предприятиях в Республике Беларусь" от 17 ноября 1997 г. с внесенными изменениями в закон 14 декабря 1990г. « О предприятиях в Республике Беларусь»[10].
Самостоятельность предприятия проявляется в том, что оно разрабатывает производственную программу и реализует продукцию (услуги); сдает в аренду, предоставляет бесплатно здания, сооружения, оборудование, иное имущество; использует по своему усмотрению чистую (остающуюся после выплаты всех платежей) прибыль; самостоятельно определяет перспективу развития; определяет стратегию внешнеэкономической деятельности; выступает инициатором акционирования, создания иных хозяйственно-правовых форм и др.
Учредителем предприятия могут быть: государство; физическое лицо; юридическое лицо.
Предприятия республиканской собственности создаются органами управления республики, государство не отвечает по обязательствам предприятия, и наоборот. Предприятия коммунальной собственности создаются местным советом или уполномоченным им органом. Убытки, полученные предприятием вследствие выполнения распоряжений власти, подлежат возмещению.
Прежде чем приступить к производственной деятельности, хозяйствующий субъект обязан зарегистрироваться и получить лицензию (в случае лицензирования предполагаемого направления работы); при реорганизации или смене собственника обязательна перерегистрация.
Основным
обобщающим показателем финансовых
результатов хозяйственной
Права юридического лица проявляются в таких признаках, как:
Данные предприятию права
Основная цель предприятия —
удовлетворение материальных и
духовных потребностей на
Любое
предприятие состоит из подразделений,
объединяющих аналогичные (одинаковые,
близкие) функции, работников. Система
логически взаимосвязанных
Прорабатывая организационную структуру, производитель должен изучить состояние ряда направлений:
государственная экономическая политика (модель построения общества: механизмы создания и развития модели; приоритетное развитие отраслей и др.);
государственная поддержка производителей (налоговая, ценовая, денежно-кредитная, таможенная политика);
государственное
регулирование хозяйственной
формирование
морально-психологического климата (отношение
населения к
состояние и стабильность законодательной базы и ряд других. Только на основе достоверных комплексных данных предпринимательской информации можно приступать к созданию предприятия. Основными этапами создания могут быть следующие:
Классификация предприятий может быть дана с использованием ряда признаков.
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
В соответствии с формами собственности, установленными законодательством РБ, могут действовать предприятия следующих видов[5, с.132]: