Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оглавление

Введение
1. Структура национального хозяйства
1.1. Понятие структурной политики
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики
3.2. Механизмы реализации структурной политики
Практикум
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ1.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

     Оптимальная структура национального хозяйства  страны создается в результате эффективной  многолетней экономической политики, учитывающей как государственные  условия развития экономики, так  и особенности развития мирового хозяйства.

 

      2. Основные направления  развития структуры  национального хозяйства  в условиях НТП 

     Качественное  изменение положения человека в  производстве, составляющее содержание современной научно-технической  революции, ускорение процесса производства и удешевление его результатов  вызывают глубокое качественное изменение  механизма регулирования общественных экономических пропорций ,качественные и количественные преобразования структуры всего общественного производства, развивая ряд созидательных тенденций.

     Первая  тенденция: благодаря НТР появились  принципиально новые отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью. На начальном этапе НТР возникли такие необычные виды производств, как атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно новые поколения ЭВМ, роботокомплексы и полностью автоматизированные производства, композиционные материалы и т.д. Эти виды производства серьезно преобразовали структуру подразделений и резко опередили по темпам роста все традиционные отрасли хозяйства.

     Вторая  тенденция: НТР наиболее быстро развивается  на границах разных областей науки  и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Прежде всего, современный научно-технический  переворот породил целые объединения  новейших отраслей, выпускающих самые  наукоемкие продукты и технологии. Примером тому служит ракетно-космический  комплекс, в котором взаимодействует  огромное количество предприятий разных отраслей промышленности. 2

     Современный научно-технический прогресс способствовал  появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому расширилась и существенно изменилась структура многих традиционных отраслей. Они преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где сочетаются, взаимодополняются и взаимопроникают старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы. Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное воздействие на отраслевую структуру производства и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.

     Третья  тенденция: НТР отодвинула на второй план некоторые традиционные отрасли  хозяйства, создающих изделия из натурального сырья. Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких отраслей. К ним относятся, скажем, торфяная, угольная промышленность, черная металлургия и ряд других. Своего рода "вымирание" явно устаревших отраслей ведет к определенной несбалансированности производства и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т.п.).

     Четвертая тенденция: НТР расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое  равновесие - подрывает нормальное взаимодействие человека и биосферы. Многие отрасли производства стали  наносить огромный экологический ущерб, который не восполняется должным  образом. Такой ущерб связан с  добычей угля, нефти, металлических  руд, с развитием черной и цветной  металлургии, нефтехимии, производством  пестицидов, ядохимикатов и др.

       Структурные адаптации, вызываемые  научно-техническим прогрессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической  конъюнктуры, социально-политическими  сдвигами и множеством других  факторов, происходят в любой  экономике. Они могут осуществляться  и в негативной, и в позитивной  форме. Негативные адаптации проявляются  в сокращении производства и  инвестиций, остановке, закрытии  и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев, состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.

     Если  обратиться к передовому зарубежному  опыту, то ясно, что основу современной  научно-технической политики составляет система ее приоритетных научных  и технологических направлений, а главным инструментом являются государственные научно-технические  программы. В самом общем виде они представляют собой совокупность государственных научно-технических  проектов, объединенных единой стратегией развития науки и единым механизмом государственного экономико-правового  регулирования на основе продуманных  приоритетов науки и технологии.

     Особенностью  государственных научно-технических  программ на современном этапе является то, что они базируются, главным  образом, на технологических приоритетах  и целях, а не на продуктовых, как  было раньше. Это обусловлено тем, что технологические нововведения кардинально преобразуют весь производственный аппарат на качественно новой  основе. Такой характер целеполагания связан также и с изменениями общей концепции единой научно-технической политики о роли и месте государства в финансировании НИОКР.

     Смена ориентиров и приоритетных направлений  единой научно-технической политики, связана с обострением конкуренции  в ведущих, прежде всего, высокотехнологичных  направлениях науки и технологии (компьютерные технологии, телекоммуникации, связь, и пр.), ее усиливающейся глобализацией. Стало очевидно, что появление  принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса.

 

      3. Особенности структурной  политики России  на современном  этапе 

     3.1 Основные цели, задачи  и направления  структурной политики 

     Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание  макроэкономического равновесия в  рыночном хозяйстве. Основной целью  структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса  для наиболее эффективного использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных  структурных сдвигов.

     При решении этих задач существенно  повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

     С точки зрения экономической теории в структурной политике можно  выделить ряд факторов, которые обусловливают  ее важность для последующих лет  развития России. Это смена социально-экономической  модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования  играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении  спроса и предложения; постепенный  поворот экономики России к внешней  сфере.

     В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается  тенденция снижения темпов роста  и в связи с этим указанные  отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться  темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.

     Изменениям  структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности  и темпов роста ведущих секторов экономики.

     Комплекс  указанных мер включает следующие  основные направления:

     1)Реализация  общесистемных мер, направленных  на снижение институциональных  барьеров, стимулирование спроса  на научно-техническую продукцию,  новую технику и технологии  и ускорение выбытия устаревшего  оборудования;

     2)Повышение  эффективности действующих и  формирование новых государственных  финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию  программ развития секторов экономики  и инфраструктуры;

     3)Развитие  программно-целевого подхода к  структурным преобразованиям в  экономике и развитию инфраструктуры  на основе реализации федеральных  и ведомственных целевых программ;

     4)Создание  особых экономических зон и  технико-внедренческих парков, формирование  территориально-производственных кластеров,  реализация программ содействия  развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых  услуг, разработка стратегий развития  отдельных секторов экономики.

     5) Формирование конкурентной среды,  создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности  в России в целом, на конкретных  отраслевых рынках.

     Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные  изменения в экономике, имеющие  существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:

     1)Стратегии  развития традиционных секторов  экономики или стратегии повышения  конкурентоспособности секторов, являющихся  основой современного экономического  роста и жизнеобеспечивающей  инфраструктуры. Их дополнительный  вклад в рост валового внутреннего  продукта в 2006-2015 годах прогнозируется  на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

     2)Стратегии  развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого  к инновационному развитию и  формирующие новые двигатели  экономического роста. Их дополнительный  вклад в прирост валового внутреннего  продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в  ускорение экономического роста  наукоемкой продукции и "экономики  знаний" сравняется с вкладом  традиционных секторов;

     3)Стратегии  развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.3

     Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных  производителей оборудования в осуществлении  инвестиционных проектов. Во многом структурная  перестройка будет опираться  на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование  банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной  трансформации экономики будут  федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста.

     Все чаще в публикациях говорится  о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании  в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области  развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.

Информация о работе Структурная политика