Предприятие как субъект хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении предприятия, как субъекта хозяйствования и субъекта рыночных отношений. Объектом исследования является предприятие, как субъект рыночных отношений в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
изучить предприятие, как субъект хозяйствования;
Изучение роли предприятия как субъекта рыночных отношений

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Предприятие как субъект хозяйствования………………………………... 5
Цели, задачи, механизм создания и функционирования предприятия
5
1.2 Классификация предприятий…………………………………………….. 7
1.3 Методы стратегического управления предприятием…………………... 9
2 Организационно-правовые формы предприятий…………………………. 16
2.1 Организационно-правовые формы коммерческих предприятий 16
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий 27
3 Предприятие в роли субъекта рыночных отношений 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 80.86 Кб (Скачать)

    Соответствие  выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения. Проверяется  то, насколько стратегия увязана  с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой  степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых  конкурентных преимуществ и т. п.

    Соответствие  выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная  стратегия увязана с другими  стратегиями, соответствует ли стратегия  возможностям персонала, позволяет  ли существующая структура успешно  реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии  во времени и т. п.

    Приемлемость  риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный  положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

    Обеспечение реализации стратегии. Выполнение стратегии  является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного  осуществления приводит фирму к  достижению поставленных целей. Очень  часто наблюдаются случаи, когда  фирмы оказываются не в состоянии  осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому что, либо неверно  был проведен анализ и сделаны  неверные выводы, либо потому, что  произошли  непредвиденные изменения во внешней  среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом включать имеющийся у фирмы потенциал  для реализации стратегии. В особенности  это относится к использованию  трудового потенциала.

    Анализ  деятельности фирм, успешно реализовавших  свои стратегии, показывает, что они  в своей деятельности следовали  следующим правилам. Во - первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы  добиться с их стороны как понимания  того, что делает фирма, так и неформального  их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации  стратегии. Во - вторых, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых  для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии  в виде целевых установок и  фиксировало достижение каждой цели.

    В процессе  реализации стратегий  каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. В данной главе процесс реализации стратегий  рассматривается как составляющая стратегического управления. Поэтому  остановимся на изучении  этого  процесса только с позиций верхнего уровня руководства, являющегося субъектом стратегического управления. Так как высшее руководство должно вести фирму к достижению целей посредством соответствующей реализации стратегий, его деятельность на стадии реализации стратегий может быть представлена в виде пяти последовательных этапов[8, c.169].

    Первый  этап - углубленное изучение состояния  среды, целей и разработанных  стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

  • окончательное уточнение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. Посредством этого как бы дается окончательное «добро» на реализацию стратегий. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе целей и стратегий;
  • более широкое доведение идей стратегий и смысла, целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.

    Второй  этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения  по эффективному использованию имеющихся  у фирмы ресурсов. На этом этапе  проводится оценка ресурсов, принимаются  решения по их распределению, а также  по созданию условий для заинтересованного  вовлечения сотрудников в процесс  реализации стратегий. Важной задачей  является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для  этого составляются специальные  программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения  квалификации сотрудников.

    На  третьем этапе высшее руководство  принимает решения по поводу организационной  структуры. Выясняется соответствие имеющейся  организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это  необходимо, вносятся соответствующие  изменения в организационную  структуру фирмы.

    Четвертый этап состоит в проведении необходимых  изменений в фирме, без которых  невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно  тонкая, сложная и болезненная. Изменения  не могут быть проведены без учета  объективных факторов. Часто требуется  несколько лет для того, чтобы  провести серьезное изменение на фирме.

    При проработке вопроса изменений очень  важно не только концентрировать  внимание на том, для чего делается изменение, к чему оно должно привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменение  будет воспринято, какие силы и  в какой форме будут сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменения и какими методами оно  должно осуществляться. Поэтому для  успешного проведения изменение  высшее руководство должно  независимо от типа, сущности и содержания изменения составить сценарий возможного сопротивления изменениям; провести действия с целью ослабления стремления к сопротивлению изменениям; устранить или уменьшить до минимума реальное сопротивление; закрепить проведенное изменение.

    Пятый этап участия высшего руководства  в реализации стратегии состоит  в том, что оно проводит пересмотр  плана осуществления стратегии  в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако при этом необходимо избегать изменений плана при появлении  любых новых обстоятельств. Новый  план может быть принят только тогда, когда он сулит возможности получения  выгод, заметно больших, чем те, которые  будут получены при осуществлении  реализуемого стратегического плана.

    Оценка  и контроль выполнения стратегий. Оценка и контроль выполнения стратегий  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целями организации. Основными  задачами любого контроля являются: 1) определение того, что и по каким  показателям проверять; 2) оценка состояния  контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами  или другими эталонными показателями; 3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 4) корректировка, если она необходима и возможна. При контроле выполнения стратегий  эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы. Это принципиально  отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического  плана, правильность осуществления  стратегии или правильность выполнения от дельных работ, функций и операций, ибо он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и  приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка  по результатам стратегического  контроля может касаться  как  стратегий, так и целей фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 

2 Организационно-правовые формы предприятий 

    1. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий
 

    Одной из распространённых форм предприятий  выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в  виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц.

    Важным  новым признаком хозяйственного товарищества после принятия ГК РБ от 1999г. (до 2000г. хозяйственные товарищества не имели статуса юридического лица) является то, что полное товарищество наделяется правами юридического лица и, следовательно, имеет право открывать  счета в банках, иметь печать, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещённых  законом[1].

    Полным  признаётся товарищество, объединяющее двух и более предпринимателей (предприятий). В этом товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с заключённым  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  и несут ответственность по его  обязательствам, принадлежащим им имуществом (действует неограниченная ответственность). Эта форма юридического лица создаётся  и действует на основании учредительного договора, который подписывается  всеми его участниками.

    Участники полного товарищества несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам своего предприятия. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим  до момента его выбытия, в течение  двух лет со дня утверждения отчёта о деятельности товарищества. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в  складочный капитал товарищества к  моменту его регистрации. Остальная  часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным  договором. При невыполнении указанной  обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых  с невнесённой части вклада и  возместить причинённые убытки, если иные последствия не установлены  учредительным договором.

    Вкладом в имущество товарищества могут  быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

    Механизм  действия ответственности участников полного товарищества по его обязательствам снижает привлекательность этой организационно-правовой формы хозяйствования и поэтому она не получила широкого распространения на практике.

    Управление  в этом товариществе осуществляется по общему согласию всех участников, решение  принимается большинством голосов, если это оговорено учредительным договором. Участники обязаны участвовать в его деятельности. Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников во вкладочном капитале (может быть и другой порядок по договорённости между участниками). Если вследствие понесённых товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

    Полные  товарищества сосредоточены преимущественно  в сельском хозяйстве и сфере  услуг и представляют собой, как  правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко  контролируется их участниками.

    Для отдельных участников (коммандитистов) более привлекательным с позиций  ответственности является участие  в создании товарищества на вере, или  коммандитного товарищества. Оно  представляет собой объединение  нескольких граждан и (или) юридических  лиц на основании договора между  ними в целях ведения хозяйственной  деятельности.

    Это хозяйственное товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько  участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм внесённых ими вкладов  и не принимают участия в осуществлении  товариществом предпринимательской  деятельности.

    Товарищество  на вере создаётся и действует  на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается  всеми полными товарищами.

    Управление  деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами.

    Вкладчик  товарищества на вере обязан внести вклад  в складочный капитал.

    Вкладчик  товарищества на вере имеет право:

  • получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором
  • знакомиться с годовыми отчётами и балансами товарищества
  • по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором
  • передать свою долю в складочном капитале или её часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (её части).

Информация о работе Предприятие как субъект хозяйствования