Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

цель выявить и изучить особенности бухгалтерского учета в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги на ряду с их отраслевой принадлежностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1 Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных
организациях…………………………………………………………………
1.1 Отраслевые особенности санаторно-курортных организаций и их влияние на организацию бухгалтерского учета…………………………..
1.2 Учетная политика организации……………………………………..
1.3Нормативно-правовое регулирование учета в санаторно-курортных организациях Республике Беларусь ……………………………………….
2 Краткая экономическая характеристика Санаторно-курортной организации Республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»................................................................
3 Организация бухгалтерского учета санаторно-курортной деятельности…………………………………………………………………………….
3.1 Организация учета продаж санаторно-курортных путевок и услуг……………………………………………………………………………...
3.2 Учет расходов на санаторно-курортное лечение по экономическим элементам и калькуляционным статьям……………………………………
3.3 Учет продуктов питания……………………………………………..
3.4 Учет медикаментов……………………………………………………
4 Расчетная часть…………………………………………………………….
Заключение…………………….……………………………………………..
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач Я.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Аналитический учет затрат ведется в ведомости  аналитического учета по счету 29.04 «Содержание санатория-профилактория» [Приложение   ].

     Таким образом, группировка затрат по экономическим  элементам и калькуляционным статьям позволяет не только собрать полную и достоверную информацию о понесенных санаторием расходах. Однако отрицательным моментом в группировке по статьям расходов произведенных затрат санаторием является то, что отсутствует разделение затрат на расходы, связанные с продажей путевок и затрат на предоставление дополнительных услуг. Это говорит об усложнении расчетов по выделению из общей суммы затрат часть расходов, непосредственно связанных с осуществлением основной деятельности и часть расходов, относящихся к предоставлению дополнительных платных услуг. 

3.3 Учет продуктов питания 

     Питание является одной из основных статей учета затрат и калькуляции санаторно-курортной путевки. Ему уделяется большое внимание как лечебному и профилактическому фактору ряда заболеваний. Поэтому необходимо постоянно осуществлять контроль за качеством и количеством поступающих продуктов питания не только на местах их непосредственного хранения и использования, но и в бухгалтерии, что позволит иметь точную информацию об их наличии и движении.

     Основные  задачи учета продуктов питания представлены на рисунке 3.3.

     Для бесперебойного функционирования санаторно-курортных  организаций запас продуктов на складах и в кладовых рассчитывается исходя из планового заезда отдыхающих, больных и меню, которое составляют диетсестры. Заведующей столовой составляется так же ориентировочная годовая заявка на приобретение продуктов питания. Согласовывается меню главным врачом санатория.

     Продукты  питания в организацию могут поступать от поставщиков по договорам и по закупочным актам от индивидуальных предпринимателей за безналичный расчет. Процесс поставки продуктов питания заключается в том, что работник СКО, ответственный за поставку товаров на основании оформленной доверенности получает и доставляет товары непосредственно на склад организации. В случае доставки товаров на склад СКО силами поставщика, кладовщик контролирует поступление товаров. Затем привезенные продукты питания и тара приходуются кладовщиками согласно товарно-транспортных накладных с оформлением в количественном выражении в книгах складского учета. После разноски всех первичных документов: ТТН (Приложение ), расходных меню-требований, продуктовых требований, накладных на возврат продуктов, актов на списание кладовщиком в книгах складского учета эти документы передаются в бухгалтерию, где производится их обработка в количественном и стоимостном выражении [21].

     Продукты, поступающие на склад или кладовую санатория, учитываются по весу, объему и количеству, что устанавливается взвешиванием, обмером и пересчетом. Прием осуществляется по весу нетто. Когда невозможно взвесить продукты без тары или когда вскрытие тары ведет к их порче, прием осуществляется путем проверки веса брутто. В этом случае вес нетто определяют путем вычитания из веса брутто веса тары, обозначенной на самой таре или по условно установленной норме. Фактический вес тары проверяют после ее освобождения. Продукты, поступившие на склад или в кладовую, учитываются по фактическим ценам, а при отпуске со склада они учитываются по цене последнего приобретения, т.е. используется метод ЛИФО.

     Учет  продуктов питания, осуществляется в местах их хранения (на складах  и в кладовых санаториев) и в  бухгалтерии.

     Складской учет осуществляют материально ответственные  лица (кладовщики) на основе приходных и расходных документов в количественном выражении, что позволяет получать оперативную информацию об остатках продуктов питания на складе или в кладовой. Отпуск продуктов питания со склада может осуществляться по нескольким направлениям. Это, на нужды основного производства (питание отдыхающих, осуществление лечебных процедур, к которым относятся солевые ванны, коктейли и т.п.) и вспомогательного (питание персонала в столовой) [21].

     Так, например, отпуск продуктов питания со склада шеф повару осуществляется кладовщиком на основании расходного меню – требования, составленного исходя из заказного меню или меню-раскладки [Приложение   ]. При отпуске продуктов в накладной должны быть указаны: полное наименование продуктов, сорт, единица измерения, количество, цена, стоимость и другие отличительные признаки. При отсутствии каких-либо продуктов, указанных в меню-раскладке и накладной, их замена может осуществляться только с разрешения лиц, на то уполномоченных. При этом выписывается дополнительная накладная, а в меню-раскладке делается пометка о замене. Расходные документы выписываются в двух экземплярах: один остается у кладовщика, а второй - у получателя продуктов. Затем один экземпляр вместе с реестром предается в бухгалтерию, где сверяется с меню-раскладкой. 

Рисунок 3.3 — Задачи учета продуктов питания 

   При недозаезде отдыхающих (фактическое  количество отдыхающих меньше чем заложенное в меню) шеф-повар возвращает лишние продукты питания на склад. При этом кладовщики составляют накладные, в которых указывают наименование продукта и возвращаемое количество. Исходя из этой накладной, возврат отражается в количественном выражении в книгах складского учета.

     Также отпуск продуктов питания со склада может осуществляться в пользу персонала, занятого на вредных условиях труда (грязелечение, электросветолечение). Им ежедневно выдается молоко и сок. Для оказания лечебных процедур (галотерапия, кислородные коктейли, сауна) используются соль, сироп, сахар, чай. Бухгалтерией выписывается продуктовое требование, на основании которого кладовщики выдают эти продукты персоналу [Приложение   ].

     Расход  каждого продукта питания отражается кладовщиками в количественном выражении в книгах складского учета.

     Также необходима отметить, что в обязанности  кладовщика входит контроль качества хранящихся у него в подотчете продуктов. Так в зимне-весенний период кладовщик осуществляет пересмотр и сортировку сгнивших овощей (картофель, морковь и т.д.). выявленные отходы, как правило, списываются на затраты производства, но не более, чем в 3-х процентном размере.

     Полученные  со склада по накладным продукты находятся  под отчетом у материально ответственного лица - у заведующего производством (шеф-повара). В конце каждого рабочего дня материально ответственное лицо должно предоставляет отчет в виде меню бухгалтерии о количестве использованного сырья и отпущенной продукции. Затем бухгалтер обсчитывает предоставленное меню и отражает информацию об израсходованных продуктах в стоимостном выражении.

     Бухгалтерия, со своей стороны, обеспечивает контроль над движением и наличием продуктов питания по каждому материально ответственному лицу и осуществляет отражение процесса их движения в текущем учете и отчетности.

     В санаторно-курортной организации  для синтетического учета продуктов питания используется счет 10 «Материалы» субсчет 10-01 «Сырье и материалы», по дебету которого отражается поступление товаров в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на стоимость товаров, указанную в сопроводительных документах, без налога на добавленную стоимость) и одновременно по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товаром (работам, услугам)» (как причитающийся к уплате) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на сумму налога на добавленную стоимость, выделенную поставщиком в сопроводительных документах) [21].

     С целью получения более полной информации о поступивших продуктах, в бухгалтерии СКО ведется их аналитический учет. Для этого в санатории составляется план-меню в зависимости от профиля заболеваний, включая диетическое питание, в котором указываются наименование и номера блюд согласно Сборнику рецептур, количеству приготовляемых блюд. Исходя из плана-меню и Сборника рецептур, на каждое блюдо заводиться калькуляционная карточка, в которой производить расчет стоимости набора исходя из изменения цен. Калькуляционная карточка подписывается заведующим производством, составляющим ее калькулятором (экономистом) и утверждается руководителем санатория.

     При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произведенных изменений. В графе «Дата составления» указывается дата последней записи в карточке [Приложение   ].

     Бухгалтерия контролирует движение и сохранность  сырья и готовых изделий, путем сопоставления отчетов о движении продуктов и тары на кухне со складскими документами. Проверенный в бухгалтерии отчет с приложенными к нему первичными документами, планом-меню и меню служит основой для отражения на счетах бухгалтерского учета движения продуктов питания. Основные хозяйственные операции, связанные с поступление и движением продуктов питания, представлены в таблице 3.3 [Приложение   ]. 

Таблица 3.3 — Хозяйственные операции по поступлению и движению продуктов

питания 

Наименование  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Поступление продуктов питания, приобретенных  у поставщиков 10.1 60.6
Принятие  к учету суммы НДС, указанной в расчетных документах 18.15 60.6
Отражение расходов по приобретению продуктов  питания, с учетом транспортных расходов 10.1 60.6
Принятие  к учету суммы НДС по расходом, выполненных снабженческими организациями 18.14 60.6
Отпуск в производство продуктов питания 23.8, 29.4 10.1
Списание  суммы образовавшихся пищевых отходов 23.2 23.8, 29.4
Принятие  к учету излишков продуктов, выявленных при инвентаризации 10.1 92.1
Отражение выявленной при инвентаризации недостачи продуктов 94.1 10.1
Начисление  НДС по недостаче сверх норм естественной убыли 94.2 68.4
Списание  выявленной недостачи продуктов  в пределах норм естественной убыли (3 %) 29.4 94.1
Списание  выявленной недостачи продуктов  сверх норм естественной убыли на виновное лицо 73.2, 76.1 94.1
Отражение разницы между взыскиваемой стоимостью недостающих продуктов без НДС и их фактической себестоимостью 73.2, 76.1 98
Начисление  НДС на разницу между взыскиваемой стоимостью недостающих продуктов  без НДС и их фактической себестоимостью 73.2, 76.1 68.4
Списание  суммой разницы на Внереализационные  доходы в месяце погашения ущерба материальным лицом 92.1 98
 

     Одним из основных методов контроля над сохранностью продуктов питания в СКО является проведение их периодической инвентаризации на складе и столовой. Проведение инвентаризации осуществляет комиссия, образованная на основании Приказа директора СКО. После проведения инвентаризации в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, комиссия оформляет результаты инвентаризации в сличительной ведомости инвентаризации, которая передается в бухгалтерию. Отражение результатов проведения инвентаризации представлено в таблице 3.3.

     Также для осуществления контроля над продуктами питания в обязанности главного бухгалтера входит проведение контроля над отделом питания бухгалтерии по следующим направлениям:

  • правильность ведения регистров учета для товаров, готовой продукции и полуфабрикатов;
  • обеспеченность раздельного учета затрат по готовой продукции, стоимость которой включается и не включается в цену путевки;
  • окончательное отражение в регистрах учета цен реализации;
  • правильность ведения калькуляционных карточек готовых изделий;
  • обеспечение ведения количественно-суммового учета товаров на складах;
  • предоставление товарно-денежных отчетов кладовой и столовой для записей бухгалтерией в регистрах аналитического учета;
  • участие бухгалтерии в проверке правильности закладки продуктов по норме;
  • проверка фактического соответствия меню номеру рекомендованной диеты;
  • выявление периодически возникающих излишков, их отражение в учете, в том числе выявление редко используемых специй, круп, пряностей и т.д.

     Особое  внимание следует уделять учету специй и соли, так, как практика показывает, что часто имеет место их перерасход. Поэтому в СКО остаток специй и соли на начало отчетного периода и их поступление за данный период определяют на основе данных ведомости учета движения продуктов в производстве, фактический остаток на конец отчетного периода отражается по акту инвентаризации. Количество полуфабрикатов, готовых изделий и стоимость специй и соли, включенных в калькуляцию проданных и отпущенных готовых изделий и полуфабрикатов, записывается на основе акта об отпуске изделий производства. Сравнением данных справки о фактическом расходе специй и соли с их стоимостью, включенной в калькуляцию, определяется отклонение.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях