Оптимальная
структура национального хозяйства
страны создается в результате эффективной
многолетней экономической политики,
учитывающей как государственные
условия развития экономики, так
и особенности развития мирового
хозяйства.
2. Основные направления
развития структуры
национального хозяйства
в условиях НТП
Качественное
изменение положения человека в
производстве, составляющее содержание
современной научно-технической
революции, ускорение процесса производства
и удешевление его результатов
вызывают глубокое качественное изменение
механизма регулирования общественных
экономических пропорций ,качественные
и количественные преобразования структуры
всего общественного производства, развивая
ряд созидательных тенденций.
Первая
тенденция: благодаря НТР появились
принципиально новые отраслей производства,
которые отличаются большой наукоемкостью.
На начальном этапе НТР возникли такие
необычные виды производств, как атомная
энергетика, полимерная химия, производство
средств автоматизации и вычислительной
техники. На втором ее этапе стали создаваться
качественно новые поколения ЭВМ, роботокомплексы
и полностью автоматизированные производства,
композиционные материалы и т.д. Эти виды
производства серьезно преобразовали
структуру подразделений и резко опередили
по темпам роста все традиционные отрасли
хозяйства.
Вторая
тенденция: НТР наиболее быстро развивается
на границах разных областей науки
и техники, что привело к созданию
межотраслевых комплексов. Прежде всего,
современный научно-технический
переворот породил целые объединения
новейших отраслей, выпускающих самые
наукоемкие продукты и технологии.
Примером тому служит ракетно-космический
комплекс, в котором взаимодействует
огромное количество предприятий разных
отраслей промышленности. 2
Современный
научно-технический прогресс способствовал
появлению множества взаимозаменяемых
и взаимодополняемых продуктов, отличающихся
более высоким качеством. Благодаря этому
расширилась и существенно изменилась
структура многих традиционных отраслей.
Они преобразовались в мощные и сильно
обновленные промышленные комплексы,
где сочетаются, взаимодополняются и взаимопроникают
старые и новейшие виды производства.
К ним, в частности, относятся топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный,
химико-лесной комплексы. Наряду со структурообразующей
ролью НТР оказывает также и прямо противоположное
воздействие на отраслевую структуру
производства и всю макроэкономику. Об
этом свидетельствуют две другие тенденции.
Третья
тенденция: НТР отодвинула на второй
план некоторые традиционные отрасли
хозяйства, создающих изделия из натурального
сырья. Такие виды производства зачастую
не могут конкурировать с новейшими видами
наукоемких отраслей. К ним относятся,
скажем, торфяная, угольная промышленность,
черная металлургия и ряд других. Своего
рода "вымирание" явно устаревших
отраслей ведет к определенной несбалансированности
производства и обостряет социально-экономическую
обстановку (растет безработица, затрудняется
трудоустройство людей в застойных видах
хозяйства и т.п.).
Четвертая
тенденция: НТР расширяет масштабы
и интенсифицирует производство,
что ускоренно разрушает экологическое
равновесие - подрывает нормальное
взаимодействие человека и биосферы.
Многие отрасли производства стали
наносить огромный экологический ущерб,
который не восполняется должным
образом. Такой ущерб связан с
добычей угля, нефти, металлических
руд, с развитием черной и цветной
металлургии, нефтехимии, производством
пестицидов, ядохимикатов и др.
Структурные адаптации, вызываемые
научно-техническим прогрессом, конкуренцией,
изменениями внешнеэкономической
конъюнктуры, социально-политическими
сдвигами и множеством других
факторов, происходят в любой
экономике. Они могут осуществляться
и в негативной, и в позитивной
форме. Негативные адаптации проявляются
в сокращении производства и
инвестиций, остановке, закрытии
и ликвидации предприятий, отсечении
наиболее слабых, нежизнеспособных и просто
оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной
системы. Позитивная адаптация обнаруживается
в росте производства и капитальных вложений,
повышении эффективности работы предприятий,
в формировании и утверждении конкурентоспособных
хозяйственных звеньев, состояние которых
адекватно требованиям изменяющейся среды.
Если
обратиться к передовому зарубежному
опыту, то ясно, что основу современной
научно-технической политики составляет
система ее приоритетных научных
и технологических направлений,
а главным инструментом являются
государственные научно-технические
программы. В самом общем виде
они представляют собой совокупность
государственных научно-технических
проектов, объединенных единой стратегией
развития науки и единым механизмом
государственного экономико-правового
регулирования на основе продуманных
приоритетов науки и технологии.
Особенностью
государственных научно-технических
программ на современном этапе является
то, что они базируются, главным
образом, на технологических приоритетах
и целях, а не на продуктовых, как
было раньше. Это обусловлено тем,
что технологические нововведения
кардинально преобразуют весь производственный
аппарат на качественно новой
основе. Такой характер целеполагания
связан также и с изменениями общей концепции
единой научно-технической политики о
роли и месте государства в финансировании
НИОКР.
Смена
ориентиров и приоритетных направлений
единой научно-технической политики,
связана с обострением конкуренции
в ведущих, прежде всего, высокотехнологичных
направлениях науки и технологии
(компьютерные технологии, телекоммуникации,
связь, и пр.), ее усиливающейся глобализацией.
Стало очевидно, что появление
принципиально новых технологий
возможно лишь при участии государства,
и в частности, укреплении и расширении
его научно-технического комплекса.
3. Особенности структурной
политики России
на современном
этапе
3.1
Основные цели, задачи
и направления
структурной политики
Общеэкономическая
задача структурной политики - поддержание
макроэкономического равновесия в
рыночном хозяйстве. Основной целью
структурной политики государства
является формирование оптимальной
структуры хозяйственного комплекса
для наиболее эффективного использования
имеющихся в распоряжении общества
ресурсов, обеспечение прогрессивных
структурных сдвигов.
При
решении этих задач существенно
повыситься доля производств с высокой
степенью переработки, производящих высокую
добавленную стоимость на единицу используемых
ресурсов, а также сферы услуг; изменится
место России в мировой системе разделения
и кооперации труда – от вывоза сырья
к вывозу высоких технологий и современных
услуг.
С
точки зрения экономической теории
в структурной политике можно
выделить ряд факторов, которые обусловливают
ее важность для последующих лет
развития России. Это смена социально-экономической
модели развития, в которой первостепенную
роль для структурного регулирования
играют другие экономические закономерности,
прежде всего ценовой механизм рынка,
основанный преимущественно на соотношении
спроса и предложения; постепенный
поворот экономики России к внешней
сфере.
В
настоящее время структура российской
экономики не позволяет в полной
мере обеспечить высокие и устойчивые
темпы роста. В отраслях, доминирующих
в структуре производства (топливно-энергетический
комплекс, металлургия), наблюдается
тенденция снижения темпов роста
и в связи с этим указанные
отрасли не смогут расти в долгосрочной
перспективе темпами выше 5 процентов.
Отрасли, которые могут развиваться
темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая,
лесная, производство строительных материалов,
отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные
отрасли промышленности, а также строительство
и связь), занимают в структуре экономики
менее одной трети.
Изменениям
структуры производства будут способствовать
развитие инфраструктуры, реализация
комплекса мер по повышению конкурентоспособности
и темпов роста ведущих секторов
экономики.
Комплекс
указанных мер включает следующие
основные направления:
1)Реализация
общесистемных мер, направленных
на снижение институциональных
барьеров, стимулирование спроса
на научно-техническую продукцию,
новую технику и технологии
и ускорение выбытия устаревшего
оборудования;
2)Повышение
эффективности действующих и
формирование новых государственных
финансовых институтов развития,
включение их ресурсов в реализацию
программ развития секторов экономики
и инфраструктуры;
3)Развитие
программно-целевого подхода к
структурным преобразованиям в
экономике и развитию инфраструктуры
на основе реализации федеральных
и ведомственных целевых программ;
4)Создание
особых экономических зон и
технико-внедренческих парков, формирование
территориально-производственных кластеров,
реализация программ содействия
развитию инновационной инфраструктуры,
промышленного дизайна и инжиниринговых
услуг, разработка стратегий развития
отдельных секторов экономики.
5)
Формирование конкурентной среды,
создание равных и предсказуемых
условий экономической деятельности
в России в целом, на конкретных
отраслевых рынках.
Стратегии
предусматривают реализацию проектов
развития, направленных на структурные
изменения в экономике, имеющие
существенный макроэкономический эффект
и влияющие на повышение национальной
конкурентоспособности и темпов роста
экономики в целом, и подразделяются на
следующие группы:
1)Стратегии
развития традиционных секторов
экономики или стратегии повышения
конкурентоспособности секторов, являющихся
основой современного экономического
роста и жизнеобеспечивающей
инфраструктуры. Их дополнительный
вклад в рост валового внутреннего
продукта в 2006-2015 годах прогнозируется
на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;
2)Стратегии
развития инновационных секторов,
определяющие переход от сырьевого
к инновационному развитию и
формирующие новые двигатели
экономического роста. Их дополнительный
вклад в прирост валового внутреннего
продукта может составить 0,8-1,1
процента в год. На рубеже 2011-2015
годов потенциальный вклад в
ускорение экономического роста
наукоемкой продукции и "экономики
знаний" сравняется с вкладом
традиционных секторов;
3)Стратегии
развития человеческого капитала,
предусматривающие в том числе формирование
рынка жилья и развитие жилищного строительства,
модернизацию образования, здравоохранения
и социально-трудовой сферы. Макроэкономический
эффект от реализации указанных стратегий
будет оказывать влияние на развитие традиционных
и высокотехнологичных секторов.3
Новый
этап структурной перестройки должен
будет расширить спрос на инвестиции
и расширить участие отечественных
производителей оборудования в осуществлении
инвестиционных проектов. Во многом структурная
перестройка будет опираться
на собственные финансы предприятий,
но также на более активное использование
банковских и финансовых институтов,
фондового рынка. Одним из важных
инструментов осуществления структурной
трансформации экономики будут
федеральные целевые программы. Основной
целью развития промышленности в таких
условиях будет повышение конкурентоспособности
продукции, технического уровня производства,
обеспечение выхода продукции научно-технического
сектора экономики, замещение импортной
продукции и перевод промышленного производства
в стадию стабильного роста.
Все
чаще в публикациях говорится
о необходимости перейти на наукоемкие
траектории развития и об использовании
в стране инновационного механизма.
Разработан документ «Основы политики
Российской Федерации в области
развития науки и технологий на период
до 2010 г. и дальнейшую перспективу»,
но пока нет реальных сдвигов в формировании
национальной инновационной системы и
переориентации проводимой экономической
политики на обеспечение высокотехнологического
промышленного роста.