Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.
Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39
Должны быть полностью исключены меры, направленные на искусственное ограничение числа участников конкретного отраслевого рынка или на повышение степени его монополизации. В то же время следует учесть, что размеры рынка для ряда отраслей (сырьевой комплекс, тяжелое машиностроение, авиация, ВПК) выходят за национальные рамки. В этих случаях государство должно стимулировать формирование эффективных предприятий путем их укрупнения в национальном масштабе и образования межнациональных корпораций с российским участием.
Российское правительство серьезно озаботилось системным проведением структурной политики. При этом удалось создать несколько интересных и перспективных инструментов.
Однако представляется целесообразным осуществить комплекс мер по их совершенствованию и настройке8:
• Перейти от избыточного уклона в сторону политических деклараций и PR к четкой ориентации на реальные экономические эффекты и к увеличению масштабов применения основных инструментов структурной политики.
• Рассмотренные инструменты не должны оставаться изолированными элементами экономической политики. В настоящее время, например, присвоение статуса ОЭЗ или выделение финансирования из Инвестиционного фонда трактуются скорее как разовый бонус для соответствующего региона, а не как часть комплексной государственной политики. На самом деле, приоритетом при использовании структурных инструментов должно стать обеспечение значительного мультипликативного воздействия на смежные отрасли и территории, а не просто осуществление интересных, но обособленных проектов. Положительный опыт, полученный в ходе применения инструментов структурной политики, через некоторое время должен распространяться на всю страну, становясь общей нормой (например, снижение административных барьеров, отдельные налоговые льготы, расширение практики использования конкурсных механизмов).
• Необходимо постепенно переносить опыт проведения структурной политики на региональный уровень. При этом роль федерального центра должна заключаться скорее не в принуждении, а обучении и поддержке.
• Желательно сделать
рассмотренные инструменты
• Необходимо обеспечить дальнейшее снижение коррупционной емкости инструментов структурной политики (при отборе приоритетов, проведении конкурсов, распределении земельных участков и т.д.). Это можно осуществить за счет повышения всех процедур, особенно, четкого определения критериев отбора, а также путем увеличения зоны прямого нормативного регулирования.
• Желательно использовать синергетический эффект от одновременного применения сразу нескольких инструментов. Например, использование концессий для строительства и управления инфраструктурой особых экономических зон или сочетание механизма ОЭЗ и финансирования из Инвестиционного фонда.
В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:
• Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития.
Мировой опыт и исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и поддержание благосостояния нации, достигается при условии свободы частной инициативы, лишь там, где рыночная конкуренция обеспечивает реализацию частных интересов в интересах общества. Поэтому одним из главных принципов структурной политики является формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.
• Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику.
Государство будет осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и государственного присутствия в экономике. Вместе с тем, опыт 1990-х годов показал, что в ряде отраслей и секторов (прежде всего, в крупной обрабатывающей промышленности) неэффективный собственник в лице государства лучше, чем отсутствие какого-либо собственника. Задачей государства в среднесрочной перспективе при неизменности стратегических приоритетов здесь будет формирование предпосылок для появления эффективного частного собственника – путем содействия консолидации распыленных пакетов акций, освобождения предприятий от избыточных обязательств и создания условий для конкуренции.
• Открытость экономики. Национальная экономика сегодня не может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Поэтому структурная политика должна обеспечивать интеграцию в систему мирохозяйственных связей отдельных рынков, отраслей или секторов национальной экономики.
Соответственно, любые меры протекционизма должны носить временный и экономический, а не запретительный характер.
• Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Главной проблемой российской экономики остаются многочисленные ограничения и препятствия для развития бизнеса на микроуровне. Их устранение является одним из главных инструментов структурной политики, позволяющим в полной мере реализоваться частной предпринимательской инициативе. Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства государства в функционирование конкретных предприятий должно сопровождаться целенаправленными и настойчивыми действиями государства по формированию стратегических направлений развития российской экономики.
• Воспроизводство кадрового потенциала. В современной экономике человеческий капитал оказывается едва ли не более значимым, чем финансовые активы. Однако в силу долгосрочности образовательных процессов свободный рынок может быть недостаточным в этой сфере. Поэтому одним из стратегических инструментов воздействия государства на экономику является обеспечение адекватных условий для развития человеческого капитала.
Заключение
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные адаптации, вызванные конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.
В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации. Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.
И все же, структурная
политика должна в первую очередь
способствовать сохранению существующего
экономического потенциала как основы
будущих структурных
В настоящее время, политика Правительства Российской Федерации направлена не просто на экономический рост, а на новое качество развития. На данный момент практически завершен первый этап формирования новой структурной политики, основной задачей которого является создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.
Новая структурная политика России во многом отличается от политики, проводимой на протяжении предыдущего периода. Основным отличием является то, что государство будет постепенно отходить от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.
Стратегией Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата для всей экономики. Продолжается разработка и реализация мер, обеспечивающих конкуренцию как основной двигатель прогресса, развитие финансовой инфраструктуры, условий для бизнеса в России с учетом мнения деловых кругов и российских граждан.
На сегодня же есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований в России и темпов роста, которые запланированы в среднесрочной программе Правительства, Российская Федерация в ближайшее время станет динамично и устойчиво развивающейся страной.
Страной, которая будет привлекательна для инвестиций, где будут защищаться права собственника, гарантировано право любого инвестора на защиту результатов его труда и получение той нормы прибыли, которую может гарантировать только устойчиво развивающаяся экономика. Добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской экономики станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
Список использованных источников
Приложение 1
Организационно-функциональная структура национальной экономики
1 Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень / Под ред. В.И. Кушлина. М.: Экономика, 2005. – с.218.
2 Фетисов А.С. Структурная политика в Российской
экономике: принципы , приоритеты, механизм.
// Научная электронная библиотека/ режим
доступа http://elibrary.ru/download/
3 Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999. –С.452-453
4 http://www.government.ru/ Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2010 года
5 Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.2006. №9-С.7.
6 Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист.2006. №2-С.33.
7 Ясин Е. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики.-2007. -№8. – с.87.
8 Фурщик М.А. Новые инструменты российской структурной политики // Российский экономический журнал. – 2007. - № 3. – с.87.