Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Введение
1. Структура национального хозяйства
1.1. Понятие структурной политики
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики
3.2. Механизмы реализации структурной политики
Практикум
Заключение
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
И
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Структурная
политика»
Пенза 2011
Содержание
Введение
1. Структура национального хозяйства
1.1. Понятие структурной политики
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
2. Основные
направления развития
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1. Основные
цели, задачи и направления
3.2. Механизмы
реализации структурной
Практикум
Заключение
Литература
Введение
Структурная политика - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.
В
ближайшей и среднесрочной
В
условиях открытой экономики и интенсивного
встраивания России в систему
международного разделения труда решение
этих задач требует активной государственной
политики, направленной на стимулирование
прогрессивных структурных
1.Структура национального хозяйства
1.1
Понятие структурной
политики
Под
структурной политикой
Цель
данного направления политики —
стимулирование научно-технического прогресса,
повышение
Структурную
политику можно рассматривать в
широком и узком смысле. В первом
случае подразумевается воздействие
на всю совокупность структурных
элементов в экономике. Речь идет
о влиянии на отраслевые, территориальные
и организационно-
При
более узкой трактовке данного
термина принято понимать воздействие
лишь на изменения отраслевых и производственных
пропорций. Региональные аспекты деятельности
государства получают самостоятельное
лексическое обозначение «
Смысл
структурной политики государства состоит,
естественно, не в том, чтобы заменить
или продублировать роль частной экономики.
Основная побуждающая сила структурных
сдвигов — рынок. Однако государство помогает
ему, поскольку процесс формирования новых
пропорций порой необходимо интенсифицировать
(например, под влиянием внешней конкуренции)
или обеспечить ликвидацию социальных
издержек, вызванных структурными переменами.
1.2.
Национальное хозяйство.
Его структура
Национальная экономика – совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.
Структура
национального хозяйства
Экономическая
структура характеризует
Структура
обрамления характеризует окружающую
среду экономической
Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей - определенных областей экономической деятельности.
В
воспроизводственном аспекте
1. Материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, связанные с производством материальных благ.
2. Нематериальное производство: наука и научное обслуживание, искусство и культура, образование, здравоохранение и другие отрасли, связанные с производством, духовных благ и услуг; нематериальное производство создает продукт — накопленные научные знания, информация, произведения литературы и искусства, все виды услуг, оказываемых населению и др.
Это
производство имеет свои особенности:
1) удовлетворяет не только материальные,
но и духовные потребности; 2) он непосредственно
не участвует в материальном производстве,
но составляет его необходимое условие.
Продукт нематериального
3.
Непроизводственная сфера:
Социально-экономическая
структура характеризует
Территориальная структура означает деление национальной экономики на экономические районы.
В структуре производственной деятельности выделяют 3 сферы национальной экономики:
1. Первичный сектор - добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и т. д.
2. Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность
3. Сфера услуг.
Все
перечисленные структурные
Анализ хозяйственного
По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:
1. нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);
2. финансовые учреждения и корпорации;
3. государственные предприятия и учреждения;
4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства;
6. остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.
Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач.
Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов и методов экономического развития данного общества.