Предприятие как субъект хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:24, реферат

Краткое описание

1. Понятие, цели и направления деятельности предприятий.

2. Классификация предприятий.

3. Структура предприятий.

4. Добровольное и институциональное объединение предприятий (организаций).

5. Рыночная среда хозяйствования предприятий и организаций

Файлы: 1 файл

Эконом Предприятия-2.docx

— 96.61 Кб (Скачать)

       Тема 1. Предприятие как  субъект хозяйствования

       1. Понятие, цели  и направления  деятельности предприятий.

       2. Классификация предприятий.

       3. Структура предприятий.

       4. Добровольное и  институциональное  объединение предприятий  (организаций).

       5. Рыночная среда  хозяйствования предприятий  и организаций.

  1. Понятия, цели и направления деятельности предприятий.

       Хозяйственная деятельность – это деятельность субъектов хозяйствования в сфере совместного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг, которая имеет определенную стоимость, и данный вид деятельности может осуществляться в Украине отдельным физическим лицом, зарегистрированным как частный предприниматель, или организацией, которая является юридическим лицом. В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает основным звеном, именно оно определяет деловую активность национального хозяйства. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг.

       Предприятие — это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги).

       Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли.

       Важно знать, что каждое предприятие или  фирма является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и если необходимо товарный знак товаров и услуг.

       Предприятие создается:

       - согласно решения собственника имущества или уполномоченного им органа, или решением трудового коллектива;

       - в результате выделения из  состава действующего предприятия  одного, или нескольких структурных подразделений, если на это есть согласие собственника или уполномоченного им органа;

       - в следствии принудительного разделения предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.

       Осуществление деятельности предприятия может  происходить только после регистрации  в органах государственной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Ликвидация и реорганизация предприятия проводится по решению собственника, в отдельных случаях по решению собственника и трудового коллектива, а также – решением суда.

       В практике хозяйствования каждое предприятие  осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность.

       Изучение  рынка товаров  или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателей товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия.

       Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период; определение объема необходимых инвестиций и т.д.

       Важнейшими  мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит, можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента, соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, а также их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.

       От  масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия в наибольшей степени зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Под коммерческой деятельностью понимается совокупность коммерческих и торгово-технологических мероприятий с целью удовлетворения покупателей в продукции данного предприятия. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, поиск потенциальных покупателей, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей.

       Послепродажный  сервис ― охватывает пусконаладочные работы и консультации в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное и техническое обслуживание на протяжении определенного периода эксплуатации, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Все это в значительной степени повышает конкурентоспособность данного предприятия.

       Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; финансовую и внешнеэкономическую деятельность (проводится предприятиями, продукция которых является конкурентоспособной на внешнем рынке и тем самым обеспечивает расширение сферы сбыта продукции).

       Социальная  деятельность существенно влияет на эффективность всех выше перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и  трудовых отношений.

       Характеристика  предприятия предполагает определение  его основных признаков, выделяющих его в самостоятельный субъект  рыночных отношений, т.е.  предприятие предполагает:

       - производственно-техническое единство (общность продукции, которая изготавливается, процессов ее производства, капитала, технологии);

       - организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива  со своей внутренней структурой  и порядком управления, присвоение предприятию реквизитов и прав юридического лица);

       - финансово-экономическую самостоятельность  (выражающуюся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также возможности самостоятельно определять направления экономического развития, направления распределения и использования прибыли предприятия, форм и размеров материального стимулирования, а также единая система учета).

       В процессе осуществления производства предприятие выполняет ряд функций: производственную – которая состоит в обеспечении непосредственно процесса производства и в постоянном повышении его эффективности,  через внедрении новых технологий, методов управления и т.д.; экономическую – обеспечение устойчивости предприятия на рынке, постоянное изучение рынка с целью стимулирования сбыта и увеличения прибыли; социальную -  которая предусматривает заботу о трудовом коллективе предприятия, для повышение производительности труда и эффективности его работы.

  1. Классификация предприятий.

       Для обеспечения эффективного хозяйствования в рыночных условиях, а также квалифицированного управления предприятиями важна  их классификация  по определенным признакам.

       Классификация предприятий:

       1. В зависимости от цели и  характера деятельности:

       ― коммерческие (самостоятельное получение прибыль);

       ― некоммерческие (учебные заведения; медицина, наука и т.д.).

       2. В зависимости от форм собственности  имущества:

       ― частные (индивидуальные, семейные или  частные с правом найма рабочей  силы) – предприятие, которое действует  на основе частной собственности граждан или субъектов хозяйствования – юридических лиц;

       ― коллективное – предприятие, которое  действует на основе коллективной собственности учредителей (участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности (производственные кооперативы, предприятия общественных и религиозных организаций и т.д.);

       ― коммунальные основанные на базе собственности  соответствующей определенной территориальной общности;

       ― государственные  - это самостоятельная  хозяйственная единица с правом юридического лица, которая функционирует  на основе государственной формы собственности в разных сферах экономики.

       3. В зависимости от национальной  принадлежности капитала:

       ― национальные;

       ― иностранные;

       ― смешанные (совместные).

       4. В зависимости от правового  статуса и форм хозяйствования:

       ― единоличные (собственность одного лица или семьи);

       ― кооперативное (добровольное объединение  граждан с целью совместного хозяйствования);

       ― арендное (временное владение и пользование  имуществом);

       ― хозяйственные общества (это предприятия, организации, созданные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их собственности и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли).

       5. В зависимости от отраслевой принадлежности или функционального вида деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, инновационные, лизинговые, банковские, страховые, туристические и т.д.

       6. В зависимости от технологической  (территориальной) целостности и  степени подчиненности:

          ― основное (материнское) – предприятие,  которое контролирует деятельность  других юридических лиц, например, через владение контрольным пакетом акций дочерних предприятий;

          ― дочернее – юридически самостоятельное  образование, которое осуществляет  коммерческие операции и составляет  баланс, но находится под контролем  материнского предприятия;

          ― ассоциированное (формально  самостоятельное, но по разным  причинам зависит от головной  фирмы и должно подчиняться  ее стратегическим целям);

         ― филиал (не имеет юридической и хозяйственной самостоятельности) – это отдельное подразделение юридического лица, расположенное вне его месторасположения и которое осуществляет все или часть его функций.

       7.  В зависимости от количества  работников и объема дохода  за год:

         ― крупные;

         ― средние;

         ― малые. 

       3. Структура предприятия.

       В зависимости от цели и направления  деятельности предприятия формируется его структура. Под структурой любого предприятия понимают его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. Различают производственную и общую структуру предприятия. Основную деятельность каждого предприятия составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.

       Производственная  структура предприятия – это состав, количественное соотношение и размеры внутренних производственных подразделений, формы их построения и взаимосвязи. Существует несколько принципов классификации производственных структур.

Информация о работе Предприятие как субъект хозяйствования