Особенности учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов учета собственных и арендованных основных средств на предприятии, их автоматизация с помощью программного продукта «1С: Бухгалтерия».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств……...……4
1.1 Понятие и классификация основных средств, их оценка и бухгалтерские счета для их учета………………………………………………………….4
1.2 Расчет амортизация основных средств по правилам бухгалтерского учета………………………………………………………………………………………9
1.3 Учет аренды имущества, операции по движению ОС..……………...14
2 Бухгалтерский учет ОС в организациях………………….………..……...24
2.1 Описание характеристики предприятия……………………………...24
2.2 Бухгалтерский учет ОС на предприятии...…...……………..………25
3 Автоматизация учетных процедур ОС…….……………………………..28
3.1 Ввод справочной информации…………………………………………28
3.2 Операции, осуществляемые с ОС…………………………………….29
3.3 Инвентаризация ОС и их экспресс-анализ…………………………..37
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

    3.2 Операции, осуществляемые с ОС 

    Рассмотрим  особенности реализации компьютерного  учета ОС на конкретных примерах. Вспомним, что одним из источников появления  основных средств на предприятии  является их поступление от учредителей. Данная операция отражается в бухгалтерском учете записью на счете 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции со счетом 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» на сумму стоимости ОС. 

    На  примере поступления основных средств  в качестве взноса в уставный капитал предприятия продолжим рассмотрение операций по расчетам с учредителями предприятия – «Вымпел».

    Пример:

    Учредителями  Петровой С.В. и Ивановой Г.П.. в качестве вклада в уставный капитал внесено  основное средство «Станок для заточки  деталей» по согласованной стоимости 30000 руб. Стоимость станка в равных долях (по 15000руб.) распределена между двумя учредителями. Станок предназначен для эксплуатации в процессе производства всей номенклатуры выпускаемых изделий.

    По  факту прихода основного средства оформлен акт №01-ОС от 14.12.2005 

    

    Рис. 3

    Поступление одного основного средства от нескольких учредителей в бухгалтерском  учете предприятия не является операцией  регулярной, часто повторяемой. В  связи с этим в типовой конфигурации не предусмотрены специальные средства для ее реализации. В подобных условиях обычно используется ручной ввод операции.

    Поступление основных средств  от поставщиков

    Наиболее  распространенной является операция приобретения основного средства у поставщика. Затраты на приобретение основного средства относятся к долгосрочным инвестициям, поскольку направлены на приобретение внеоборотных активов длительного пользования. В связи с этим затраты по приобретению основного средства должны быть отражены в бухгалтерском учете на счете 08 «Капитальные вложения». В рабочем плане счетов стандартной конфигурации в развитии счета 08 имеется несколько субсчетов. В частности, для учета капиталовложений на приобретение отдельных объектов основных средств используется субсчет 4. На этом субсчете, так же как и на счете 01 «Основные средства», ведется аналитический учет в разрезе субконто «Основные средства». 
 

    Оплата  счета на поставку основного средства

    Прежде  чем приступать к вводу операций по приходу ОС, возможно, потребуется  убедиться в том, что ранее была произведена оплата поставщика. Эту информацию можно получить через стандартную ведомость «Анализ субконто». Наиболее естественный способ обратиться к режиму формирования данной ведомости — через меню «Отчеты - Анализ субконто». После обращения к указанному пункту на экране развернется окно «Установки параметров отчета». В данном окне необходимо задать параметры, определяющие, за какой период и по каким субконто должна быть сформирована ведомость.

     Заполнение полей окна настройки  документа показано на рис. 4. В качестве первого вида субконто установлено — «Контрагенты». Рядом указывается режим формирования ведомости по данному аналитическому признаку — «Отбирать». 

    

    Рис. 4

    Тем самым предполагается, что должно быть определено конкретное значение субконто, по которому информация будет отбираться в ведомость. Это значение устанавливается в поле, расположенном ниже. В данном поле задается интересующее значение.

    Безвозмездное поступление основных средств

    Одним из источников образования основных средств на предприятии является их безвозмездное поступление по акту дарения или безвозмездной передачи основных средств.

    При этом следует учитывать то обстоятельство, что безвозмездно полученные основные средства рассматриваются как доходы одного или более отчетных периодов. Поэтому они подлежат принятию к учету как доходы будущих периодов при принятии объектов к учету, с последующим отнесением в течение установленного срока полезного использования в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как внереализационные доходы.

    При вводе информации о безвозмездно поступившем объекте ОС в справочник «Основные средства» необходимо убедиться, что в закладке «Общие»  флажок «Начислять амортизацию» включен, чтобы программа производила  автоматическое начисление и списание амортизационных отчислений по данному объекту ОС. Соответственно, потребуется ввести данные, и в закладке «Амортизация».

    Учет  приобретения отдельных  объектов

    Приобретение  за плату отдельных объектов ОС является наиболее распространенным вариантом поступления ОС в организацию.

    Каким образом формируется их первоначальная стоимость в "1С:Бухгалтерии", рассмотрим на следующем примере.

    Предположим, что организация приобрела у  фирмы "Формоза" компьютер по цене 21000 руб., в том числе НДС (20%) 3 500 руб. Компьютер получен по накладной 23 от 15 января 2002 г.

    Для регистрации поступления в организацию  отдельных объектов ОС в "1С:Бухгалтерии" предназначен документ «Приобретение  ОС за плату». Он содержится в группе документов «Поступление ОС» пункта «Учет ОС» меню «Документы» главного меню. Документ имеет экранную форму для ввода информации, представленную на рис.5

    В верхней части экранной формы  документа указывается номер  и дата документа на поступление  в организацию ОС и информация о поставщике. 

    Все документы в "1С:Бухгалтерии" нумеруются автоматически в порядке возрастания. Если какие-то документы данного вида по каким-либо причинам были выписаны вручную, то в поле номера следует указать следующий свободный номер. Дата документа вводится вручную (по умолчанию - рабочая дата, установленная в программе) или с помощью встроенного календаря (кнопка справа от поля ввода). 

    

    Рис.5

    В реквизите "Получено от" указывается  контрагент (организация или физическое лицо), у которого приобретено данное основное средство. Для этого щелкните мышью по кнопке "..." справа от поля ввода контрагента. При этом на экране откроется окно справочника «Контрагенты» (рис.6.). 

    

    Рис.6

    Окно  справочника разделено на две  части. В левой части представлена структура справочника в виде дерева, в правой - таблица с несколькими графами. Таблица содержит две графы - цифровой код контрагента и его краткое наименование.

    Справочник  можно вести единым списком, а  можно создать "папки" (или группы — в терминологии программы), в  которые помещаются сведения о контрагентах определенной категории. По картинке рядом  с кодом в правой половине окна легко понять, что скрывается за этой строкой справочника. Если на желтой закрытой папке со знаком «+» в центре дважды щелкнуть мышью, то папка раскроется и появится список того, что в ней хранится. В ней может быть либо другая (внутренняя) папка, либо строка с синей папкой, которая обозначает строку с данными о конкретном контрагенте (для пустой папки - пустая строка). В рассматриваемом примере в справочнике организовано четыре папки: Бюджеты и фонды, Покупатели, Поставщики и Прочие. По названиям папок ясно, сведения о каких контрагентах хранятся в каждой из них. Если поставщику компьютера - фирме «Вымпел» -предварительно был перечислен аванс (предоплата), то сведения о нем уже имеются в справочнике (они занесены в справочник на этапе выписки платежного поручения). В этом случае достаточно найти нашего поставщика в папке "Поставщики" и выбрать его, дважды щелкнув на нем мышью.

    Если  сведения о поставщике отсутствуют (первая хозяйственная операция с  данной организацией), то их можно ввести в справочник непосредственно на данном >тапе.

    Со  справочником "Контрагенты" связан подчиненный справочник "Договора", в котором указываются реквизиты сделок с данным контрагентом. Поскольку с одним поставщиком может осуществляться несколько хозяйственных сделок, то в поле "Договор" следует указать реквизиты первичного документа по данной сделке. Для этого щелкните мышью по кнопке "..." справа от поля ввода. При этом на экране откроется окно справочника "Договора" (рис. 7). 

    

    Рис.7

    В справочнике указывается наименование первичного документа, сумма оплаты, ставка НДС, способ расчета НДС, ставка налога с продаж и срок платежа. Последний реквизит используется для анализа сроков задолженности при составлении бухгалтерского баланса. Его следует заполнять в том случае, если оплата ОС предусмотрена после их получения.

    Для выбора нужной записи из справочника  щелкните на ней дважды мышью.

    Теперь  нужно ввести сведения об основном средстве как объекте капитальных  вложений. Для этого заполняется  табличная (многострочная) часть документа "Приобретение ОС за плату" с графами  "Основное средство", "Стоимость", "НДС", "Всего". В нижней части таблицы автоматически подсчитывается итог по цифровым

     графам для проверки соответствия с документами поставщика (накладной). Наименование объекта вложений в  табличной части задается выбором  из справочника «Основные средства». Если в данный объект уже производились вложения, то его нужно найти в справочнике и дважды щелкнуть по нему мышью. Для ввода нового основного средства нужно в предложенной экранной форме справочника "Основные средства" нажать на клавишу Insert, ввести наименование, а затем выбрать этот объект. В нашем примере в справочник нужно внести новое основное средство с наименованием "Компьютер Pentium П". Остальные реквизиты табличной части заполняются в соответствии с накладной поставщика в режиме редактирования строки табличной части.

    При учете поступления ОС, приобретенных  с налогом на добавленную стоимость, важен порядок возмещения НДС. Если НДС, уплаченный поставщику, в соответствии с налоговым законодательством  подлежит зачету (возмещению из бюджета) или отнесению на соответствующий источник, на экранной форме устанавливается значок (флаг) в реквизите "НДС не включается в первоначальную стоимость". При этом сумма НДС, указанная в табличной части экранной формы, при проведении документа будет учтена отдельно по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19.1 "НДС при осуществлении капитальных вложений".

    После заполнения экранной формы нужно  сохранить и провести документ (кнопка "ОК"). При проведении документа автоматически сформируются проводки по дебету субсчетов 08.4 и 19.1 (если сумма НДС больше нуля и установлен режим выделения НДС) и кредиту субсчета 60.1 "Расчеты с поставщиками в рублях" по соответствующим объектам аналитического учета.

    Комплекс  конструктивно-сочлененных предметов, образующих инвентарный объект, в  накладной может быть расписан отдельными позициями. Например, объект "Компьютер  Pentium II" может включать в себя системный блок, клавиатуру, монитор и т. д. В этом случае стоимость каждой части комплекса отражается в табличной части документа отдельной строкой в соответствии с накладной поставщика, а в графе "основное средство" каждой строки повторяется наименование объекта, к которому они относятся.

    Зачисление  основных средств на баланс

    Теперь  мы подошли к самому важному моменту  — зачислению новых объектов в  состав основных средств. Принятие ОС в бухгалтерский учет фактически означает ввод их в эксплуатацию и  оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по типовой форме ОС-1. Для отражения в учете этого факта хозяйственной деятельности в "1С:Бухгалтерии" предназначен документ "Ввод в эксплуатацию ОС". Его следует использовать для зачисления на баланс организации (по дебету счета 01 "Основные средства") основных средств, ввод в эксплуатацию которых оформляется актом по форме ОС-1 независимо от варианта их поступления в организацию.

    Порядок заполнения экранной формы показан  на рис.8.

    В верхней части указываются номер (реквизит «Акт ввода в эксплуатацию ОС №») и дата (реквизит "от") акта (накладной) приемки- передачи ОС.

    Далее в реквизите "Вариант поступления" следует указать, каким образом  поступило в организацию данное основное средство из предложенного  перечня:

  • приобретение отдельных объектов ОС;
  • приобретение земельных участков;
  • приобретение объектов природопользования;
  • строительство объектов ОС;
  • вклад в уставный капитал;
  • безвозмездное пользование;

    • договор мены.

Информация о работе Особенности учета основных средств