Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.90 Кб (Скачать)

В России уже созданы или  планируются к созданию ОЭЗ почти  всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные  и портовые. Еще в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе поступивших  заявок, Правительством РФ было принято  решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного  типа (Республика Татарстан и Липецкая область) и четырех - технико-внедренческого типа (г. Москва, Санкт-Петербург, Дубна, Томск). Уже созданы или планируются  к созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Алтайском крае, Иркутской  области, Бурятии, Краснодарском и  Ставропольском краях и Калининградской  области.13

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Статус особой экономической зоны присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов.

Процесс создания ОЭЗ в России находится только в начальной стадии. Малым является как само количество отобранных проектов, так и срок с момента запуска строительства даже первых из них. Заявленные при создании СЭЗ основные цели не были достигнуты, т.к. в большинстве случаев компании регистрировались на соответствующей территории, пользовались полученными привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами, и, таким образом, зоны функционировали по сути в режиме оффшоров, и лишь учрежденные на законодательном уровне ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях функционируют и в настоящее время.

Однако ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в  России, в определенной мере позволили  ускорить переосмысление промышленной политики страны.

На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного  климата, имеют цель вновь популяризовать идею ОЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная  база.

Корректировка законодательства, стимулирование регионов к формированию подобных механизмов и более широкое  участие частного бизнеса в создании и управлении ОЭЗ позволят придать  процессу существенно больший размах и результативность.

Создание капитала и обеспечение  конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках невозможны без инвестиций. Исключительно за счет инвестирования совершаются процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры. В рамках структурной политики РФ  с целью привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в конце 2005 года был образован Инвестиционный фонд Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования Фонда  предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое  развитие Российской Федерации в  части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей  общегосударственное значение или  необходимой для выполнения в  соответствии с межправительственными  соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для  реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также  для финансирования подготовки и  проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая  подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной  документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

В целях эффективного использования  средств федерального бюджета, а  также безусловного достижения положительных  социально-экономических эффектов Департамент инвестиционных проектов осуществляет контроль и мониторинг хода и реализации вышеназванных  инвестиционных проектов.

Однако механизм Инвестиционного  фонда, как и ОЭЗ, пока далек от совершенства. Опыт первых конкурсов на распределение средств Инвестиционного фонда показал, что правительство отдает явное предпочтение строительству автодорог. Причем выбор часто кажется, весьма субъективным, а проекты - локальными. Такая отраслевая ограниченность представляется не вполне оправданной, так как в России не меньше важных инфраструктурных проектов в области железнодорожного транспорта, коммунального хозяйства, энергетики, портовой структуры, каналов, а также в области развития ключевых технологий. Одной из проблем, затрудняющих достижение поставленных перед Фондом целей, является несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность Фонда.

Для проведения полноценной  инвестиционной политики в России жизненно необходимым становится создание надежной правовой среды, стимулирующей как  иностранных, так и отечественных  инвесторов к вложению производственного  капитала в отечественную экономику. И необходимым элементом такой  правовой системы должна стать концессия.

Концессия – это передача коммерческой организации объекта государственной или муниципальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т.д. на закрепленных в договоре условиях.

Концессионное соглашение —  это не просто контракт госпредприятия и частника типа договора аренды. Многие черты концессионных и арендных соглашений часто бывают очень похожи.

Особенность концессионного соглашения состоит в том, что  государство выступает сразу в двух ипостасях - как договаривающаяся сторона и как гарант соблюдения всех пунктов соглашения, включая предоставление гарантий неухудшения правовой среды при реализации соглашений. Ничего подобного никакой договор в рамках Гражданского кодекса дать не может. 14

 В российских условиях концессии особенно актуальны с учетом высокого износа значительного числа инфраструктурных объектов и хронического недофинансирования (особенно, в ЖКХ).

В то же время, пока уровень  готовности российской государственной  системы к практическому внедрению  этого прогрессивного инструмента  не очень высок. Преимуществами использования данного инструмента являются возможность привлечения частных инвестиций, внедрение современных управленческих технологий, создание элементов конкуренции в монопольных сегментах, снижение финансовой нагрузки на бюджеты, повышение качества обслуживания потребителей.

Сфера применения концессионных  отношений чрезвычайно широка. Если до недавнего времени концессионные договоры применялись для сооружения автострад, автостоянок, централизованного теплоснабжения, то теперь появились новые сферы применения концессий — национальная оборона, образование, тюрьмы, кабельное телевидение... Вообще же место различных типов концессии (при разных моделях) в системе договоров занимает некое промежуточное положение между приватизацией и функционированием государственного предприятия. Они отличаются от аренды разделением рисков, участием государства, передачей некоторых государственных функций.

Национальные  проекты.

В рамках целевой и адресной поддержки развития ключевых направлений российской экономики разработаны приоритетные национальные проекты. В качестве таковых были выбраны обеспечение жильем, здравоохранение, образование и АПК.

В качестве положительных  сторон этого инструмента можно  отметить само обозначение приоритетов  государственной политики, а также  стремление к максимальному распределению  средств через конкурсные механизмы  или по формализованным критериям.

Однако национальные проекты  вызывают и немало вопросов. 
Неоднозначным является выбор приоритетов, которые так и не был четко обоснован. При этом не очень понятно, что государство собирается делать с неприоритетными направлениями, внимание к которым резко снизилось. В результате, постоянно идут разговоры о «пятом национальном проекте» (дороги, газификация, демография, оборона и т.д.).

Несмотря на массированную  рекламную кампанию, суммы, выделяемые на национальные проекты не очень  велики (около 3% расходов федерального бюджета). Это создает разрыв между  завышенными ожиданиями и реальными возможностями. Кроме того, чрезмерно активный PR привел к непропорционально большим административным издержкам при распределении этих средств.

Слабой стороной национальных проектов является также недостаточная  комплексность их проработки. Это  приводит как к незапланированным и нежелательным эффектам, так и к выпадению из фокуса многих важных элементов из приоритетного направления (например, отсутствие поддержки врачей-специалистов на фоне заметного повышения оплаты участковых). В результате, вместо осознанной структурной политики можно получить новые структурные деформации.

Обратную сторону имеет, и стремление к максимальному использованию конкурсных механизмов при распределении средствНеобходимо отметить, что при реализации национальных проектов до сих пор используется слишком типовой подход, не учитывающий в должной степени региональную специфику. Конечно, субъекты федерации рапортуют об адаптации проектов и об их активной и творческой реализации на местном уровне, но обычно за этим скрываются лишь очень формальные действия.

Еще одной проблемой является то, что финансирование и управление национальными проектами осуществляются параллельно с другими профильными  каналами, бюджетными статьями и организационными структурами, что не может обеспечивать достаточную эффективность.15

Таким образом, представляется целесообразным отойти избыточной пропагандистской составляющей и обеспечить реальную интеграцию приоритетных национальных проектов в общегосударственную  систему управления, предоставив  при этом больше прав российским регионам.

3.2.  Стратегия индустриально-инновационного развития в структурной политике России

 

К началу XX века стало очевидно, что уровень развития научно-технической, инновационной составляющей экономики  — науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий — является важнейшим фактором формирования центров  силы, определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества. Развитые страны мира пришли к осознанию того, что залогом успешного развития является постоянное инновационное обновление.

Не случайно, что в последние  годы в различных странах мира основной целью общеэкономических  программ стало именно развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем. Страны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП.16

Например, регионами ускоренного  расширения научно-технической сферы за последние годы стали государства Юго-Восточной Азии, скандинавские страны (Финляндия, Швеция). Прогнозируется, что доля высокотехнологичной продукции в ВВП экономически развитых стран мира к 2020 г. превысит 40%.

Постепенно на инновационный  путь развития переходят и страны СНГ: в Республике Казахстан указом президента утверждена «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 — 2015 годы». Стратегия уже названа успешной программой власти и бизнеса.

В 1997 году была принята стратегия  «Казахстан-2030», которая сформулировала долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которая успешно  реализуется. С 2010 года Республика Казахстан  перешла ко второй стадии «пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития».

Можно без преувеличения  утверждать, что в настоящее время  Россия переживает переломный момент в своем развитии. В основном исчерпываются факторы экономического роста, которые обеспечивали экономике значительный подъем в последние годы.17

С целью поддержки инициатив  Президента РФ, направленных на улучшение  инвестиционного климата, а также  индустриально-инновационное развитие экономики страны 21 сентября 2011 года в Московской школе управления СКОЛКОВО прошел Ежегодный Форум «Россия  – территория эффективного предпринимательства».18 

Главным событием Форума стало  пленарное заседание «Курс на индустриально-инновационное развитие: Россия в преддверии выбора», участники  высказали разные точки зрения на проблемы, препятствующие индустриально-инновационному развитию России, и пути их решения.

На форуме прозвучали  вопросы: «Надо ли развивать экономику  через инновации?». Было высказано  мнение, что «развиваются не те страны, которые вкладывают в инновации, а те, которые создают идеальные условия для инвестирования». На форуме говорили и о не эффективности развития инноваций.19

Состояние экономики России острую необходимость создавать условия для новой индустриализации. По мнению ряда экспертов, исходя из структуры национальной экономики, на данном этапе развития наиболее приемлемой стратегией индустриализации экономики России является стратегия «традиционной специализации», которая базируется на развитии экономики через сырьевые отрасли с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы. Обязательным условием является создание комфортных условий для инвесторов. Но тарифная и ценовая политика, проводимая в стране, не только отпугивает потенциальных инвесторов, а уже становится реальной угрозой для нашего экономического роста. При этом государство, регулируя цены на газ, электричество, транспортную сеть, планово их повышает. Очевидно, что задачи, поставленные Президентом РФ, пока не решены, а ведь инвестиционная активность один из решающих факторов индустриально-инновационного развития и успешной модернизации экономики России.20

Информация о работе Структурная политика государства