Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.
ВВЕДЕНИЕ
В период рыночных преобразований
значение структурной политики как
важнейшего инструмента регулирования
процесса текущего функционирования и
перспективного развития народнохозяйственного
комплекса существенно
Рациональная структурная
политика должна обеспечивать повышение
эффективности использования
Необходимость формирования эффективной структурной политики, направленной на ликвидацию сложившихся диспропорций в процессе экономического и социального развития народного хозяйства Российской Федерации, обусловлена также отсутствием рациональной структуры рыночных институтов, обеспечивающей перераспределение ограниченных материальных, трудовых, финансовых ресурсов в условиях экономического роста, что приводит к усилению роли государства на макроуровне.
Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Объектом исследования является структурная политика государства и инструменты ее реализации в современной России.
Предмет исследования - закономерности формирования и реализации инструментов структурной политики государства, особенности их проявления в российской экономике.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
Теоретической основой исследования явились работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов.
В исследовании использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, методы статистической обработки информации, системный подход, методологического и математического моделирования, экспертных оценок.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Сущность и содержание структурной политики
1.1. Структурная политика: понятие и особенности
Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.
Под структурной политикой понимается деятельность государства, ветвей власти, властных органов направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций в национальной экономики.1
В условиях многоукладного
рыночного хозяйства пропорции
формируются в результате взаимодействия
спроса и предложения. Государство
не может произвольно их устанавливать.
В то же время рыночный механизм
неудовлетворительно
Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.
Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.
Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.
Структурная политика направлена
на поддержание
Каждый элемент экономической системы имеет свою структуру. Деятельность государства по регулированию структуры национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем - на стратегическую и тактическую.
Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Кроме того, структурная политика охватывает мероприятия по формированию и управлению отраслевой структурой производства, аспекты территориального размещения производительных сил общества, региональную структуру, инфраструктуру, включая информационное обеспечение развития производств, организацию рынков труда, промышленно-инвестиционную политику, специальные методы стимулирования межсекторных взаимодействий, включая взаимодействие банковского, финансового и реального секторов экономики. Очень важной составляющей структурной политики выступает формирование научно-технологической структуры производства в различных секторах деятельности, формирование пропорций между малым, средним, крупным бизнесом и государственным сектором.
Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.
Одновременно будут
1.2. Основные направления, цели и задачи структурной политики
Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния.
Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.2
Важной задачей структурной
политики переходного периода, особенно
на начальных его этапах, является
государственная поддержка
Важным компонентом всякой
структурной политики является нацеливание
- скоординированные
В мировой практике
существует несколько
- традиционный: поддерживаются
депрессивные (стагнирующие) отрасли,
переживающие период
- поддержка молодых наукоемких
отраслей с перспективой
- нацеливание осуществляется
в направлении отраслей с
- выделяются отрасли с
большими сопряженными связями,
- ответная реакция на
аналогичное нацеливание в
- выделяются отрасли с
наибольшими положительными
Оборотной стороной нацеливания является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального хозяйства - вплоть до их уничтожения (поэтому не случайно, что структурные изменения сопровождаются конфликтными политическими процессами и поисками компромиссов).
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных)3.
Инструментами структурной
политики государства становятся федеральные
и ведомственные целевые
Одним из главных направлений структурной политики формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Государство, фактически, пытается
активизировать бизнес на тех направлениях,
которые считает приоритетными.
Этот подход представляется более рыночным
и эффективным. Однако на практике далеко
не все получается так позитивно,
как хотелось бы. Большинство инструментов
частно - государственного партнерства
не подразумевает равноправия
Внедряемые новые инструменты структурной политики требуют высокой квалификации и добросовестного отношения к работе государственных служащих при отборе, управлении и контроле за проектами, что на сегодняшний день достижимо только в относительно небольшом числе случаев. Кроме того, далеко не все перспективные темы по разным причинам могут быть оперативно и качественно подготовлены для конкурсного отбора (например, из-за нехватки средств на разработку и/или софинансирование проекта, недостаточной квалификации кадров и отсутствия необходимой информации на местах).4