Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:15, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении предприятия, как субъекта хозяйствования и субъекта рыночных отношений. Объектом исследования является предприятие, как субъект рыночных отношений в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
изучить предприятие, как субъект хозяйствования;
Изучение роли предприятия как субъекта рыночных отношений
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Предприятие как субъект хозяйствования………………………………... 5
Цели, задачи, механизм создания и функционирования предприятия
5
1.2 Классификация предприятий…………………………………………….. 7
1.3 Методы стратегического управления предприятием…………………... 9
2 Организационно-правовые формы предприятий…………………………. 16
2.1 Организационно-правовые формы коммерческих предприятий 16
2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий 27
3 Предприятие в роли субъекта рыночных отношений 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала[6, c. 37]: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные.
По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей.
Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов.
Дочернее предприятие является юридически самостоятельным и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и составляет отчетный баланс, но контрольный пакет акций принадлежит головному предприятию.
В
отличие от дочерних предприятий
филиал не пользуется юридической и
хозяйственной
По функционально-отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий[6, c.112]: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п.
В
соответствии с объемами хозяйственного
оборота предприятия и
К малым
относятся предприятия с
Предприятия могут объединяться в:
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию. Рассмотрим следующие методы стратегического управления[7, c.236].
Ограниченный
рост. Эту стратегию применяет
большинство организаций в
Рост.
Эта стратегия чаще всего применяется
в динамично развивающихся
Сокращение или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная
стратегия. Эта стратегия представляет
собой любое сочетание
Стратегия
сокращения имеет альтернативы: ликвидация
- самый радикальный вариант, когда
организация перестает
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием. Проверяется на соответствие целям организации, сопоставляется с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии, формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения задач (по этапам), определяются потребные ресурсы.
Процесс выбора стратегии включает следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии. Уяснение текущей стратегии очень важно потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация, и какие стратегии она реализует.
Анализ портфеля продукции представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления, поскольку дает наглядное представление того, как взаимосвязаны отдельные части бизнеса и как портфель как сумма существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие.
Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного либо интегрированного роста.
Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Они должны выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстро растущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приведут к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.
Цели
фирмы придают уникальность и
оригинальность выбору стратегии применительно
к каждой конкретной фирме. В целях
отражено то, к чему стремится фирма.
Если, например, цели не предполагают интенсивного
роста фирмы, то и не могут быть
выбраны соответствующие
Интересы
и отношение высшего
Финансовые
ресурсы фирмы также
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего производства.
Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Обязательства
фирмы по предыдущим стратегиям создают
некую инерционность в развитии
фирмы. Невозможно полностью отказаться
от всех предыдущих обязательств в
связи с переходом к новым
стратегиям. Поэтому при выборе новых
стратегий необходимо учитывать
тот факт, что еще некоторое
время будут действовать
Степень
зависимости от внешней среды
существенно влияет на выбор стратегии
фирмы. Бывают такие ситуации, когда
фирма настолько зависит от поставщиков
или покупателей ее продукции, что
она не вольна, делать выбор стратегии
исходя из возможностей более полного
использования своего потенциала.
В этом случае внешняя зависимость
может играть большую роль в выборе
стратегии фирмы, чем все остальные
факторы. Сильная внешняя зависимость
может быть обусловлена также
правовым регулированием поведения
фирмы, например антимонопольным
Временной
фактор должен обязательно приниматься
во внимание при всех случаях выбора
стратегии. Связано это с тем,
что и возможности, и угрозы для
фирмы, и планируемые изменения
всегда имеют определенные временные
границы. При этом важно учитывать
и календарное время, и временную
продолжительность интервалов последующего
осуществления конкретных действий
по реализации стратегии. Фирма не в
любой момент и не в любые календарные
сроки может осуществлять стратегию,
а только в те моменты и в
те сроки, в которые появляется возможность
для осуществления стратегии. Очень
часто успеха в осуществлении
стратегии и, следовательно, в конкурентной
борьбе добивается та фирма, которая
лучше научилась учитывать
Оценка
выбранной стратегии. Оценка выбранной
стратегии в основном осуществляется
в виде анализа правильности и
достаточности учета при выборе
стратегии основных факторов, определяющих
возможности осуществления