Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:14, контрольная работа
Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики.
Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.
Введение
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики
2. Предмет и методы аграрной политики
3. Группы интересов в аграрной политике
4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики
5. Тест
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Контрольная работа
по дисциплине «Аграрная политика»
на тему: «Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики»
Вариант № 2
Выполнила:
Студентка 2 курса
экономического факультета
заочного обучения
по специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Ульяновск - 2011
Содержание
Введение
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики
2. Предмет и методы аграрной политики
3. Группы интересов в аграрной политике
4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики
5. Тест
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики.
Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.
В настоящее время почти треть сельхозорганизаций являются убыточными, при этом сильные хозяйства становятся все сильнее, а слабые все беднее; за чертой бедности находится и свыше 50% сельского населения.
Доля импортных сельхозтоваров в общем объеме формирования продовольственных ресурсов на внутреннем рынке составляет около 33% (в первую очередь это касается мясопродуктов), что превышает порог продовольственной безопасности.
Сельское хозяйство представляет собой одну из отраслей экономики страны (хотя, конечно, его нельзя рассматривать как чисто производственную сферу, без учета социальных, демографических, экологических моментов; сельский уклад жизни - это имеющий свои корни, особенности, традиции образ жизни миллионов россиян), и потому с точки зрения экономической стратегии неизбежно возникает вопрос, насколько возможно форсированное развитие одной отдельно взятой отрасли. С позиции права важно определить, как могут влиять правовые предписания на этот процесс. Но прежде всего необходимо уточнить сам объект правового воздействия.
Сельское хозяйство традиционно понимается как деятельность непосредственно по производству продукции растениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин - "агропромышленный комплекс" (АПК). В это понятие включаются также отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством, - как правило, закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой, иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производство сельскохозяйственной техники.
Сельское хозяйство стало рассматриваться в рамках агропромышленного комплекса с 70-80-х гг. прошлого века. Надо отметить, что и тогда в решениях правящей партии, в постановлениях Правительства отмечались низкий уровень урожайности сельскохозяйственных культур, большое количество убыточных хозяйств; государством предпринимались меры по подъему сельского хозяйства: существенные финансовые средства направлялись на развитие наиболее перспективных отраслей сельскохозяйственного производства, проведение мелиорации, мероприятия по повышению качества почв, вводились отдельные элементы хозяйственного расчета в целях повышения заинтересованности колхозов, совхозов в результатах их деятельности. Но даже когда удавалось добиться определенного роста производства сельскохозяйственной продукции, значительная часть ее гибла из-за проблем с вывозом, хранением и реализацией, а доходы сельскохозяйственных предприятий оставались незначительными из-за высокой стоимости техники, машин, горючесмазочных материалов, услуг обслуживающих организаций. Тогда было признано (сначала на уровне экономических исследований), что решать проблемы сельского хозяйства нельзя отдельно от смежных отраслей, осуществляющих закупку, транспортировку, хранение, продажу, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку сельскохозяйственной техники. Затем был принят целый ряд управленческих решений. В 1985 г. министерства сельского хозяйства, плодоовощного хозяйства, мясной и молочной промышленности, пищевой промышленности, сельского строительства и Госкомитет по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства объединили в Государственный агропромышленный комитет (Госагропром СССР) с передачей ему также ряда функций министерств: заготовок, легкой промышленности, мелиорации и водного хозяйства. Эта громоздкая структура оказалась настолько неразворотливой, что через несколько лет ее расформировали. Кроме того, была попытка объединить сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия каждого административного района в единую структуру, так называемые районные агропромышленные объединения (РАПО), что также привело к разрастанию управленческого аппарата, только на местном уровне.
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики
Экономическая политика - это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.
Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.
В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.
Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:
- стимулировать макроэкономический рост и стабильность;
- создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру;
- корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои».
Аграрная политика - составная часть экономической и общей политики государства.
В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.
1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики.
2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:
- политику развития аграрного сектора;
- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;
- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;
- внешнеторговую аграрную политику.
В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).
2. Предмет и методы аграрной политики
При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:
- отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;
- спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;
- состояние инфраструктуры рынка;
- соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
- соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;
- необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально - демографических и территориальных групп населения.
Предмет аграрной политики - это те стороны социально - экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.
Методы аграрной политики - это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.
Задачами государственного регулирования АПК являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства; обеспечение продовольственной безопасности страны; формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; улучшение продовольственного обеспечения населения; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики; защита отечественных товаропроизводителей.
По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.
Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.
3. Группы интересов в аграрной политике
Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.
Носители интересов - это отечественные товаропроизводители и потребители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия.
Выразители интересов также достаточно сложная и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.
Группы выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них есть еще и третье наименование - лоббирующие организации.
Лоббизм-это повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном регулировании.
Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным в общественном «классом», как государственная бюрократия.
Бюрократия - это слой служащих - профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия - влиятельный слой общества.
Политики выступают первыми в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов.
Из общественно-политических организаций наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель - представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.
В конце 80-х годов была создана АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.
В Российской Федерации первым лоббистом интересов сельского хозяйства в Правительстве перед лицом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.
В 2002 году в нашей стране насчитывалось свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых входили в Ассоциацию союзов АПК России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.
Один из первых и наиболее удачных союзов - союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.
Другим крупным и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния на процесс регулирования зернового рынка в России.
В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза - 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.
В мае 2002 года Министерство сельского хозяйства РФ инициировало создание общероссийской общественной организации - Российское аграрное движение (РАД). Его цель - быть выразителем и защитником интересов миллионов тружеников села и агропромышленного комплекса. По мнению некоторых политиков, появление организации, созданной министерской номенклатурой, может привести к дестабилизации в аграрном движении.
4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики
Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.
Таблица 1. Аграрная политика
Структурные элементы | Объекты аграрной политики |
сельскохозяйственная | 1) Сельскохозяйственные товаропроизводители; 2) Население сельской местности |
агропромышленная | 1) Производители средств производства для сельского хозяйства; 2) Предприятия сферы переработки сельскохозяйственной продукции; 3) Предприятия оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией |
продовольственная | 1) Население страны в целом 2) Дети 3) Малообеспеченные слои населения 4) Территориальные группы населения |
внешнеэкономическая | 1) Импортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2) Экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Представленные объекты могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.
Предприятия и организации агропромышленного комплекса - только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.
В России исключительной заботой государства является обеспечение продовольствием населения районов, находящихся в зонах вечной мерзлоты и Крайнего Севера. На данных территориях сельскохозяйственное производство практически невозможно либо имеет ограниченные перспективы. Завоз продовольствия на коммерческой основе порой крайне дорогостоящ и не выгоден для бизнеса, поэтому государству приходится решать эту проблему.
К субъектам аграрной политики относятся государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку.
Право принимать решения по вопросам политики принадлежит высшим должностным лицам и соответствующим структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений. Само исполнение обеспечивается отраслевыми ведомствами и учреждениями государства. Особенность России как федеративного государства состоит в том, что страна нуждается в четком правовом разграничении предметов ведения и полномочий на уровне федеральных, региональных и муниципальных структур хозяйственного управления. Вместе с тем цели, задачи и принципы политики, по возможности, должны быть едиными.
Государственное регулирование АПК призвано не подменять собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка.
Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы:
· Политические партии;
· Общественно-политические организации;
· Общественные организации.
Особо необходимо отметить роль аграрной науки в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждений и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований. Вместе с тем крайне важно, чтобы наука оставалась верна принципам объективности и беспристрастности и не была «ангажирована» как властью, так и ее оппонентами.
Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности.
Говоря о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием и средством массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д. Нельзя также сбрасывать со счетов и потенциал конструктивной критики, реализуемой через СМИ.
5. Тест
Тест 1.
К структурным элементам аграрной политики не относится:
а) агропромышленная аграрная политика;
б) продовольственная политика;
в) политика в области доходов населения; V
г) внешнеэкономическая аграрная политика.
Тест 2.
Прямыми участниками аграрной политики не является:
а) законодательные органы власти;
б) министерство сельского хозяйства области;
в) политические партии; V
г) правительство РФ.
Тест 3.
Сферами АПК являются:
а) отрасли несельскохозяйственного машиностроения;
б) сельскохозяйственное производство; V
в) отрасли по переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции; V
г) производственная и социальная инфраструктура.
Заключение
Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности - политической, экономической, социальной и духовной.
Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.
В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д.
Аграрная политика - составная часть экономической и общей политики государства. Формируется аграрная политика в тесной связи с другими составляющими политики - внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д.
Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.
Список использованной литературы
1) Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. - М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000 г.
2) Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2000 г. - №6. - С. 5-13.
3) Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2002 г.
4) Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. - Саратовский университет, 2000 г. - 20 с.
5) Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10
6) Зинченко А.П. Аграрная политика - М «КолосС», 2004 г.
7) Аграрная политика: Учебное пособие./Под ред. П.П. Зинченко. - М.: КолосС, 2004. - 304 с.
8) Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2001. - 288 с.
9) Экономика сельского хозяйства: Учебник/Под ред. Н.Я. Коваленко. - М.: ЮРКНИГА, 2004. - 384 с.
10) Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие/Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2005. - 400 с.
5
Информация о работе Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики