Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.

Оглавление

Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39

Файлы: 1 файл

викуше курсач.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Остановить  процесс деиндустриализации призвана единая инвестиционная политика в комплексе  с другими мерами. Такая политика включает управление процессами: консолидации крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников, перелива финансов между секторами, отраслями и регионами, эффективного их приложения для целенаправленного проведения структурных сдвигов. В проведении единой инвестиционной политики только государство располагает мощным арсеналом средств экономического воздействия. Налоговой, ценовой, таможенной политикой оно полностью формирует экономическую среду и уже этим предопределяет возможности и ориентиры структурно-инвестиционных перемен.

Основным инструментом инвестиционного оживления остается бюджетное инвестирование. Несмотря на резкое сокращение инвестиций в государственном бюджете, бюджетные инвестиции — по ряду причин — по-прежнему ключевые в финансовом обеспечении структурных преобразований. Рост дефицита государственного бюджета является еще недостаточным аргументом, чтобы отводить бюджету второстепенную роль в переходный период.

Во-первых, главенство государственного бюджета как аккумулятора инвестиционных средств проистекает  из той связующей перераспределительной  функции экономических процессов, которые протекают в целом в народном хозяйстве. Никакой другой финансовый фонд не может с ним сравниться в силу локальной привязки и по происхождению, и по использованию. Бюджетные инвестиции базируются на активах государства и им гарантируются материально.

Во-вторых, использование  бюджетных инвестиций имеет более  высокую прямую управляемость со стороны правительства, в ведении  которого находится координация  наиболее крупных пропорций структурных  преобразований. А потому бюджетные инвестиции оказываются более мобильными в оперативном обеспечении и поддержании сбалансированности структурных народнохозяйственных сдвигов и целевом приложении массированных финансовых вливаний. В условиях принятия экстренных мер по выходу из кризиса десятилетиями отлаженные каналы бюджетного инвестирования с его банковско-снабженческим механизмом могут быть применены для перераспределения других видов инвестиций. Это становится актуальным в связи с формированием смешанных секторов государственно-частных форм собственности и становлением долевых принципов инвестирования. Инвестиционные потоки сливаются в этом случае воедино и как бюджетное инвестирование.

Говоря о  первенстве бюджетного перед другими  видами инвестирования, следует иметь  в виду масштабность сфер его приложения. Наибольшую эффективность оно может оказать в обеспечении функционирования длительных производственно-технологических целей и крупных комплексов, имеющих народнохозяйственное значение. Известно, что в таких целях есть наиболее узкие места. Они проявляются в движении финансовых средств в направлении, обратном движению поставляемых товарно-материальных ценностей. Так, расчеты потребителей продукции машиностроения позволяют машиностроителям рассчитаться с металлургами, а тем в свою очередь — с энергетиками и добытчиками топлива. И всем, в конечном счете, из полученных средств сделать отчисления на капитальные вложения. Для ликвидации таких узких мест могли бы быть применены бюджетные средства.

Словом, исходя из значимости государственного бюджета и содержания реструктуризации производства, пополнение бюджетных инвестиций крайне важно, и без них осуществить сколько-нибудь существенные структурные преобразования не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  цели, задачи и направления структурной политики

 

Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание  макроэкономического равновесия в  рыночном хозяйстве. Основной целью  структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

При решении  этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.3

В настоящее  время структура российской экономики  не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.

Изменениям  структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности  и темпов роста ведущих секторов экономики.

Комплекс указанных  мер включает следующие основные направления:

1)Реализация  общесистемных мер, направленных  на снижение институциональных  барьеров, стимулирование спроса  на научно-техническую продукцию,  новую технику и технологии  и ускорение выбытия устаревшего оборудования;

2)Повышение  эффективности действующих и  формирование новых государственных  финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию  программ развития секторов экономики  и инфраструктуры;

3)Развитие программно-целевого  подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;

4)Создание особых  экономических зон и технико-внедренческих  парков, формирование территориально-производственных  кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.

5) Формирование  конкурентной среды, создание  равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Стратегии предусматривают  реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:

1)Стратегии  развития традиционных секторов  экономики или стратегии повышения  конкурентоспособности секторов, являющихся  основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2010-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

2)Стратегии  развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого  к инновационному развитию и  формирующие новые двигатели  экономического роста. Их дополнительный  вклад в прирост валового внутреннего  продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;

3)Стратегии  развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе  формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.

Новый этап структурной  перестройки должен будет расширить  спрос на инвестиции и расширить  участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка  будет опираться на собственные  финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. 4

Все чаще в публикациях  говорится о необходимости перейти  на наукоемкие траектории развития и  об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы  политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.5

В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.

Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.

 

 

 

 

 

4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП

 

До сих пор мы исследовали  структуру национального хозяйства в её качественно неизменном состоянии. Между тем для эпохи научно-технической революции характерны динамические перемены в этой структуре. Научно-техническая революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры национальной экономики многих как развитых, так и развивающихся стран, породив ряд созидательных тенденций.

Первая тенденция: НТР  вызвала к жизни множество  принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники, роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.

Вторая тенденция: НТР  наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых  комплексов. Примером тому служит ракетно-космический  комплекс, в котором взаимодействует  огромное количество предприятий разного профиля.

НТР способствовала появлению  множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых  продуктов, отличающихся более высоким  качеством. Благодаря этому многие традиционные отрасли преобразовались  в мощные и сильно обновленные  промышленные комплексы, где взаимодополняются старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы.

Наряду со структурообразующей  ролью НТР оказывает также  и прямо противоположное - разрушающее воздействие на воспроизводственную структуру. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.

Третья тенденция: НТР  привела к свертыванию и упадку отраслей хозяйства, создающих изделия  из натурального сырья (торфяная, угольная промышленность, черная металлургия). Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими наукоемкими отраслями, что ведет к определенной несбалансированности макроэкономики и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т. п.).

Четвертая тенденция: НТР  настолько расширяет масштабы и  интенсифицирует производство, что  ускоренно разрушает экологическое  равновесие (добыча угля, нефти, металлических  руд, развитие черной и цветной металлургии, нефтехимии, производстве пестицидов, ядохимикатов и др.).

Со всей очевидностью можно утверждать: современное научно-техническое  развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс - изменения  к худшему. Научно-технический регресс  в области макроэкономической структуры может вызывать нестабильность народного хозяйства.

Теперь следует  рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для  каждой составной части национального  хозяйства в условиях научно-технического прогресса.

Воспроизводственная структура:

Здесь структурная  политика включает меры государства, стимулирующие  рост эффективности распределения  ресурсов между конкурирующими областями  их применения, эффективности использования  факторов производства. Сюда относятся:

  • обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов (разработка и принятие законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность в стране и ставящих экономические субъекты в равные условия);
  • поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация);
  • налоговые реформы, в том числе регулирования налоговых ставок на сбережения;
  • реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых рынках,
  • перераспределение национального дохода в целях формирования оптимального соотношения между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях.

Информация о работе Структурная политика государства