Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.

Оглавление

Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39

Файлы: 1 файл

викуше курсач.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Должны быть полностью исключены меры, направленные на искусственное ограничение числа участников конкретного отраслевого рынка или на повышение степени его монополизации. В то же время следует учесть, что размеры рынка для ряда отраслей (сырьевой комплекс, тяжелое машиностроение, авиация, ВПК) выходят за национальные рамки. В этих случаях государство должно стимулировать формирование эффективных предприятий путем их укрупнения в национальном масштабе и образования межнациональных корпораций с российским участием.

Российское  правительство серьезно озаботилось  системным проведением структурной политики. При этом удалось создать несколько интересных и перспективных инструментов.

Однако представляется целесообразным осуществить комплекс мер по их совершенствованию и  настройке8:

• Перейти от избыточного уклона в сторону  политических деклараций и PR к четкой ориентации на реальные экономические эффекты и к увеличению масштабов применения основных инструментов структурной политики.

• Рассмотренные  инструменты не должны оставаться изолированными элементами экономической политики. В настоящее время, например, присвоение статуса ОЭЗ или выделение финансирования из Инвестиционного фонда трактуются скорее как разовый бонус для соответствующего региона, а не как часть комплексной государственной политики. На самом деле, приоритетом при использовании структурных инструментов должно стать обеспечение значительного мультипликативного воздействия на смежные отрасли и территории, а не просто осуществление интересных, но обособленных проектов. Положительный опыт, полученный в ходе применения инструментов структурной политики, через некоторое время должен распространяться на всю страну, становясь общей нормой (например, снижение административных барьеров, отдельные налоговые льготы, расширение практики использования конкурсных механизмов).

• Необходимо постепенно переносить опыт проведения структурной политики на региональный уровень. При этом роль федерального центра должна заключаться скорее не в принуждении, а обучении и поддержке.

• Желательно сделать  рассмотренные инструменты более  гибкими, сняв избыточные ограничения.

• Необходимо обеспечить дальнейшее снижение коррупционной  емкости инструментов структурной  политики (при отборе приоритетов, проведении конкурсов, распределении земельных  участков и т.д.). Это можно осуществить  за счет повышения всех процедур, особенно, четкого определения критериев отбора, а также путем увеличения зоны прямого нормативного регулирования.

• Желательно использовать синергетический эффект от одновременного применения сразу нескольких инструментов. Например, использование концессий для строительства и управления инфраструктурой особых экономических зон или сочетание механизма ОЭЗ и финансирования из Инвестиционного фонда.

В целом в  современных условиях структурная  политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

• Конкурентный рынок как главный регулятор  экономического развития.

Мировой опыт и  исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и поддержание благосостояния нации, достигается при условии свободы частной инициативы, лишь там, где рыночная конкуренция обеспечивает реализацию частных интересов в интересах общества. Поэтому одним из главных принципов структурной политики является формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

• Минимизация  и оптимизация государственного вмешательства в экономику.

Государство будет  осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и государственного присутствия в экономике. Вместе с тем, опыт 1990-х годов показал, что в ряде отраслей и секторов (прежде всего, в крупной обрабатывающей промышленности) неэффективный собственник в лице государства лучше, чем отсутствие какого-либо собственника. Задачей государства в среднесрочной перспективе при неизменности стратегических приоритетов здесь будет формирование предпосылок для появления эффективного частного собственника – путем содействия консолидации распыленных пакетов акций, освобождения предприятий от избыточных обязательств и создания условий для конкуренции.

• Открытость экономики. Национальная экономика сегодня  не может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Поэтому структурная политика должна обеспечивать интеграцию в систему мирохозяйственных связей отдельных рынков, отраслей или секторов национальной экономики.

Соответственно, любые меры протекционизма должны носить временный и экономический, а не запретительный характер.

• Либерализация  экономической деятельности на микроуровне. Главной проблемой российской экономики остаются многочисленные ограничения и препятствия для развития бизнеса на микроуровне. Их устранение является одним из главных инструментов структурной политики, позволяющим в полной мере реализоваться частной предпринимательской инициативе. Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства государства в функционирование конкретных предприятий должно сопровождаться целенаправленными и настойчивыми действиями государства по формированию стратегических направлений развития российской экономики.

• Воспроизводство  кадрового потенциала. В современной  экономике человеческий капитал оказывается едва ли не более значимым, чем финансовые активы. Однако в силу долгосрочности образовательных процессов свободный рынок может быть недостаточным в этой сфере. Поэтому одним из стратегических инструментов воздействия государства на экономику является обеспечение адекватных условий для развития человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание  макроэкономического равновесия в  рыночном хозяйстве. Основной целью  структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

Неизменно, под  влиянием научно- технического прогресса  происходят структурные адаптации, вызванные конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением  темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации. Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.

И все же, структурная  политика должна в первую очередь  способствовать сохранению существующего  экономического потенциала как основы будущих структурных преобразований экономики России.

В настоящее  время, политика Правительства Российской Федерации направлена не просто на экономический рост, а на новое качество развития. На данный момент практически завершен первый этап формирования новой структурной политики, основной задачей которого является создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.

Новая структурная политика России во многом отличается от политики, проводимой на протяжении предыдущего периода. Основным отличием является то, что государство будет постепенно отходить от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

Стратегией Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата для всей экономики. Продолжается разработка и реализация мер, обеспечивающих конкуренцию как основной двигатель прогресса, развитие финансовой инфраструктуры, условий для бизнеса в России с учетом мнения деловых кругов и российских граждан.

На сегодня же есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований в России и темпов роста, которые запланированы в среднесрочной программе Правительства, Российская Федерация в ближайшее время станет динамично и устойчиво развивающейся страной.

Страной, которая будет привлекательна для инвестиций, где будут защищаться права собственника, гарантировано право любого инвестора на защиту результатов его труда и получение той нормы прибыли, которую может гарантировать только устойчиво развивающаяся экономика. Добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской экономики станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики /Под ред. В.И. Кушлина и Н.А. Волгина.  М.:  Экономика, 2005.- 378 с.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень / Под ред.  В.И. Кушлина.  М.: Экономика, 2005. – 348 с.
  4. Гринберг Р.С. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики / Российский экономический журнал. - 2007. - № 6.
  5. Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. – 2003. – № 7.
  6. Ермолаев С. А. Структурная политика государства в механизме экономического роста: учебное пособие/С.А.Ермолаев, С. Г. Капканщиков.- Ульяновск: УлГТУ,2005.
  7. Илларионов А. Природа рынка.//  Вопросы экономики. - 2005. - №3. – с. 45
  8. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N 6. - С.29-37.
  9. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру // Общество и экономика. - 2008. - N 6. - С.28-57.
  10. Крючкова П.В., Шаститко А.Е. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования// Общественные науки и современность. - 2006. - № 4.- С. 21-31. 
  11. Кураков Л. П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999.
  12. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.- 2006.-  №9.
  13. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы экономики России// Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 6. - с.46-48
  14. Мостовая Е.Б.Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
  15. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб -метод.пособие. - Мн.: Интерсервис, Экоперспектива, 2004.
  16. Нешитой А. Необходима смена приоритетов// Экономист. - 2006. - №2.
  17. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики - М.: Инфра-М, 2007. – 375 с.
  18. Основы национальной экономики: учеб. пособие / науч. ред. Сидорович А.В. и др. - М.: Дело и сервис, 2009. - 529 с.
  19. Петров, М.Н. Основы экономики и предпринимательства. Изд.второе. / М.Н.Петров. - М. - СПб.: ИД «Герда», 2006.  – 612 с.
  20. Расулев А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис / А.Расулев, С.Воронин // Общество и экономика. - 2009. - N 1. - С.70-83.
  21. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005. - 261с.
  22. Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист.- 2006.- №2.
  23. Фетисов А.С. Структурная политика в Российской экономике: принципы , приоритеты, механизм. // Научная электронная библиотека/ режим доступа   http://elibrary.ru/download/25695016.pdf
  24. Фурщик М.А. Новые инструменты российской структурной политики // Российский экономический журнал. – 2007. - № 3. – с.87-91.
  25. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости,  1995. – 421 с.
  26. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: Власть и бизнес. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2005. - 714с.
  27. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой - М.: ЮНИТИ, 2007.
  28. Ясин.Е. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. – 2007. - №8.
  29. http://www.government.ru/ - Официальный сайт Правительства РФ
  30. http://www.economy.gov.ru/ - Сайт министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Организационно-функциональная структура национальной экономики

1 Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень / Под ред.  В.И. Кушлина.  М.: Экономика, 2005. –  с.218.

2 Фетисов А.С. Структурная политика в Российской экономике: принципы , приоритеты, механизм. // Научная электронная библиотека/ режим доступа http://elibrary.ru/download/25695016.pdf

3 Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999. –С.452-453

4 http://www.government.ru/ Основные направления  деятельности правительства Российской Федерации на период до 2010 года

5 Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.2006. №9-С.7.

6 Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист.2006. №2-С.33.

7 Ясин Е. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики.-2007. -№8. – с.87.

8 Фурщик М.А. Новые инструменты российской структурной политики // Российский экономический журнал. – 2007. - № 3. – с.87.


Информация о работе Структурная политика государства