Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.90 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В период рыночных преобразований значение структурной политики как  важнейшего инструмента регулирования  процесса текущего функционирования и  перспективного развития народнохозяйственного  комплекса существенно возрастает, что является следствием изменения  условий осуществления хозяйственной  деятельности, роста самостоятельности  и ответственности организационно-правовых структур при реализации стратегически  ориентированных инвестиционных мер.

Рациональная структурная  политика должна обеспечивать повышение  эффективности использования ограниченных финансовых, трудовых, материальных ресурсов национальной экономики в процессе роста конкурентоспособности предприятий  и учреждений, осуществляющих производство товаров и услуг и их последующую  реализацию на национальном и мировом  рынках.

Необходимость формирования эффективной структурной политики, направленной на ликвидацию сложившихся диспропорций в процессе экономического и социального развития народного хозяйства Российской Федерации, обусловлена также отсутствием рациональной структуры рыночных институтов, обеспечивающей перераспределение ограниченных материальных, трудовых, финансовых ресурсов в условиях экономического роста, что приводит к усилению роли государства на макроуровне.

Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов  ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.

Объектом исследования является структурная политика государства и инструменты ее реализации в современной России.

Предмет исследования - закономерности формирования и реализации инструментов структурной политики государства, особенности их проявления в российской экономике.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

  • исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
  • проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
  • изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
  • оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
  • проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
  • оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
  • исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.

Теоретической основой исследования явились работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов.

В исследовании  использованы общенаучные  методы  исследования,  как   анализ  и  синтез,  методы статистической  обработки  информации,  системный  подход,  методологического  и  математического   моделирования,  экспертных  оценок.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Сущность  и содержание  структурной политики

 

1.1. Структурная политика: понятие и особенности

 

Стабилизация национального  хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Под структурной политикой  понимается деятельность государства, ветвей власти, властных органов направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций в национальной экономики.1

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции  формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство  не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется  с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Рыночный механизм сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое воздействие на пропорции  национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Пропорции национального  хозяйства группируются следующим  образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации  национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

Структурная политика направлена на поддержание пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Каждый элемент экономической  системы имеет свою структуру. Деятельность государства по регулированию структуры национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем - на стратегическую и тактическую.

Структурная политика оказывает  воздействие, прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Кроме того, структурная  политика охватывает мероприятия по формированию и управлению отраслевой структурой производства, аспекты территориального размещения производительных сил общества, региональную структуру, инфраструктуру, включая информационное обеспечение  развития производств, организацию  рынков труда, промышленно-инвестиционную политику, специальные методы стимулирования межсекторных взаимодействий, включая  взаимодействие банковского, финансового  и реального секторов экономики. Очень важной составляющей структурной  политики выступает формирование научно-технологической  структуры производства в различных  секторах деятельности, формирование пропорций между малым, средним, крупным бизнесом и государственным  сектором.

Смысл структурной перестройки  состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить  сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной  к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности. Возможно усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, что потребует принятия соответствующих мер.

1.2. Основные направления, цели и задачи структурной политики

 

Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование  производства на основе использования  достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния.

Главной задачей структурной  политики является создание условий  для устойчивого долгосрочного  экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом  на внутреннем и внешнем рынках или  служащей национальным интересам.2

Важной задачей структурной  политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства  формированию конкурентоспособных  отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров  и услуг на внешний рынок.

Важным компонентом всякой структурной политики является нацеливание - скоординированные государственные  мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

 В мировой практике  существует несколько критериев  для выбора нацеливаемых отраслей:

- традиционный: поддерживаются  депрессивные (стагнирующие) отрасли,  переживающие период структурного  кризиса и нуждающиеся либо  в свертывании производства, либо  его перемещении в другие страны (с более благоприятной структурой  издержек), либо модернизации для  удержания конкурентных позиций; 

- поддержка молодых наукоемких  отраслей с перспективой повышения  конкурентоспособности; 

- нацеливание осуществляется  в направлении отраслей с высокой  добавленной стоимостью в расчете  на 1 работника; 

- выделяются отрасли с  большими сопряженными связями,  оказывающими наибольшее воздействие  на всю остальную экономику; 

- ответная реакция на  аналогичное нацеливание в других  странах; 

- выделяются отрасли с  наибольшими положительными внешними  эффектами (в виде распространения  результатов НИОКР, знаний, создания  дополнительной занятости и т.п.).

Оборотной стороной нацеливания  является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального  хозяйства - вплоть до их уничтожения (поэтому  не случайно, что структурные изменения  сопровождаются конфликтными политическими  процессами и поисками компромиссов).

Особое значение имеет  политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая  перестройка происходит стихийно с  самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных)3.

Инструментами структурной  политики государства становятся федеральные  и ведомственные целевые программы, прямое финансирование и выборочные льготы, льготный лизинг и политически  мотивированный государственный заказ, заградительные таможенные тарифы и  другие ограничения, особые экономические зоны, Инвестиционный фонд, концессии, национальные проекты и создание интегрированных структур.

 

 

Одним из главных направлений  структурной политики формирование финансовой системы, которая могла  бы аккумулировать временно свободные  средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным  образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия  государства в инвестициях и  предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать  наиболее выгодными инвестиции в  наиболее эффективные объекты реального  сектора.

Государство, фактически, пытается активизировать бизнес на тех направлениях, которые считает приоритетными. Этот подход представляется более рыночным и эффективным. Однако на практике далеко не все получается так позитивно, как хотелось бы. Большинство инструментов частно - государственного партнерства  не подразумевает равноправия сторон, а имеет явный крен в пользу государства. Несмотря на использование  конкурсных механизмов, остаются большие  возможности для субъективизма  при принятии ключевых решений.

Внедряемые новые инструменты  структурной политики требуют высокой  квалификации и добросовестного  отношения к работе государственных  служащих при отборе, управлении и  контроле за проектами, что на сегодняшний  день достижимо только в относительно небольшом числе случаев. Кроме  того, далеко не все перспективные  темы по разным причинам могут быть оперативно и качественно подготовлены для конкурсного отбора (например, из-за нехватки средств на разработку и/или софинансирование проекта, недостаточной  квалификации кадров и отсутствия необходимой  информации на местах).4

Информация о работе Структурная политика государства