Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.
Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39
Остановить процесс деиндустриализации призвана единая инвестиционная политика в комплексе с другими мерами. Такая политика включает управление процессами: консолидации крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников, перелива финансов между секторами, отраслями и регионами, эффективного их приложения для целенаправленного проведения структурных сдвигов. В проведении единой инвестиционной политики только государство располагает мощным арсеналом средств экономического воздействия. Налоговой, ценовой, таможенной политикой оно полностью формирует экономическую среду и уже этим предопределяет возможности и ориентиры структурно-инвестиционных перемен.
Основным инструментом инвестиционного оживления остается бюджетное инвестирование. Несмотря на резкое сокращение инвестиций в государственном бюджете, бюджетные инвестиции — по ряду причин — по-прежнему ключевые в финансовом обеспечении структурных преобразований. Рост дефицита государственного бюджета является еще недостаточным аргументом, чтобы отводить бюджету второстепенную роль в переходный период.
Во-первых, главенство
государственного бюджета как аккумулятора
инвестиционных средств проистекает
из той связующей
Во-вторых, использование бюджетных инвестиций имеет более высокую прямую управляемость со стороны правительства, в ведении которого находится координация наиболее крупных пропорций структурных преобразований. А потому бюджетные инвестиции оказываются более мобильными в оперативном обеспечении и поддержании сбалансированности структурных народнохозяйственных сдвигов и целевом приложении массированных финансовых вливаний. В условиях принятия экстренных мер по выходу из кризиса десятилетиями отлаженные каналы бюджетного инвестирования с его банковско-снабженческим механизмом могут быть применены для перераспределения других видов инвестиций. Это становится актуальным в связи с формированием смешанных секторов государственно-частных форм собственности и становлением долевых принципов инвестирования. Инвестиционные потоки сливаются в этом случае воедино и как бюджетное инвестирование.
Говоря о
первенстве бюджетного перед другими
видами инвестирования, следует иметь
в виду масштабность сфер его приложения.
Наибольшую эффективность оно может оказать
в обеспечении функционирования длительных
производственно-
Словом, исходя из значимости государственного бюджета и содержания реструктуризации производства, пополнение бюджетных инвестиций крайне важно, и без них осуществить сколько-нибудь существенные структурные преобразования не представляется возможным.
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.3
В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
Изменениям
структуры производства будут способствовать
развитие инфраструктуры, реализация
комплекса мер по повышению
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1)Реализация
общесистемных мер,
2)Повышение
эффективности действующих и
формирование новых
3)Развитие программно-
4)Создание особых
экономических зон и технико-
5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают
реализацию проектов развития, направленных
на структурные изменения в
1)Стратегии
развития традиционных
2)Стратегии
развития инновационных
3)Стратегии
развития человеческого
Новый этап структурной
перестройки должен будет расширить
спрос на инвестиции и расширить
участие отечественных
Все чаще в публикациях
говорится о необходимости
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.
Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП
До сих пор мы исследовали структуру национального хозяйства в её качественно неизменном состоянии. Между тем для эпохи научно-технической революции характерны динамические перемены в этой структуре. Научно-техническая революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры национальной экономики многих как развитых, так и развивающихся стран, породив ряд созидательных тенденций.
Первая тенденция: НТР вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники, роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.
Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разного профиля.
НТР способствовала появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому многие традиционные отрасли преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где взаимодополняются старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы.
Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное - разрушающее воздействие на воспроизводственную структуру. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.
Третья тенденция: НТР привела к свертыванию и упадку отраслей хозяйства, создающих изделия из натурального сырья (торфяная, угольная промышленность, черная металлургия). Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими наукоемкими отраслями, что ведет к определенной несбалансированности макроэкономики и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т. п.).
Четвертая тенденция: НТР
настолько расширяет масштабы и
интенсифицирует производство, что
ускоренно разрушает
Со всей очевидностью
можно утверждать: современное научно-
Теперь следует рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса.
Воспроизводственная структура:
Здесь структурная политика включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся: