Организация бухгалтерского учета в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение и закрепление теоретического материала, касающегося вопросов организации бухгалтерского учета в организациях. В связи с поставленной целью требуется выполнение ряда важных задач: необходимо получить теоретические знания о структуре бухгалтерского аппарата, правах и ответственности главного бухгалтера, ознакомиться с влиянием организационно-правовых особенностей организаций на постановку финансового учета, процессом документирования и проведением инвентаризации активов и обязательств. Итогом успешного выполнения работы станет применение полученных знаний в решении задачи - заполнение Кассовой книги.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета.
1.1 Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата
1.2 Роль МСФО в современном бухгалтерском учёте
Глава 2. Организация бухгалтерского учёта в организации
2.1 Учётная политика организации
2.2 Формы учёта в организации
2.3 План счетов
2.4 Структура бухгалтерии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая бухгалтерский финансовый учет.doc

— 523.00 Кб (Скачать)

В плане отчетности устанавливают  калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и  внешней отчетности, сроки их составления  и предоставления.

В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применена в данной организации. Здесь дают подробную характеристику данной формы учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной его формы.

В плане организации  труда и повышения квалификации работников бухгалтерии разрабатывают  штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждой штатной единице, намечают мероприятия  по повышению квалификации работников, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, се наров, консультаций отдельными работниками бухгалтерии, а также другими работниками, ответственными за представление информации.

В плане (проекте) корреспонденции  счетов рабочего плана счетов определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по предполагаемым хозяйственным операциям. Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др. Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации  все работники бухгалтерии подчиняются  непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях. При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии используется в средних и крупных организациях.

В бухгалтерии средних  и крупных организаций могут  создаваться отделы:

— расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

— материальный — отвечает за учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

— учета готовой продукции  — производит учет готовой продукции на складах и ее реализации;

— производства и калькуляции  себестоимости — осуществляет учет затрат и выпуска продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске  продукции;

— общий отдел —  ведет остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

В крупных организациях кроме перечисленных могут открывать  отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Ниже приведена общая схема структуры  бухгалтерии. (Рис.1)

При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии  ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и  другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ.

Рис.1. Структура бухгалтерского аппарата

Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям  подразделений бухгалтерий в  пределах установленной компетентности. Такая структура аппарата бухгалтерии  применяется в крупных организациях и в организациях, в которых  созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии  только хорошо налаженные взаимоотношения  с другими службами и подразделениями  организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

 

1.2 Роль МСФО  в современном бухгалтерском  учёте

 

В настоящее время  существуют несколько форм использования  странами мира международных стандартов учета:

- применение  МСФО  в  качестве  национальных  стандартов.  К  числу

таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тобаго, Таиланд и Хорватия;

– использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Новая Гвинея;

– использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это - Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;

– национальные стандарты  основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;

– национальные стандарты  основаны на МСФО, однако некоторые  из них могут быть более детализированы, чем МСФО. Странами, применяющими такие  стандарты, являются Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехословакия, Швейцария, Южная Африка;

– национальные стандарты  основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО. (Австралия, Гонконг, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия.)

Сейчас обсуждается  вопрос о принятии МСФО странами ЕС, по крайней мере, в отношении компаний, акции которых, котируются на фондовых биржах. Поскольку эти стандарты представляют собой систему, позволяющую новым финансовым структурам применять базу  ведения учета, признанную на международном уровне, их начали использовать и

многие развивающиеся  страны.       

 Рассмотрим положительные  и отрицательные черты международных стандартов учета. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:

– четкая экономическая  логика;

–  обобщение современной мировой практики в области учета;

– простота восприятия для  пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные  стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в  разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к  использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

– обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое  многообразие в методах учета;

– отсутствие подробных  интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же, внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также  нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом  в области регулирования и методологии учета.

Когда речь идет о компаниях, относящихся к сфере крупного бизнеса, необходимость МСФО понятна  и очевидна. Это выход на международные  финансовые рынки, это привлечение  иностранных инвестиций, это предоставление отчетности зарубежным акционерам и проч. И в Концепции, как вы могли видеть, о переходе на МСФО говорится только в связи с крупными "общественно значимыми" компаниями. Здесь может возникнуть вопрос: зачем знать МСФО бухгалтеру, не работающему в транснациональном холдинге?

Прежде всего, следует отметить, что последние 10 лет все изменения, которые претерпевает российская нормативная  база, обусловлены процессом сближения  российских учетных регулятивов  с положениями МСФО. Такие категории  как допущения и требования, т.е. принципы учета (в т. ч. начисление, консерватизм, приоритет содержания над формой), учетная политика, современная трактовка доходов и расходов, условные факты хозяйственной деятельности, события после отчетной даты, отложенные налоговые активы и обязательства и проч. - это следствие адаптации российских нормативных документов к МСФО. На сегодняшний день совершенно справедливым будет утверждение о том, что мы уже во многом работаем по МСФО.

Мы уже отмечали, что идея теоретической  концепции МСФО заключается в демонстрации пользователю отчетности экономического содержания операций компании. Такой подход существенно раздвигает методологические границы учета, характерные для российской практики. Здесь следует назвать оценку имущества предприятия в соответствии с текущей экономической ситуацией, отражение доходов и расходов и обязательств, их формирующих, с учетом фактора временной ценности денежных средств, концепцию поддержания капитала. Раскрытие финансового положения предприятия с таких методологических позиций дает пользователям, принимающим управленческие решения, информацию, позволяющую более объективно оценить финансовое положение фирмы.

Наконец, знание МСФО повышает уровень  квалификации специалиста и делает обладателя таких знаний более востребованным на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация бухгалтерского учёта в организации

 

2.1 Учётная политика организации

 

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика»  в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствие с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной  политики организации, к которым относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет  следующие требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в организации