Организация бухгалтерского учета в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение и закрепление теоретического материала, касающегося вопросов организации бухгалтерского учета в организациях. В связи с поставленной целью требуется выполнение ряда важных задач: необходимо получить теоретические знания о структуре бухгалтерского аппарата, правах и ответственности главного бухгалтера, ознакомиться с влиянием организационно-правовых особенностей организаций на постановку финансового учета, процессом документирования и проведением инвентаризации активов и обязательств. Итогом успешного выполнения работы станет применение полученных знаний в решении задачи - заполнение Кассовой книги.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета.
1.1 Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата
1.2 Роль МСФО в современном бухгалтерском учёте
Глава 2. Организация бухгалтерского учёта в организации
2.1 Учётная политика организации
2.2 Формы учёта в организации
2.3 План счетов
2.4 Структура бухгалтерии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая бухгалтерский финансовый учет.doc

— 523.00 Кб (Скачать)

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учёта, — следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.

Принятая во вновь созданной  организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

  • изменилось законодательство
  • вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта  закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ ( Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ)
  • Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта  в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться  следующие основные вопросы:

  1. Стандартный план счетов.
  2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
  3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
  4. Способ начисления линейный:
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  6. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
    • по средней себестоимости;
  7. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
    • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
  8. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
    • по покупным ценам (без учёта наценки);
  9. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
    • доходы от обычных видов деятельности;
  10. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
    • по мере готовности работы, услуги, продукции;
  11. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
    • как материалы.

2.2 Формы  учёта в организации

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта.

При мемориально-ордерной форме учёта по данным первичных  или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем  в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой  последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной  техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических  регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатками  мемориально-ордерной формы учета  являются:

  • трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);
  • отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);
  • формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с  этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.

Рис.2 Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта.

Автоматизированная форма бухгалтеркого учёта.

В общем виде данной форме  учета свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации – ЭВМ – машинограммы выходной информации.

Один из вариантов  автоматизированной формы бухгалтерского учета представлен на рис.3.


 

 

 

 

 

 

Рис.3 Автоматизированная форма бухгалтерского учёта.

В настоящее  время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно - ориентированными мини-ЭВМ-компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, дискете, барабане, перфоленте, магнитной ленте и др.)

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет  оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Применение машинно-ориентированных  форм учета обеспечивает:

  • механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;
  • высокую точность учетных данных; оперативность данных учета;
  • повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности;
  • увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

Упрощенная  форма бухгалтерского учета.

В последнее  время предприятия малого бизнеса  разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно  использовать всего два вида учетных  регистров – Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомость учета соответствующих субъектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

Книга учета  хозяйственных операций заполняется  либо непосредственно по данным первичных  документов, либо по готовым данным ведомостей (при значительном количеством  хозяйственных операций). Данные указанной  книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Запись в  учетные регистры производят на основании  должным образом оформленных  бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

 

Рис. 4 Упрощенная форма бухгалтерского учета «Журнал-Главная»

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Одной из наиболее используемых форм бухгалтерского учета организации является журнально-ордерная форма.

Журнально-ордерная форма  бухгалтерского учета – это рациональная форма бухгалтерского учета, основанная на использовании накопительных  регистров и шахматной схемы  связи.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

  • применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется по кредитовому признаку;
  • совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
  • отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
  • сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц, на отдельно синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму.

Рис.5 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

 

2.3 План счетов

План  счетов - система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В План счетов включаются синтетические счета первого порядка и субсчета или счета второго порядка. Построение плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.

Особенности объектов учёта в некоторых организациях обуславливают применение различных  бухгалтерских счетов и, соответственно, различных планов счетов. Различают планы счетов:

  • бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий);
  • бухгалтерского учёта в кредитных организациях;
  • бюджетного учёта.

Страховые организации применяют общий план счетов с дополнительно введенными счетами бухгалтерского учета.

Таблица 1. План счетов бухгалтерского учета.

 

Наименование  счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

Раздел I. Внеоборотные активы

Основные средства

01

По видам  основных средств

Амортизация основных средств

02

 

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам  материальных ценностей

Нематериальные  активы

04

По видам  нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Амортизация нематериальных активов

05

 
 

06

 

Оборудование  к установке

07

 

Вложения во внеоборотные активы

08

  1. Приобретение земельных участков
  2. Приобретение объектов природопользования
  3. Строительство объектов основных средств
  4. Приобретение объектов основных средств
  5. Приобретение нематериальных активов
  6. Перевод молодняка животных в основное стадо
  7. Приобретение взрослых животных
  8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Отложенные  налоговые активы

09

 

Раздел II. Производственные запасы

Материалы

10

  1. Сырье и материалы
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
  3. Топливо
  4. Тара и тарные материалы
  5. Запасные части
  6. Прочие материалы
  7. Материалы, переданные в переработку на сторону
  8. Строительные материалы
  9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
  10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
  11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

Животные на выращивании и откорме

11

 
 

12

 
 

13

 

Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей

14

 

Заготовление  и приобретение материальных ценностей

15

 

Отклонение  в стоимости материальных ценностей

16

 
 

17

 
 

18

 

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям

19

  1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств
  2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
  3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Основное производство

20

 

Полуфабрикаты собственного производства

21

 
 

22

 

Вспомогательные производства

23

 
 

24

 

Общепроизводственные расходы

25

 

Общехозяйственные расходы

26

 
 

27

 

Брак в производстве

28

 

Обслуживающие производства и хозяйства

29

 
 

30

 
 

31

 
 

32

 
 

33

 
 

34

 
 

35

 
 

36

 
 

37

 
 

38

 
 

39

 

Раздел IV. Готовая продукция и товары

Выпуск продукции (работ, услуг)

40

 

Товары

41

  1. Товары на складах
  2. Товары в розничной торговле
  3. Тара под товаром и порожняя
  4. Покупные изделия

Торговая наценка

42

 

Готовая продукция

43

 

Расходы на продажу

44

 

Товары отгруженные

45

 

Выполненные этапы  по незавершенным работам

46

 
 

47

 
 

48

 
 

49

 

Раздел V. Денежные средства

Касса

50

  1. Касса организации
  2. Операционная касса
  3. Денежные документы

Расчетные счета

51

 

Валютные счета

52

 
 

53

 
 

54

 

Специальные счета  в банках

55

  1. Аккредитивы
  2. Чековые книжки
  3. Депозитные счета
 

56

 

Переводы в  пути

57

 

Финансовые  вложения

58

  1. Паи и акции
  2. Долговые ценные бумаги
  3. Предоставленные займы
  4. Вклады по договору простого товарищества

Резервы под  обесценение вложений в ценные бумаги

59

 

Раздел VI. Расчеты

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

 
 

61

 

Расчеты с покупателями и заказчиками

62

 

Резервы по сомнительным долгам

63

 
 

64

 
 

65

 

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

66

По видам  кредитов и займов

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

67

По видам  кредитов и займов

Расчеты по налогам  и сборам

68

По видам  налогов и сборов

Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению

69

  1. Расчеты по социальному страхованию
  2. Расчеты по пенсионному обеспечению
  3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

 

Расчеты с подотчетными лицами

71

 
 

72

 

Расчеты с персоналом по прочим операциям

73

  1. Расчеты по предоставленным займам
  2. Расчеты по возмещению материального ущерба
 

74

 

Расчеты с учредителями

75

  1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал
  2. Расчеты по выплате доходов

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами

76

  1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
  2. Расчеты по претензиям
  3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
  4. Расчеты по депонированным суммам

Отложенные  налоговые обязательства

77

 
 

78

 

Внутрихозяйственные расчеты

79

  1. Расчеты по выделенному имуществу
  2. Расчеты по текущим операциям
  3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Раздел VII. Капитал

Уставный капитал

80

 

Собственные акции (доли)

81

 

Резервный капитал

82

 

Добавочный  капитал

83

 

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

84

 
 

85

 

Целевое финансирование

86

По видам  финансирования

 

87

 
 

88

 
 

89

 

Раздел VIII. Финансовые результаты

Продажи

90

  1. Выручка
  2. Себестоимость продаж
  3. Налог на добавленную стоимость
  4. Акцизы
  5. Прибыль/убыток от продаж

Прочие доходы и расходы

91

  1. Прочие доходы
  2. Прочие расходы
  3. Сальдо прочих доходов и расходов
 

92

 
 

93

 

Недостачи и  потери от порчи ценностей

94

 
 

95

 

Резервы предстоящих расходов

96

По видам  резервов

Расходы будущих  периодов

97

По видам  резервов

Доходы будущих  периодов

98

  1. Доходы, полученные в счет будущих периодов
  2. Безвозмездные поступления
  3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
  4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

99

 

Забалансовые  счета

Арендованные основные средства

001

 

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение

002

 

Материалы, принятые в переработку

003

 

Товары, принятые на комиссию

004

 

Оборудование, принятое для монтажа

005

 

Бланки строгой  отчетности

006

 

Списанная в  убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

 

Обеспечения обязательств и платежей полученные

008

 

Обеспечения обязательств и платежей выданные

009

 

Износ основных средств

010

 

Основные средства, сданные в аренду

011

 

 

2.4 Структура  бухгалтерии

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществеи обязательствах. Бухгалтерия является источником полной, документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.

Основной управленческой задачей бухгалтерского учёта (иначе говоря, задачей, возлагаемой на бухгалтерию) является сбор и обработка полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Такая информация, в основном, используется в двух целях:

  1. Принятие решений на основе экономического анализа такой информации.
  2. Осуществление финансового контроля.

Итоговая бухгалтерская  информация в виде, пригодном для экономического анализа и принятия на его основе управленческих решений, формируется в виде финансовой отчётности:

  • внешней, предоставляемой статистическим и контролирующим органам, в установленных законом случаях подтверждаемой аудитором, составляемой по формам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами;
  • внутренней (управленческой), предусмотренной локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта и предназначенной для обеспечения функций управления.

Финансовая  отчётность должна удовлетворять требованию достоверности, то есть позволять на её основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В соответствии с этим, можно выделить ряд лиц, заинтересованных в наличии полной и достоверной бухгалтерской информации, называемых пользователями бухгалтерской отчётности:

Внутренние  пользователи:

- Руководство хозяйствующего субъекта — для принятия обоснованных хозяйственных решений:

- Собственники предприятия (учредители, акционеры) — для принятия обще-стратегических решений и других в круге своей компетенции:

- Работники предприятия и их профессиональные союзы — для поддержания уверенности:

Внешние пользователи.

- Потенциальные кредиторы — для принятия решений (в краткосрочной и долгосрочной перспективе):

- Потенциальные инвесторы — для принятия решений:

- Правоохранительные органы — в случае наличия сведений о деструктивных отклонениях в деятельности хозяйствующего субъекта, о правонарушениях, допускаемых должностными лицами и работниками хозяйствующего субъекта в экономической и налоговой сфере.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в организации