Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.90 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2.  Структурная  политика государства в механизме  антикризисного регулирования

 

2.1. Фиаско рынка и структурная политика

 

Структурная политика имеет важное значение в реформировании экономики государства. Проблемы, которые должны решаться структурной политикой, здесь множество. В различные периоды времени экономика государства переживает как взлеты, так и падения. Однако в целом отечественное производство по-прежнему находится в тупике. Большая часть внутреннего спроса приходится на импорт, темпы роста которого в последние годы значительно превышают динамику внутреннего спроса. В  такой ситуации, рыночная координация не способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов  решения экономических проблем. В условиях кризиса немаловажным фактором, приведшим к возникновению массы проблем структурного характера, - распад прежнего экономического пространства государства. Потеряв многие виды производства, государство вынуждено срочно создавать некоторые из них заново или импортировать их продукцию из других стран.5

Самые большие сложности  в проведении структуры преобразований экономики государства связаны с его трудным финансовым положением, ограниченностью внутренних ресурсов и сомнительными надеждами на масштабные зарубежные инвестиции.

В этих условиях необходимо создание наиболее льготного режима 
налогообложения прибыли в отношении производителей, изготавливающих средства производства, в особенности для отраслей, состояние которых в наибольшей степени определяет развитие всего народного хозяйства (машиностроительный и инфраструктурный комплексы). В условиях кризиса неприемлем недифференцированный подход к налогообложению предприятий, различных по своему народнохозяйственному значению.

Правительственные программы  финансовой стабилизации или так  называемые гетеродоксальные стабилизационные программы, которые наряду с мероприятиями  стандартной денежно-кредитной и  фискальной политики предполагают регулирование  цен и заработной платы, не могут  справиться с проявлениями и тем  более с причинами современного финансового кризиса.6

Гетеродоксальные программы  обычно исходят из того, что имеются  инерционные эффекты инфляции, которые  нельзя преодолеть без воздействия  на долгосрочные контракты и институты  установления заработной платы, определяющие эффект такой инерции. Таким образом, подобные программы воздействуют на пропорции цен и занятость, но никак не затрагивают базовой  проблемы экономической структуры  – принципов функционирования секторов, межсекторных взаимодействий, соотношения  дохода и риска по различным видам  деятельности, моделей хозяйственного поведения (новаторов, консерваторов, имитаторов). Здесь требуется применять  проектный подход, затрагивающий  базовые параметры экономического развития, а не только инструментальные проявления. Тогда, возможно, экономическая  наука, когда-нибудь даст рецепты ликвидации кризисов и обеспечения творческих способностей людей и их знаний без  потери места их трудовой деятельности. Такая уникальная система уже  существовала, но, к сожалению, не было найдено возможностей и направлений  её совершенствования и придания её необходимой гибкости.

Хотя постоянно высказываются  сомнения в способности государства  эффективно воздействовать на структуру  национальной экономики, принятие определенных мер все-таки представляется необходимым  в силу некоторых причин:

Существуют сферы экономики, которые обладают значительным мультипликативным эффектом, но слабо развиваются в рамках общего режима.

В ряде капиталоемких и  наукоемких отраслей, находящихся в  депрессивном состоянии, но имеющих  хороший потенциал развития, для  качественного сдвига требуется  быстрый приток долгосрочного капитала в значительных объемах.

 Если уж государство  проводит линию на сохранение  или даже рост своего влияния  на деятельность экономических  субъектов, то бизнесу желательно  получить от него, хотя бы сколько-то четкие ориентиры для принятия долгосрочных решений.7

В кризисных условиях, структурные  меры могут быть не последовательными  и не высокоэффективными. Спонтанное и небескорыстное принятие структурных  решений увеличивают и без  того значительные риски ошибочного выбора направлений для поддержки. В этих условиях прямые государственные  инвестиции просто вытесняли частные  вложения, хотя и показывали при  этом существенно меньшую результативность. Ряд инструментов может иметь  слишком сложные процедуры получения  финансирования или был нацелен  не на ключевой элемент производственной цепочки. Имея плохой менеджмент правительственных  программ, их хроническое недофинансирование может свести на нет весь запланированный  положительный эффект.

В условиях кризиса в развитых странах значимость перечисленных факторов гораздо меньше: капитал достаточно мобилен и дешев, отработаны рыночные механизмы управления рисками, бизнес имеет возможности для полноценного долгосрочного планирования. Однако в России актуальность этих проблем в ближайшие годы сохранится, поэтому государству необходимо принимать специальные меры по их разрешению.

2.2. Антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства

 

Спад в реальной экономике  сопровождается отрицательными  структурными  изменениями   в  народном   хозяйстве. Десятилетний  опыт  экономической  реформы  в   России  показал,  что с научно - практической  точки зрения  точнее  было  бы  говорить  не  о   структурных преобразованиях   в экономике,  а о широкомасштабных   экономических экспериментах. 

Это  соответствует действительности  и в  воспроизводственном плане:  структурные  преобразования  в  экономике  объективно  могут  осуществляться  только   в  рамках  расширенного  общественного  воспроизводства,  экономические  же  эксперименты - и  в  рамках   суженного воспроизводства,  что   реально   имело   место   в  России,  лишь  средство  решения  экономических и социальных задач  в нужном направлении.8

Необходимо  от  топливно-сырьевой  ориентации,  санации  морально   и технологически  устаревших   производств  и  бесперспективных  социально - иждивенческих   проектов  перейти  к   активной  государственной  политике поддержки  программ   и  проектов,  направленных  на  решение  неотложных проблем   перестройки  в  области  социально-экономического   развития  всех субъектов экономики, ликвидации последствий чрезвычайных  происшествий, а также в области  производства конкурентоспособных  товаров  и услуг, развития инновационного  потенциала,  внедрения  новых  информационных  технологий.

При  этом  для  создания  наиболее  благоприятных  условий,  способствующих бескризисному  развитию  хозяйствующих   субъектов,  необходимы гарантированные  преференции  для  инвестиций,  а  именно:  федеральные и региональные  налоговые льготы,  таможенные  льготы,  государственные гарантии. 

В  современных  экономических   условиях   можно  утверждать,  что бескризисное  развитие  хозяйствующих   субъектов  обеспечивается устойчивостью  экономической  системы,  уровнем  взаимодействия  ее структурных  подсистем,  а  также  способностью   отраслей   самостоятельно формировать  текущие и  стратегические цели, создавать механизм  адаптации  к возможным  изменениям  любого уровня, изыскивать  резервы  самоорганизации  и  саморазвития.9 

В  этом  случае  антикризисное  управление - это   комплекс управленческих  мер  стратегического и тактического  характера по диагностике, предупреждению,  нейтрализации  и  преодолению  кризисных  явлений  и  их причин  на  всех  уровнях  экономики,  главной  целью  которого  является нейтрализация  наиболее  опасных  ситуаций,  приводящих  к  кризисному состоянию.

В  современных  условиях  социально-экономического  развития  в  России достаточно  актуальным  является  решение  проблемы  взаимосвязи  политики структурных преобразований и практики антикризисного управления. С одной  стороны, политика структурных преобразований при  формировании рыночной экономики  объективно   не  может  осуществляться  в  условиях   отсутствия антикризисных  мер  (это  характерно для всех  стран с рыночной экономикой).

С другой – реализация  политики  структурных  преобразований  является инициирующим  фактором  формирования  и  развития  кризисных  ситуаций (например,  искаженная  структура  экономики   не  позволяет  достоверно определить  складывающиеся  пропорции,  а  отсюда  структуру  и  уровень рыночных  цен). 

При  реализации  политики  структурных  преобразований  и осуществления, антикризисных мер, способствующих  решению данной задачи, речь  должна  идти  не  просто  о   внедрении высоких   технологий,  достижений, соответствующих   определенному,  более современному,  прогрессивному технологическому   укладу,  но  и о   преобразовании  всей  структуры экономики, осуществляемой  под воздействием   и новых мотивационных факторов.  Так,  в настоящее время политика  структурных преобразований  предполагает основе  направления политики  структурных преобразований,  на  наш взгляд, должен быть учет, как прогрессивного технологического  уклада, так и действия законов и принципов  функционирования  определенной  системы,  в  данном случае  рыночной  экономики. 

В  этой  связи,  объективно  не  удастся  избежать использования  практики  антикризисного  управления  при  формировании рыночных  механизмов,  а  также  конкурентоспособной  экономики,  обеспечивающей высокий  жизненный уровень населения  России.

При  выборе  стратегии  реализации  политики  структурных преобразований  российской  экономики,  необходимо  исходить  из  учета  ее реального   состояния  и  тех  задач,  которые  решаются  в  обществе,  и не следует отдавать предпочтение крайностям, предполагающим  использование,  какого - то одного из приведенных способов. Тем более такого  рода противопоставление в настоящее  время  неправомерно. 

В  зависимости  от  характера  и  меры кризисности  экономики - каждый  из  методов  регулирования  процесса структурных  преобразований  экономики  занимает  свое  вполне  определенное место  в  целостной  системе  такого   регулирования.10

 Вместе  с   тем,  выбор стратегии  структурных  преобразований, а также соответствующих  механизмов и  антикризисных  инструментов  осуществления  зависит  от  конкретных решаемых задач структурной перестройки экономики, специфики продукта, его технологического   уровня,  сегмента  рынка,  уровня  рыночных отношений.

При определяющей  роли  рыночных  механизмов (этап  реализации  политики структурных  преобразований  характеризуется  существенной   степенью сформированности  рыночных  отношений)  значение  и  степень  конкуренции  в каждом  из конкретных случаев могут быть различными.

Государство  должно  проводить  активную  государственную  структурную  политику,  с учетом  стимулирования,  инициированных  рынком структурных сдвигов.  В настоящее время существует  объективная экономическая потребность проведения радикальной структурной перестройки российской  экономики,  большинства отраслей  и регионов  РФ. Структурная политика  может концентрироваться на  поощрении технического  прогресса и заключается в прямой  и косвенной поддержке структурных инноваций. 

С целью предотвращения возможностей возникновения кризисных  ситуаций в РФ в  механизме  структурной  политики   при  условии  государственного регулирования,  на  наш   взгляд,  необходимо  также  создать  условия  для проявления  инициативы  и  самоорганизации  предприятий  всех   форм собственности,  финансово - кредитных  институтов,  различных  фондов  и  широких  слоев  населения.

Основными  направлениями  структурной  политики должно  выступать  обеспечение  опережающего   развития  предприятий  тех отраслей,  которые  являются  основой  стабилизации  и  будущего  роста экономики  РФ. 

В  целях   формирования  единого  подхода  к  антикризисной деятельности,  необходимо  осуществить  упорядочение  работы  рыночных механизмов,  произвести  согласование  интересов в рамках   государственного воздействия на  экономические процессы,  имеющего  целью  направить равнодействующую  экономических   сил  на  решение  кратко -  и  долгосрочных задач экономического, социального  и политического развития,  которое в  свою очередь  должно  осуществляться  через  систему   институтов (государственных общественных   и  рыночных).

К  сожалению,  созданные  институты  рыночной экономики  являются  в  значительной  степени  декоративными,  а  иногда инициирующими  ряд  кризисных   ситуаций:  их  функционирование  и взаимодействие  не  затрагивают  существенных   процессов,  происходящих  в хозяйстве,  не  учитывают  и  не  оказывают  обратного  влияния  на  реальные интересы  субъектов  экономики. 

В  значительной  степени  данное  явление объясняется  тем,  что  в  российскую  экономику,  находящуюся  в  процессе трансформации,  приспособления  к   рыночным   условиям  хозяйства,  были механически  перенесены  многие  институциональные  формы  развитого рыночного хозяйства  других стран.

Условия же для  эффективной работы таких институтов   в  России  пока  не  сложились,  и сохраняется угроза  возникновения кризиса,  так  как  в  России  реально  действуют  институты  стихийного  рынка, основанного  не  на  праве  и  общенациональных   интересах,  а  на  концентрации корыстных  интересов  отдельных  субъектов  и  на  их  силовых  возможностях реализации.11

Важнейшая  задача  реализации  политики  структурных  преобразований российской экономики  заключается в  том, чтобы понять и выявить глубинные основы  национального  преимущества,  рассматриваемого   не  в  статике,  а  в динамике и с учетом происходящих в  мире процессов глобализации. В  этих  условиях  стратегия  формирования новой  структуры  российской  экономики,  безусловно,  должна  учитывать тенденции  развития  мировой  экономики.

ГЛАВА 3. Особенности  структурной политики государства  в России на современном этапе

 

3.1.  Анализ основных инструментов структурной политики России на современном этапе

 

В настоящее время в  структурной политики  России в  разрезе ее основных инструментов  можно выделить пять: особые экономические  зоны, Инвестиционный фонд, концессии, национальные проекты и создание интегрированных структур.

Идея особых экономических  зон (ОЭЗ) – формирование точек роста  на специально выделенных территориях  за счет привлечения инвестиций на льготных условиях.12

Информация о работе Структурная политика государства