Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.
Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39
Содержание
Введение
1. Структурирование национальной
экономики
2. Роль и место
структурной политики
3. Основные цели, задачи
и направления структурной
4. Методы реализации структурной
политики в условиях НТП
5. Этапы и инструменты
реализации структурной политики
Заключение
Список использованных
источников
Приложение
Введение
Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.
Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.
Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.
В современной России,
где целью экономических реформ
является переход к социально-
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – структурная политика.
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.
1. Структурирование национальной экономики
Структурная сложность
экономики как системы
В отечественной экономической
науке большое внимание уделено
структуре общественного
Однако проводимые сегодня в России радикальные экономические преобразования, переход к активному использованию развитых рыночных отношений по-новому ставят многие проблемы структуры экономики, ее структурной трансформации, формирования и развития пропорциональных связей. Особо речь идет о структуре рынка и его инфраструктуре, о территориальной конструкции экономики в условиях федерализации экономических отношений, о воспроизводстве в рамках народного хозяйства основных ресурсных факторов саморазвития. Многоаспектное видение экономики является исходной методологической базой для выделения различных видов ее структуры.
Организационно-функциональная структура выстраивает национальную экономику по уровням организации и управления, а также по уровням интересов, по способности этих уровней к автономному (в определенной мере) функционированию. Следовательно, она обеспечивает экономическую и структурную устойчивость. Критерий автономности функционирования дает основание для построения каркаса, несущей конструкции национальной экономики. Она выглядит иерархично структурированной от предприятия, корпорации, через региональную экономику, экономические зоны и территориальные комплексы к макроэкономическому уровню.
Организационно-функциональная структура национальной экономики России представлена в Приложении 11. В отличие от распространенного в отечественной экономической литературе деления отраслей на базовые и инфраструктурные (подчиненные задачам базовых) и выделения 3-х секторов, в данной схеме использованы разработки зарубежных специалистов. В ней учтены постиндустриальные тенденции, в том числе возрастание значения информации, в производстве которой создается до 1/3 общественного продукта, превращение торговли в особое продолжение производства, обеспечивающее 20% занятости и почти 16% ВВП. Принята во внимание особая динамичность отраслей социальной сферы, обеспечивающих в значительной степени воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов. Федерализация народного хозяйства подняла роль региональных экономик как подсистем в макросистеме. Это особая воспроизводственная целостная часть в национальной экономике.
Технологическая структура позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Она в условиях новой технологической революции в мировом хозяйстве становится одной из важнейших в структуре народного хозяйства в целом. Особенность ее в том, что она нуждается в систематическом мониторинге. Преобладание в народном хозяйстве России III-IV технологических укладов, отставание в ряде приоритетных технологических направлений от высокоразвитых стран должны вызывать тревогу во властных структурах, в научной среде, у каждого управленца за будущее Российской экономики.
В целом интеграция России в мировое хозяйство на основе структурной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных обрабатывающих отраслей может выступать в качестве важного фактора, стимулирующего продуктные инновации.
Необходимо также определить важнейшие технологические приоритеты государственной политики в области модернизации отечественного производства, чтобы обеспечить экономический рост в России на ее базе.
На макроуровне целесообразна селективная поддержка государством конкурентоспособных предприятий, причем важнейшим направлением ее концентрации должно стать стимулирование технической и технологической реконструкции производств или их модернизации на основе перспективных инноваций, соответствующих пятому и шестому технологическим укладам.
В настоящее время производство, техника, технология и вся экономика России еще не подготовлены ни к пятому, ни тем более к шестому технологическому укладу. Первопричиной сдерживания технологического обновления производства представляется отсутствие необходимых для этого финансовых ресурсов вследствие нехватки у предприятий оборотных средств и накоплений, неразвитости кредитных отношений.
Проводниками инновационной деятельности в мире выступают ТНК, деятельность которых выходит за пределы отдельных государств. Опыт отечественных предприятий, относительно преуспевших в области применения нововведений, показывает, что решать задачи инновационной деятельности можно только в условиях становления и развития пятого технологического уклада. Перспективной представляется государственная поддержка предприятий, разрабатывающих программы технического перевооружения, в части применения селективного подхода в процессах научно-технического прогресса и воспроизводстве с параллельно-последовательным использованием всех технических укладов, включая пятый2.
Распространение современных технологических укладов в России связано с гибкими производственными системами, сочетающими электронную автоматизированную безбумажную разработку проектов изготовления новых видов продукции и соответствующих технологий, осуществляемых на станках с числовым программным управлением. Эти процессы способны оказать позитивное воздействие на всю систему организации производства и экономических связей, а также на различные формы корпоративного управления экономикой.
Очевидно, что осуществить крупномасштабную модернизацию отраслей российской промышленности на основе пятого и шестого технологического уклада в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе не представляется возможным. В то же время модернизация на базе четвертого уклада будет означать консервацию неконкурентоспособности. Поэтому для большинства отраслей необходима программа двухэтапной модернизации основных производственных фондов на основе техники и технологии пятого уклада в среднесрочной перспективе (например, до 2014 г.) с постепенным наращиванием доли шестого – в долгосрочной.
Ресурсная структура. Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.
Наличие в структурной организации экономики кроме различных уровней, подсистем также еще и взаимосвязанных процессов позволило экономической науке предложить метод структурного анализа, базирующийся на использовании различных типов моделей, связанных друг с другом. Экономические процессы описываются с помощью разных моделей. Таковы технологические и технико-экономические модели (межотраслевого баланса, экономического равновесия и др.) Таковы еще и оптимизационные и вероятностные модели функционирования социально-экономических систем.
2. Роль и место структурной политики
Естественно, что структурная перестройка как обобщающий этап преобразований, на котором с особой силой обнажились наслоения структурных деформаций различных эпох, требует крупного финансового обеспечения.
Среди инвесторов в качестве крупнейшего в переходный период выступает государство. В его руках до настоящего времени сосредоточена значительная часть производственного потенциала. Но не только этим определяется значимость государства в современной экономике. Можно выделить ряд факторов, предопределяющих роль государства в осуществлении структурной перестройки.
Переход от политики
мягкого бюджетного финансирования
к жесткой системе
Государственная инвестиционная программа может распространяться на запущенные отрасли народного хозяйства, куда частник инвестировать не будет.
Важным инструментом государственного регулирования становится кредитная политика. Государство может маневрировать ставкой процента, что позволяет формировать структуру народного хозяйства исходя из интересов экономической стратегии.
В том же направлении
действует система
Степень воздействия государства на экономику не измеряется масштабами государственной собственности. И чем более низок удельный вес государственного сектора в экономике, тем разнообразнее и изощреннее становятся косвенные методы воздействия государства на процессы, происходящие в экономике.
Усиление этого воздействия диктуется и продолжающимся инвестиционным кризисом.