Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

цель выявить и изучить особенности бухгалтерского учета в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги на ряду с их отраслевой принадлежностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1 Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных
организациях…………………………………………………………………
1.1 Отраслевые особенности санаторно-курортных организаций и их влияние на организацию бухгалтерского учета…………………………..
1.2 Учетная политика организации……………………………………..
1.3Нормативно-правовое регулирование учета в санаторно-курортных организациях Республике Беларусь ……………………………………….
2 Краткая экономическая характеристика Санаторно-курортной организации Республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»................................................................
3 Организация бухгалтерского учета санаторно-курортной деятельности…………………………………………………………………………….
3.1 Организация учета продаж санаторно-курортных путевок и услуг……………………………………………………………………………...
3.2 Учет расходов на санаторно-курортное лечение по экономическим элементам и калькуляционным статьям……………………………………
3.3 Учет продуктов питания……………………………………………..
3.4 Учет медикаментов……………………………………………………
4 Расчетная часть…………………………………………………………….
Заключение…………………….……………………………………………..
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач Я.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, санаторно-курортная организация осуществляет учет продуктов питания на местах их хранения и в бухгалтерии в соответствии с законодательно установленным порядком. Для оформления поступления и движения продуктов применяются унифицированные формы первичной учетной документации, что способствует повышению качества учетной работы и системы внутреннего контроля над расходом сырья и продуктов питания.

 

3.4 Учет медикаментов 

     Лечение, предусмотренное санаторно-курортной  путевкой, связано с использованием различных медикаментов и медспецматериалов, стоимость которых запланирована при калькулирование себестоимости койко-дня.

     Задача  обеспечения отдыхающих и больных  качественным медицинским обслуживанием связана с контролем за полным и эффективным использованием предназначенных медикаментов.

     В бухгалтерском учете санатория медикаменты, перевязочные и прочие медспецматериалы отражаются в суммарно-стоимостном выражении. Основные нормативно-правовые документы, которые регулируют данный раздел учета, представлены на рисунке 3.4 [21].

     Учет  медикаментов в СКО ведется как  на местах их непосредственного хранения, так и в бухгалтерии.

   Ведение складского учета медицинских препаратов и различных медспецматериалов возложено на старшую медсестру, в обязанности которой входит закупка, хранение и отпуск медикаментов и других медспецматериалов. Таким образом, старшая медсестра оформляет недельную заявку на приобретение необходимых медпрепаратов, согласовывает ее с главным врачом, руководителем и главным бухгалтером санатория. На основании данной заявки делается заказ медикаментов в Аптеке № 1. Заявки на потребность в медикаментах, не входящих в недельные заявки, обосновываются в служебных записках, которые согласовывает директор организации. К служебной записке прикладывается счет на необходимые препараты [Приложение   ].

   Поступившие медикаменты старшая медсестра  сверяет с данными указанными в счете-фактуре, а также проверяет их сохранность и соответствие установленным параметрам качества (сохранность упаковки, сроки годности и прочие). В случае установления несоответствия или же при обнаружении каких-либо дефектов лекарственные средства возвращаются в Аптеку № 1, где они подлежат обмену.

   Приходуются только фактически поступившие медикаменты с оформлением карточки складского учета.

     Хранятся  препараты в кабинете старшей  медсестры в специально оборудованных для этого стеллажах и шкафчиках с соблюдением всех норм и правил хранения медикаментов, установленных Положением о порядке хранения, транспортировки, изъятия из обращения, возврата производителю или поставщику, уничтожения лекарственных средств.

     Отпуск  в производство (в кабинеты оказания санаторно-медицинских процедур) медицинских препаратов осуществляет старшая медсестра на основании требования и рецептов, которые составляются на каждый кабинет медсестрами [Приложение   ]. В конце каждого месяца медсестры сдают отчеты о расходовании медицинских материалов за отчетный период старшей медсестре, которая сверяет указанные там данные с данными книги закупок медикаментов. Затем данные отчеты сдаются в бухгалтерию, где производится их проверка с данными бухгалтерского учета.

Рисунок 3.4  — Нормативно-правовая база учета  медикаментов 

     Списание  негодных для дальнейшего использования  медспецматериалов (использованных шприцов, игл, перчаток и прочие) осуществляется старшей медсестрой. Отходы накапливаются в течение месяца, затем на них медсестрой составляется опись на списание, которая содержит информацию о количестве и наименование негодных препаратов. Данная опись передается в бухгалтерию, на основании которой бухгалтер составляет бухгалтерские записи по списанию данных предметов по цене их возможной реализации. После оформления всех необходимых документов (описей и актов на списание) бывшие в употреблении препараты сдаются на утилизацию организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности [Приложение   ].

     Для обеспечения постоянного контроля за наличия и движения медикаментов старшая медсестра и бухгалтер проводят их ежемесячную инвентаризацию на местах хранения и использования (кабинеты процедур). Также в соответствии с установленным законодательством и учетной политикой СКО проводится ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации, в том числе и медикаментов.

     При обнаружении порчи медикаментов и других аптечных запасов в ходе инвентаризации составляется акт. Его составляет инвентаризационная комиссия, назначаемая руководителем санатория, с обязательным участием главного бухгалтера и старшей медсестры. При составлении акта выясняются и указываются причины порчи, определяются виновные лица. Стоимость медикаментов, испорченных по вине материально ответственного лица, относится на его счет [Приложение   ].

     В санаторно-курортной организации, как и на продукты питания, так и на медикаменты установлена норма естественной убыли в пределах 3 %. Установленные нормы естественной убыли применяются только в случаях выявления недостачи указанных ценностей при проведении инвентаризации медикаментов и медспецинструментов. Также необходимо отметить, что нормы естественной убыли медикаментов и ваты применяются лишь к товарам, использованным в период между инвентаризациями.

     Учет  медикаментов в суммарно-стоимостном  выражении ведется в бухгалтерии  СКО. Для их учета используется активный синтетический счет 10 «Материалы»  субсчет 10.1 «Сырье и материалы». По дебету данного счета отражается покупная стоимость медикаментов без учета налога на добавленную стоимость, а по кредиту их списание на нужды основного производства (оказание услуг клиентам) в корреспонденции со счетом 29.4 «Содержание санатория». Также необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость по медикаментам не принимается к учету, так как в соответствии со статьей 94 подпункт 1.1 Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь обороты по реализации медикаментов не облагаются данным налогом [21].

     Основные  хозяйственные операции по поступлению, движению и списанию медикаментов представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 —– Хозяйственные операции по поступлению, движению и списанию медикаментов

Наименование  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Поступление медикаментов, приобретенных у поставщиков 10.1 60.6
Отражение расходов по приобретению медикаментов, с учетом транспортных расходов 10.1 60.6
Принятие  к учету суммы НДС по расходом, выполненных снабженческими организациями 18.14 60.6
Отпуск  медикаментов со склада для нужд основного производства 29.4 10.1
Отпуск  медикаментов в экстренных случаях (первая медицинская помощь персоналу или отдыхающим) 26 10.1
Списание  суммы образовавшихся непригодных для дальнейшего использования медикаментов по цене возможной реализации 91.2 29.4
Начисление  НДС на суммы непригодных для дальнейшего использования медикаментов 91.5 68
Предъявление  счета сторонней организации, имеющей  право на утилизацию медицинских  отходов 76.9 91.1
Зачисление  на счет средств, полученных в оплату за реализованные отходы 51 76.9
Принятие  к учету излишков медицинских препаратов, выявленных при инвентаризации 10.1 92.1
Отражение выявленной при инвентаризации недостачи медикаментов 94.1 10.1
Начисление  НДС по недостаче сверх норм естественной убыли 94.2 68.4
Списание  выявленной недостачи медикаментов в пределах норм естественной убыли (3 %) 29 94.1
Списание  выявленной недостачи медикаментов сверх норм естественной убыли на виновное лицо 73.2, 76.1 94.1
Отражение разницы между взыскиваемой стоимостью недостающих медикаментов без НДС и их фактической себестоимостью 73.2, 76.1 98
Начисление  НДС на разницу между взыскиваемой стоимостью недостающих медикаментов без НДС и их фактической себестоимостью 73.2, 76.1 68.4
Списание  суммой разницы на Внереализационные доходы в месяце погашения ущерба материальным лицом 92.1 98
 

     Медикаменты, в соответствии с Инструкцией о порядке ценообразования на путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 24.11.2005 № 206 и Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются в стоимость санаторно-курортных путевок и курсовок по ценам приобретения с возмещением транспортно-заготовительных расходов. В тоже время, в стоимость дополнительно оказываемых платных услуг их стоимость не включается, а предоставляется отдельным прейскурантом цен на медспецпрепараты [6].

     В целом, организация учета медикаментов в санаторно-курортной организации соответствует установленным нормам и стандартам и осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Также можно отметить как положительный момент то, что благодаря автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета можно всегда получить полную и достоверную информацию о наличии и движении медикаментов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Курсовая  работа была написана на основании  данных Санаторно-курортной организации  РУП «Гомельское отделение белорусской  железной дороги».

     Исходя  из всего вышесказанного, необходимо обратить внимание на учет операций, связанных с деятельностью санаторно-курортного комплекса. В связи с последними изменениями законодательной базы бухгалтерского учета и налогообложения, следует в значительной степени пересмотреть систему ведения учета в СКО.. Однако это затрудняется отсутствием каких-либо отраслевых методических рекомендаций, непосредственно регламентирующих бухгалтерский учет в санаторно-курортных организациях.

     Для более эффективного учета необходимо пересмотреть образцы и реестр первичных документов, применяемых при осуществлении санаторно-курортными организациями своей деятельности. С одной стороны, следует, по возможности, уменьшить количество первичных документов и регистров бухгалтерского учета для более эффективной работы бухгалтерии. Однако, с другой стороны, мы рекомендовали бы избегать чрезмерного сокращения и упрощения вышеназванных объектов для сохранения полного контроля за деятельностью организации и пресечению возможных злоупотреблений.

     Все вышесказанное имеет важность еще  и потому, что в практической деятельности санаторно-курортной организации имеет место санаторно-курортное лечения и оздоровления за счет средств Центра по оздоровлению. Поэтому для того, чтобы иметь возможность обслуживать отдыхающих, прибывших по таким путевкам и курсовкам, а также для последующих расчетов с Центром, следует иметь в своем распоряжении бухгалтерский аппарат, полно и прозрачно отражающий расходование средств.

     Вкратце подводя итог рассмотренной нами теме на данных санаторно-курортной  организации, среди ее особенностей необходимо отметить следующие:

  • Санаторно-курортная организация, осуществляет лечебный процесс, имеет статус лечебно-профилактических организации и функционирует на основе государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке;
  • Основной вид деятельности – продажа путевок, курсовок и комплекс услуг по лечению, оздоровлению и отдыху - оформляется бланками строгой отчетности.

     К основным, на наш взгляд, отраслевым особенностям и проблемам бухгалтерского учета санаторно-курортной организации, которые в полной мере необходимо учитывать относятся:

  • необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других, разрешенных к применению без кассово-самирующих машин;
  • обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты налогом на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;
  • обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности;
  • определение понятий для бухгалтерского учета терминов «недозаезд», «досрочный отъезд», «опоздание», применяемых санаторно-курортной организацией;
  • определение условий, порядка и учета возврата частичной оплаты стоимости путевки при необходимости досрочных выездов;
  • калькулирование статей расходов путевок различных категорий, в том числе детских, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и т.д. Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться расчетами и планируемыми расходами по каждой статье калькуляции;
  • разработка и внедрение норм и нормативов, не установленных нормативными актами, их регулярный пересмотр, пересчет на фактически отработанные санаторием койко-дни и обслуженное количество отдыхающих. Например, списание продуктов питания должно производиться с учетом фактического количества питающихся и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;
  • составление меню-раскладки, учитывающего профиль заболеваний, диетическую направленность и необходимое количество килокалорий.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях