Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оглавление

Введение
1. Структура национального хозяйства
1.1. Понятие структурной политики
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики
3.2. Механизмы реализации структурной политики
Практикум
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ1.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

     В динамике отраслевой структуры промышленного  производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения  конкурентоспособности бизнеса  прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно  ожидать значительного повышения  роли автомобилестроения и высокотехнологичных  производств на основе роста отечественных  и иностранных инвестиций и развития международной кооперации. 4

     Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и  приблизится к структуре развитых европейских стран. 

     3.2 Механизмы реализации  структурной политики 

     Определяющим  критерием государственной селективной  политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских  характеристик продукции и организация  ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.

     Селективность структурных сдвигов диктует  необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной  деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных  изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение  приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость  достижения вполне определенных целей.

     Составным элементом реализации селективной  государственной структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной  собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством  России). Поэтому, наряду с реализацией  программ коммерциализации государственных  предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в  производство, продукция которого оказывает  благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.

     Другим  механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции  для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и  новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие  общегосударственные потребности  в тех или иных товарах и  услугах, но и косвенным образом  формировать новые кооперативные  технико-производственные и экономические  связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками  и субподрядчиками. Это может  предопределить образование крупных  межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

     Чтобы воздействовать на структуру национального  богатства, необходимы специальные  меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

     Проведение  целостной государственной структурной  политики требует осторожности и  взвешенности при реализации тех  или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка  в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется  принцип отраслевого отбора, что  чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и  входящих в них предприятий может  привести к дискредитации самой  идеи селективной структурной политики.

     Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого  разнообразия народнохозяйственного  комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

     - топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою  конкурентоспособность и могут  привлекать иностранные инвестиции;

     - отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиокосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

     - отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными  на внутреннем рынке (автомобильная,  сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей  напрямую зависит от умеренно  протекционистских мер и стимулирования  внутреннего спроса на их продукцию  путем лизинга и потребительского  кредита.5

     В России за годы реформ в структуре  ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в  этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или  бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

     Таким образом, основной целью структурной  политики государства на следующее  десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности  производства отечественных товаров  и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

 

      Практикум

     Сравните  отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и  российской экономики в 2003 году, приведенную  в таблице.

 
  ОТРАСЛИ 
Удельный вес  отраслей в промышленности в 1989 году (%) Удельный вес  отраслей в промышленности в 2003 году (%)
Электроэнергетика и топливная промышленность 10,5 31,3
Черная  и цветная промышленность 9,2 16,7
Химическая  и лесная промышленность 11,2 10,4
Машиностроение 29,3 20,2
Промышленность  стройматериалов 3,8 3,1
Легкая  промышленность 13,9 1,4
Пищевая промышленность 14,7 13,6
Другие  отрасли 7,4 3,3
Вся промышленность 100 100
 

     Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также  долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните  произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным  сдвигам?

     Ответ

     Доля  тяжелой промышленности в 2003 году увеличилась  по отношению к 1989 году в 1,81 раза или  на 81%. В легкой промышленности объем  производства сократился в 10 раз. В  обрабатывающей промышленности объем  производства сократился на 31%. Доля добывающей промышленности возросла в 1,92 раза, или  по отношению к 1989 году на 92%.

     В период с 1989 года отраслевая структура  промышленности страны приобрела значительные изменения. На первый план взамен обрабатывающей промышленности вышел топливно-энергетический комплекс. Но столь высокий рост вовсе не значит, что национальное хозяйство стало потреблять энергоресурсов больше, это означает, что увеличился объем экспорта.

       В обрабатывающей промышленности  показатели остались примерно  на одном уровне, но изменилось  структурное соотношение. Объем  производства в машиностроении  сократился, т.к. конечная продукция  пользуется спросом в основном  внутри страны, и не выдерживает  конкуренции на международном  рынке. Продукция черной и цветной  промышленности (металлургии) ориентирована  на экспорт, отсюда и значительный  рост в этой отрасли.

       Доля легкой промышленности в  общем объеме производства практически  растворилась. Такого стремительного  сокращения объемов не наблюдается ни в какой другой отрасли. С 90-х годов, когда в страну хлынул поток импортных товаров, продукция легкой промышленности осталась невостребованной. До 90-х годов она выживала только из-за отсутствия импорта аналогичной продукции.

     В отраслевой структуре промышленности произошел структурный сдвиг  в сторону добывающих (сырьевых) отраслей, в основном, топливно-энергетического  комплекса. Мы продолжаем продавать  нефть, газ, лес, электроэнергию. И каждый год увеличиваем объем этих продаж. А часть полученных денег тратим на покупку продукции зарубежного машиностроения и продукции легкой промышленности.

     Современные положительные структурные сдвиги ориентированы на увеличение в отраслевой структуре промышленности долей  обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного машиностроения, конкурентоспособной  легкой промышленности, поэтому современным  структурным сдвигам не вполне соответствуют  обе эти структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание  макроэкономического равновесия в  рыночном хозяйстве. Основной целью  структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса  для наиболее эффективного использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных  структурных сдвигов.

     Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные  адаптации, вызванные конкуренцией, изменениями внешнеэкономической  конъюнктуры, социально-политическими  сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально  новых технологий возможно лишь при  участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное  использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными  задачами, требующими принятия новых  решений, определения государственных  приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

     В последние годы российская экономика  развивалась высокими темпами. Достигнутая  макроэкономическая стабильность характеризовалась  снижением темпов инфляции, устойчивостью  национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации. Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.

     И все же, структурная политика должна в первую очередь способствовать сохранению существующего экономического потенциала как основы будущих структурных  преобразований экономики России.

     В настоящее время, политика Правительства  Российской Федерации направлена не просто на экономический рост, а  на новое качество развития. На данный момент практически завершен первый этап формирования новой структурной  политики, основной задачей которого является создание базовых законодательных  основ, обеспечивающих новые условия  хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с  его ресурсами.

Информация о работе Структурная политика