Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:24, реферат
1. Понятие, цели и направления деятельности предприятий.
2. Классификация предприятий.
3. Структура предприятий.
4. Добровольное и институциональное объединение предприятий (организаций).
5. Рыночная среда хозяйствования предприятий и организаций
1. Понятие, цели и направления деятельности предприятий.
2. Классификация предприятий.
3. Структура предприятий.
4. Добровольное и институциональное объединение предприятий (организаций).
5. Рыночная среда хозяйствования предприятий и организаций.
Хозяйственная деятельность – это деятельность субъектов хозяйствования в сфере совместного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг, которая имеет определенную стоимость, и данный вид деятельности может осуществляться в Украине отдельным физическим лицом, зарегистрированным как частный предприниматель, или организацией, которая является юридическим лицом. В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает основным звеном, именно оно определяет деловую активность национального хозяйства. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Предприятие — это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги).
Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли.
Важно знать, что каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и если необходимо товарный знак товаров и услуг.
Предприятие создается:
- согласно решения собственника имущества или уполномоченного им органа, или решением трудового коллектива;
-
в результате выделения из
состава действующего
- в следствии принудительного разделения предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.
Осуществление
деятельности предприятия может
происходить только после регистрации
в органах государственной
В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность.
Изучение рынка товаров или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателей товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия.
Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период; определение объема необходимых инвестиций и т.д.
Важнейшими мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит, можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента, соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, а также их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции.
От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия в наибольшей степени зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Под коммерческой деятельностью понимается совокупность коммерческих и торгово-технологических мероприятий с целью удовлетворения покупателей в продукции данного предприятия. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, поиск потенциальных покупателей, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей.
Послепродажный сервис ― охватывает пусконаладочные работы и консультации в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное и техническое обслуживание на протяжении определенного периода эксплуатации, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Все это в значительной степени повышает конкурентоспособность данного предприятия.
Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; финансовую и внешнеэкономическую деятельность (проводится предприятиями, продукция которых является конкурентоспособной на внешнем рынке и тем самым обеспечивает расширение сферы сбыта продукции).
Социальная деятельность существенно влияет на эффективность всех выше перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношений.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений, т.е. предприятие предполагает:
-
производственно-техническое
-
организационно-социальное
-
финансово-экономическую
В
процессе осуществления производства
предприятие выполняет ряд
Для обеспечения эффективного хозяйствования в рыночных условиях, а также квалифицированного управления предприятиями важна их классификация по определенным признакам.
Классификация предприятий:
1. В зависимости от цели и характера деятельности:
― коммерческие (самостоятельное получение прибыль);
― некоммерческие (учебные заведения; медицина, наука и т.д.).
2.
В зависимости от форм
― частные (индивидуальные, семейные или частные с правом найма рабочей силы) – предприятие, которое действует на основе частной собственности граждан или субъектов хозяйствования – юридических лиц;
― коллективное – предприятие, которое действует на основе коллективной собственности учредителей (участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности (производственные кооперативы, предприятия общественных и религиозных организаций и т.д.);
― коммунальные основанные на базе собственности соответствующей определенной территориальной общности;
― государственные - это самостоятельная хозяйственная единица с правом юридического лица, которая функционирует на основе государственной формы собственности в разных сферах экономики.
3. В зависимости от национальной принадлежности капитала:
― национальные;
― иностранные;
― смешанные (совместные).
4. В зависимости от правового статуса и форм хозяйствования:
― единоличные (собственность одного лица или семьи);
― кооперативное (добровольное объединение граждан с целью совместного хозяйствования);
― арендное (временное владение и пользование имуществом);
― хозяйственные общества (это предприятия, организации, созданные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их собственности и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли).
5. В зависимости от отраслевой принадлежности или функционального вида деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, инновационные, лизинговые, банковские, страховые, туристические и т.д.
6.
В зависимости от
― основное (материнское) – предприятие,
которое контролирует
― дочернее – юридически
― ассоциированное (формально самостоятельное, но по разным причинам зависит от головной фирмы и должно подчиняться ее стратегическим целям);
― филиал (не имеет юридической и хозяйственной самостоятельности) – это отдельное подразделение юридического лица, расположенное вне его месторасположения и которое осуществляет все или часть его функций.
7. В зависимости от количества работников и объема дохода за год:
― крупные;
― средние;
― малые.
3. Структура предприятия.
В зависимости от цели и направления деятельности предприятия формируется его структура. Под структурой любого предприятия понимают его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. Различают производственную и общую структуру предприятия. Основную деятельность каждого предприятия составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.
Производственная структура предприятия – это состав, количественное соотношение и размеры внутренних производственных подразделений, формы их построения и взаимосвязи. Существует несколько принципов классификации производственных структур.