Особенности учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов учета собственных и арендованных основных средств на предприятии, их автоматизация с помощью программного продукта «1С: Бухгалтерия».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств……...……4
1.1 Понятие и классификация основных средств, их оценка и бухгалтерские счета для их учета………………………………………………………….4
1.2 Расчет амортизация основных средств по правилам бухгалтерского учета………………………………………………………………………………………9
1.3 Учет аренды имущества, операции по движению ОС..……………...14
2 Бухгалтерский учет ОС в организациях………………….………..……...24
2.1 Описание характеристики предприятия……………………………...24
2.2 Бухгалтерский учет ОС на предприятии...…...……………..………25
3 Автоматизация учетных процедур ОС…….……………………………..28
3.1 Ввод справочной информации…………………………………………28
3.2 Операции, осуществляемые с ОС…………………………………….29
3.3 Инвентаризация ОС и их экспресс-анализ…………………………..37
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 1.26 Мб (Скачать)
n="justify">    Выбор определяет дальнейший диалог, а также  корреспонденцию счетов при проведении документа.

    В нашем примере для компьютера, вводимого эксплуатацию, следует выбрать "приобретение отдельных объектов ОС". 

    

    Рис.8 

    После этого в реквизите «Основное  средство» выбором из справочника  «Основные средства» следует  выбрать объект, вводимый в эксплуатацию и заполнить его реквизиты. В нашем примере это объект с наименованием «ПК Atlon».

    Для заполнения реквизитов основного средства, наименование которого уже внесено  в справочник, нужно выбрать его  в списке объектов и ввести команду "Действие/Редактировать". Для  ввода в справочник нового основного средства достаточно нажать на клавишу Insert. При этом на экране откроется форма, представленная на рис.9. 

    

    Рис.9  

     Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Под  инвентарным объектом ОС понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. В нашем примере компьютер, хотя он и состоит из отдельных частей (монитор, системный блок, клавиатура, мышь и т. д.), рассматривается как инвентарный объект.

    Каждому новому объекту ОС в "1С:Бухгалтерии" автоматически присваивается инвентарный номер.

    Так как ОС подразделяются на производственные и нет, это, в свою очередь, определяет счет начисления амортизации (периодический  реквизит "Счет амортизационных  начислений") для ОС, стоимость  которых погашается через амортизационные начисления. В зависимости от выбранного счета амортизационных начислений дополнительно запрашивается аналитическая информация.

    В целях оперативного учета для  ОС указывается подразделение, в  котором основное средство эксплуатируется. Этот реквизит заполняется выбором из справочника "Подразделения", в котором перечислены все структурные подразделения организации (рис.10.)

    В нашем примере компьютер относится  к основным средствам производственного  назначения, по этому амортизация будет начисляться на счет 26 "Общехозяйственные расходы" (объект аналитического учета "Амортизация основных средств" субконто 1 "Элементы затрат"); компьютер установлен в подразделении "Бухгалтерия" (объект аналитического учета "Бухгалтерия" субконто 2 "Подразделения"). 

    

    Рис.10

    При вводе основного средства в эксплуатацию важным является выбор способа амортизации  основного средства.

    При выборе способа начисления амортизации  необходимо исходить из того, когда  объекты приняты к учету: до 31 декабря 1997 г. включительно или начиная с 1 января 1998 г. В первом случае (до вступления в силу ПБУ 6/97) организациям разрешалось использовать только линейный способ и начислять амортизацию исходя из Единых норм амортизационных начислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 №1072.

    Предположим, что в нашем примере для  компьютера, вводимого в эксплуатацию, выбран линейный способ начисления амортизационных  отчислений с годовой нормой 12,5%.

    В реквизите "Дата ввода в эксплуатацию" указывается дата зачисления основного  средства на баланс организации. Она  должна совпадать с датой акта (накладной) приемки-передачи ОС.

    Следует обратить внимание на периодический  реквизит  «Начислять амортизацию». Как правило, данный реквизит установлен. Но возможны периоды эксплуатации, например, на период восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев; на это время реквизит отключается.

    Введенную информацию об основном средстве нужно  сохранить (кнопка "OK"), a затем двойным щелчком мыши выбрать этот объект в справочнике "Основные средства" и продолжить заполнение экранной формы документа "Ввод в эксплуатацию ОС.

    Сумма фактических затрат в указанный  объект справочно приводится в реквизите "Сумма капитальных вложений в объект". Она соответствует текущему сальдо по субсчету 08.4 "Приобретение отдельных объектов ОС" по выбранному объекту аналитического учета.

    Если  в соответствии с ПБУ 6/01 все фактические  затраты в объект капитальных  вложений включаются в первоначальную стоимость ОС, то в реквизите "Балансовая стоимость" указывается сумма фактических затрат. В нашем примере она составляет 10000 руб. 

    Если  по окончании строительства в эксплуатацию передается объект капитальных вложений, или земельный участок, или объект природопользования, то в экранной форме запрашивается объект аналитического учета (элемент справочника "Объекты строительства"), на котором учтены фактические затраты в долгосрочные инвестиции, и справочно сообщается их сумма.

    Если основное средство вносится в счет вклада в уставный (складочный) капитал или получено по договору мены, то в экранной форме запрашиваются сведения о контрагенте, от которого основное средство получено, и стоимостная оценка объекта. При определении оценки следует руководствоваться ПБУ 6/97.

    После заполнения всех реквизитов экранной формы документа "Ввод в эксплуатацию ОС" нужно распечатать акт по установленной форме (кнопка "Акт  ОС-1") и сохранить документ (кнопка "ОК"). В соответствии с нормами  бухгалтерского учета акт по форме ОС-1 приобретает статус первичного документа только после его утверждения руководителем. Следовательно, проводки по нему (проведение документа) следует формировать позднее.

    Для проведения ранее сохраненного документа  его нужно найти в журнале документов по учету основных средств ("Документы/Учет ОС/Журнал документов по учету ОС"), войти в режим редактирования (дважды щелкнуть мышью) и, не внося изменений, сохранить (кнопка "ОК") и провести (утвердительно ответить на соответствующий запрос программы).

    В нашем примере при проведении будет сформирована проводка по дебету субсчета 01.1 "Собственные основные средства" и кредиту субсчета 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС» (рис. 11).

    

    Рис. 11

    Перемещение основных средств

    В процессе эксплуатации основные средства могут передаваться из одного подразделения в другое. Этот факт хозяйственной деятельности организации оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме ОС-1. Для автоматизации этой учетной операции в "1С:Бухгалтерии" предназначен документ "Перемещение ОС" группы документов "Учет ОС" меню "Документы" главного меню. В экранной форме документа (рис. 12) указываются: номер (реквизит «Акт №») и дата (реквизит «от») акта, перемещаемое основное средство (реквизит «Перемещается ОС»), а также сведения от подразделения, из которого основное средство выбывает (реквизит "Выбывает из подразделения"), и подразделения, в которое оно передается (реквизит "Передается в подразделение").

    После заполнения реквизитов экранной формы документа следует распечатать акт (кнопка «Акт ОС-1») и сохранить документ (кнопка "ОК"). Данный документ не формирует никаких проводок. Он лишь изменяет значение периодического реквизита "Подразделение" перемещаемого основного средства. 

    

    Рис. 12 
 

    Выбытие основных средств

    Стоимость объекта ОС, который выбывает или  постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

    Для отражения в "1С:Бухгалтерии" хозяйственных операций по выбытию объектов ОС предназначены документы "Передача ОС" и "Списание ОС".

    Документ "Передача ОС" используется в тех  случаях, когда при выбытии основного  средства оформляется акт по форме  ОС-1 (продажа, передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал и безвозмездная передача).

    При выбытии основного средства в  связи с моральным и физическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией  следует использовать документ "Списание ОС" ("Документы/ Учет ОС/Выбытие ОС/Списание ОС"). Такой вариант выбытия оформляется актом по форме ОСА

    Дня примера рассмотрим выбытие объекта "IBM 386" в связи с его продажей по цене 1 200 руб., в том числе НДС 200 руб. Для отражения этого факта в учете необходимо заполнить реквизиты экранной формы документа "Передача ОС" '"Документы/ Учет ОС/ Выбытие ОС (НМА) Передача ОС") (рис. 13).

    В верхней части экранной формы  указываются номер (реквизит "Передача ОС №") и дата (реквизит от") акта на выбытие основного средства с учета.  

    

    Рис. 13 

    Выбывающий  объект выбирается из справочника "Основные средства" (реквизит "Передаваемое ОС"). При этом справочно в экранной форме документа указывается  его балансовая стоимость (реквизит "Балансовая стоимость объекта") и сумма амортизации (реквизит "Сумма начисленной амортизации"). В нашем примере балансовая стоимость составляет 3 000 руб., сумма начисленной амортизации – 2 300 руб.

    Отражение в учете (на уровне бухгалтерских  проводок) операции по выбытию основного 
средства зависит от причины, которая указывается в реквизите "Причина выбытия" из 
перечня:

  • продажа;
  • безвозмездная передача;
  • передача в виде вклада в УК.

    Поскольку в нашем примере основное средство продается (значение реквизита "Причина  выбытия" - "продажа"), то дополнительно  в экранной форме запрашиваются сведения о сделке. В реквизите "Цена реализации" нужно указать "2 000", в реквизите "НДС" - "400.00". Если оплата за основное средство предусмотрена в порядке безналичных расчетов, то реквизит "Налог с продаж" не заполняется. Общая стоимость по договору (реквизит "Продажная стоимость") определяется суммированием ее составляющих. В нашем примере -2 400 руб.

    В некоторых случаях в соответствии с налоговым законодательством  НДС, уплаченный при приобретении ОС, не возмещается из бюджета. При продаже таких ОС уплате в бюджет подлежит разница между суммой налога, предъявленной покупателю при продаже ОС, и суммой налога, не возмещенной в установленном порядке из бюджета. При выбытии таких ОС в экранной форме следует отменить реквизит "НДС при постановке на баланс возмещен" и ввести сумму невозмещенного налога в реквизит "Сумма невозмещенного налога".

    После заполнения всех необходимых реквизитов экранной формы документа нужно  распечатать акт на выбытие (кнопка "Акт ОС-1"), а документ сохранить (кнопка "ОК") и после утверждения акта провести. При проведении документа автоматически формируются проводки в соответствии с нормами бухгалтерского учета. В частности, для нашего примера формируются проводки, приведенные на рис. 14 

    

    Рис. 14 

    Списание ОС

    Для отражения в бухгалтерском учете  хозяйственной операции по списанию ОС и создания печатной формы соответствующего акта на списание в программе используется документ Списание ОС. Ввод нового документа  выполняется выбором пункта Списание ОС из подменю Учет ОС меню «Документы» главного меню программы, из журнала, накапливающего данный вид документа, или из Путеводителя (двойной щелчок на пункте Учет основных средств).

    При проведении данного документа автоматически  формируются проводки, состав которых зависит от вида списываемого объекта. Проводки данного документа после проведения можно просмотреть, например, в Журнале операций, предварительно выделив данный документ в списке документов. 
 

    3.3 Инвентаризация ОС  и их экспресс-анализ  

Информация о работе Особенности учета основных средств