Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.

Оглавление

Введение 3
1. Структурирование национальной экономики 5
2. Роль и место структурной политики 10
3. Основные цели, задачи и направления структурной политики 14
4. Методы реализации структурной политики в условиях НТП 18
5. Этапы и инструменты реализации структурной политики 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39

Файлы: 1 файл

викуше курсач.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Социальная  структура:

В этом случае основными  направлениями структурной политики являются:

  • поддержка определённых слоев населения (льготы, субсидии, различные пособия);
  • обеспечение гарантии права на труд: регламентация условий труда (уровень минимальной оплаты, продолжительность рабочей недели и т.д.).
  • укрепление научного потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исследовательских организаций;
  • обеспечение экологической безопасности предприятий.

Отраслевая  структура:

Здесь стоит  остановиться поподробнее. Одной из основных частей структурной политики является промышленная политика — совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТР постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима.

Территориальная структура:

Здесь имеет  место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.

Внешнеторговая структура:

В ряде случаев  регулирование совокупного предложения  допускало возможность прямого  субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие в результате НТП и востребованные на мировом рынке.

Инфраструктура:

В этой части  национального хозяйства структурная  политика предполагает совершенствование  рынков труда (в том числе организация  новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации, что нередко возникает в условиях НТР, когда появляются новые отрасли хозяйства, где необходимы новые знания и навыки работников).

В области политики стимулирования совокупного предложения  можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.

Следует отметить, что  наиболее активно данное направление  экономической политики проявилось в Германии и Франции. Менее энергично  оно реализуется, например, в США.

Безусловно, для  того, чтобы определиться с направлением деятельности структурной политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики исходя из анализа структуры национального хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным условием для проведения структурной политики, что будет нами рассмотрена в следующей части данной главы.

Главная проблема данного вида экономической политики заключается в том, что задачи государства в области структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Поэтому структурная политика должна быть достаточно гибкой. Можно привести следующий пример.

Если правительство будет оказывать прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых в конкурентной борьбе значительно снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении уместна лишь косвенная помощь.

Интересна в  этом смысле, например, позиция Министерства экономики Германии. Оно дает рекомендации частному сектору и с надеждой ожидает выполнения предложенного  варианта, не имея возможности требовать обязательного исполнения. Согласно установке Министерства экономики разработанная государством концепция экономической структуры нарушала бы права и интересы субъектов свободной частной экономики.

Определяющим  критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.

Селективность структурных сдвигов диктует  необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной  деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.

Составным элементом  реализации селективной государственной  структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России). Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.

Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.6

Проведение  целостной государственной структурной  политики требует осторожности и  взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.

Концепция структурной  перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

- топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные инвестиции;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, способные поставлять  продукцию на экспорт (авиакосмическая,  энергетическое машиностроение, отчасти  станкостроение). Они нуждаются в  государственной поддержке на  внутреннем и внешнем рынках;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, которые могут быть  конкурентоспособными на внутреннем  рынке (автомобильная, сельскохозяйственное  машиностроение, пищевая). Развитие  этих отраслей напрямую зависит  от умеренно протекционистских  мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.7

В России за годы реформ в структуре ВВП резко  выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Таким образом, основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этапы  и инструменты реализации структурной  политики

 

Важной составляющей структурной политики, имеющей самостоятельное значение, является регулирование отраслевых рынков. Такое регулирование предполагает:

1) формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, что должно происходить не только в масштабе всей экономики, но и в масштабе отдельных отраслевых рынков.

2) стимулирование  экономического роста на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов.

3) поддержку  формирования эффективных предприятий  (что связано как с интеграционными процессами, так и с освобождением предприятий от “отягчающих” элементов их имущественных комплексов).

В условиях хронического недостатка инвестиционных и оборотных  средств предприятий и огромных разрывов в доходности бизнеса между отраслевыми рынками межотраслевой перелив капитала крайне затруднен. Задача преодоления высокой сегментации отраслевых рынков требует выработки для них специфических инструментов регулирования. К таким инструментам относятся:

- Отраслевые соглашения, заключаемые на основе предлагаемых правительством среднесрочных и долгосрочных целевых ориентиров и прогнозов. В силу неэффективности государственного аппарата необходимо обеспечить передачу ряда регулятивных и арбитражных функций, включая надзор за соблюдение конкурентного режима на отраслевом рынке, на ассоциации участников этого рынка. В силу наглядности (обозримости для участников) отраслевых рынков такое регулирование будет иметь транспарентный характер;

- “Тонкая настройка” таможенного и налогового режима для специфических категорий товаров и услуг;

- Создание целевых кредитных и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта и освоение новых сегментов внутреннего рынка (в случае институтов с государственным участием необходимо обеспечить прозрачность процедур кредитования, их конкурсный или аукционный характер);

- Преобразование имущественных комплексов с использованием различных форм участия государства как собственника, в том числе “моментное” участие государства с последующей приватизацией его доли;

- Отраслевые программы кадрового и информационного развития, создание центров качества, формирование логистической и специфической транспортной инфраструктуры отраслевых рынков (как правило, на основе софинансирования или льготного кредитования соответствующих инвестиций).

Обязательными условиями использования специфических инструментов регулирования является соблюдение режима их единства для всех участников данного отраслевого рынка (исключаются как преференции для отдельных “перспективных” предприятий, так и для резидентов), прозрачности (меры публично обсуждаются перед их введением и являются полностью транспарентными для всех участников рынка), предсказуемости (все изменения вводятся не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования).

Информация о работе Структурная политика государства