Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2015 в 14:05, дипломная работа
Складское хозяйство является необходимым элементом общественного производства, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения всех необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Складское хозяйство- это материально-техническая база системы снабжения и сбыта, от нее зависит качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами. Специфической особенностью складского хозяйства является наличие в нем больших резервов совершенствования, которые при полной реализации будут оказывать эффект на другие направления деятельности организации.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации и совершенствования складского хозяйства на предприятии:
§1. Роль и место склада в логистических системах. Нормативно-правовые акты, регулирующие складскую деятельность……
§2. Понятие, структура и классификация складов………………………………………………………………………....
§3. Основы проектирования и организации складского
хозяйства………………………………………………………..
§4. Разработка стратегии и постановка задачи для проектирования……………………………………………………………….
4.1. Организация приема, размещения, хранения и отгрузки родукции………………………………………………………….
4.2. Товарные потери…………………………………………..
§5. Определение критериев эффективности функционирования
склада и его основных параметров:
5.1. Критерии эффективности функционирования склада...
5.2. Расчет основных параметров склада……………..............
5.3. Основные затраты на складирование и управление
запасами…………………………………………………….
§6. Пути совершенствования организации складского хозяйства. Понятие рациональной организации складского хозяйства.....
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
ГЛАВА 2. Анализ организации и совершенствования складского хозяйства на ООО «ЕВРОВЕНТ»:
§1. Историческая справка и общая характеристика ООО «ЕВРОВЕНТ»…
§2. Структура управления ООО «ЕВРОВЕНТ»…………………………….
§3. Сравнительный анализ технико-экономических показателей ООО «ЕВРОВЕНТ»…………………………………………………………………
§4. Анализ основных принципов организации складского хозяйства на предприятии ООО «ЕВРОВЕНТ»……………………………………………
§5. Расчет основных параметров склада и показателей эффективности его работы……………………………………………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...
Продолжение таблицы
Ключевые факторы |
Показатели эффективности |
Производительность |
Количество обработанных заказов в единицу времени; Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузосовместимости транспортных средств; Использование складского пространства; Количество операций грузопереработки в час; Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала; Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота; |
Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:
5.2. Расчет основных параметров склада
Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:
Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп.
Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:
Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:
Sпол = Q/σ,
где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т,
σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.
С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и тому подобное) определяется по формуле:
Vпол = Vоб * γ * b ,
где Vоб - геометрический объем продукции, м3;
γ - удельный вес, т 1м3;
b - коэффициент заполнения объема.
Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:
Sпол = I*b*n = Sоб*n,
где I, b - геометрические размеры;
n - количество единиц продукции (стеллажей).
При определении площади с использованием норматива ее рассчитывают по показателю товарных запасов, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения при этом рассчитывают по каждой товарной группе по формуле:
Sпол = Qcp * N*k,
где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);
N - норма площади хранения
K=1,2 - коэффициент перевода среднего
товарного запаса в
Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.
При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.
Площадь приемочной (отгрузочной) площадки:
Sпр = Q*kн*t/360*σ,
где Q - годовое поступление материала, т;
σ - нагрузка на 1кв. м площади, т;
kн - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);
t - количество дней нахождения
материала на приемочной
5) Площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до 3 работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, более 5 работников - по 3,25 м2.
Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:
А = 2*В + 3*Q,
где А- ширина проезда, см;
В - ширина транспортного средства;
С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).
На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) − от 0,7 до 1,5 м.
Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчетов, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.
Определение параметров мест погрузки-разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов ют ширину разгрузочных рамп до 6 м.
Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного, транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузов зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Плат формы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей, не оборудованных холодильной камерой. В связи этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или выравнивающие платформы.
При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На железнодорожном транспорте также существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать таким образом, чтобы принимать любы вагоны [5].
5.3. Основные затраты на складирование и управление запасами
Одной из характерных тенденций последних лет является строительство крупных распределительных центров, т. е. автоматизированных складов с компьютеризированной обработкой заказов и перемещением грузов. Для эффективного использования складов и распределительных центров нужна действенная система управления запасами. Такая система призвана определять количество заказываемого товара для поддержания оптимального уровня запаса и маго оптимальной частоты заказов.
Легче всего рассчитать указанные величины для товаров, спрос на которые является устойчивым на протяжении всего года. Сложнее регулировались заказы сезонной продукции. Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списывать постоянные расходы и обеспечить устойчивую загрузку производственного персонала. В результате в межсезонье на складах скапливаются значительные запасы готовой продукции.
Поэтому при круглогодичном выпуске таких товаров необходимо сопоставлять более низкие производственные издержки в период межсезонья с более высокими издержками хранения запаса. Кроме того, в периоды снижения спроса по этим товарам следует также шире использовать инструменты стимулирования сбыта: скидки, распродажи и так далее. Наибольшую трудность определения оптимального размера заказа и его частоты представляют товары «беспорядочного» спроса.
Проблема должна решаться, во-первых, путем постоянного и тщательного слежения за состоянием потребительского рынка данных товаров, во-вторых, путем минимизации складских запасов на основе поставок «точно вовремя». На рис. 6 показаны три вида издержек, необходимых для поддержания размера запаса на должном уровне.
Текущие затраты − это издержки связывания капитала в запасах, а также ряд дополнительных затрат типа налогов, страхования запасов и так далее. Эти издержки могут быть весьма значительными и составлять до 25 % стоимости самого запаса. Чем дольше товар находится на складе, тем выше текущие затраты.
Издержки исчерпывания запаса − это сумма потерь от снижения продаж в связи с отсутствием товара. Сумма таких потерь тем значительнее, чем выше спрос на товар.
Издержки пополнения запаса − это затраты, связанные с получением новых партий, включающие транспортировку, оформление и так далее. Оптимальный размер запаса зависит от всех перечисленных элементов затрат. При возрастании уровня запаса потери от отсутствия запаса сокращаются, поскольку выше вероятность того, что товар будет в наличии.
Снижаются и издержки пополнения запаса, поскольку заказы оформляются реже, однако текущие издержки при этом возрастают.
Задачей определения оптимального размера запаса является минимизация всех вышеперечисленных издержек на графике этот размер отображается точкой Q.
Другим важным параметром является частота заказа. Она зависит от оптимального размера заказа и уровня спроса и определяется как:
n = Д / Q, где n - частота заказа; Д - уровень спроса; Q - оптимальный размер заказа.
Можно выделить следующие системы управления запасами: с фиксированным размером запаса, с фиксированным интервалом времени между заказами, времени между запасами. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем. Использование той или иной системы зависит от следующих обстоятельств:
Если спрос равномерен, это будет означать подачу заказов по графику через определенные периоды времени. При Случайном сезонном или беспорядочном спросе большинство заказов будет сделано в период пика спроса, и нужно четко отслеживать состояние рынка.
Альтернативой поддержания запаса на высоком уровне является система поставки «точно в срок», позволяющая минимизировать уровень запаса, а значит, и издержки товародвижения. Поставки «точно в срок» означают выпуск продукции в строгом соответствии с рыночным спросом, и в момент, когда ее требуется доставить покупателю, они наиболее реальные в случае равномерного и предсказуемого спроса.
Система «точно в срок» предполагает наличие четырех условий:
Важнейшим фактором является контроль и оценка эффективности осуществления операций. Контроль предполагает сопоставление результатов с намеченными целями. Показателями эффективности могут быть:
Неспособность достичь целей с учетом названных критериев может свидетельствовать о наличии проблем в системе товародвижения, что требует анализа каждого вида операций в системе [6].
Выводы по параграфу.
Современный крупный склад − это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня − логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.