Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении структурной политики государства, а также выбор оптимальных инструментов ее реализации применительно к условиям переходной российской экономики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
исследовать сущность и содержание структурной политики государства;
проанализировать основные направления, цели и задачи структурной политики;
изучить структурную политику государства в механизме антикризисного регулирования;
оценить антикризисное управление в механизме реализации структурной политики государства;
проанализировать основные инструменты структурной политики России на современном этапе;
оценить стратегию индустриально-инновационного развития в структурной политике России;
исследовать проблему ресурсного проклятия в структурной политики России.
Последние шаги власти, говорят о том, что мы уже начали двигаться в направлении, повышения инвестиционной привлекательности регионов. В 2011 году указом Президента Дмитрия Медведева был введен институт инвеступолномоченных. Не смотря на то, что с момента подписания распоряжения прошло менее двух месяцев, конструктивный диалог между инвесторами и исполнительными властями уже ведется. Бизнес и сам может являться инвестором для предприятий, выступая в роли заказчика. Для этого только нужно изучать рынок и понять, какие заводы построить в принадлежащих им регионах, для того чтобы продукция этих производств пользовалась спросом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что власти, не смотря на все сложности и трудности, пытаются повысить инвестиционную привлекательность России и готовы вступать в диалог с бизнес сообществом.
2.3. Ресурсное проклятие в структурной политики России
Сырьевая зависимость российской экономики — одна из самых насущных проблем. Нередко сырьевую зависимость российской экономики связывают с небезызвестной «голландской болезнью». Этот термин придумали в 1977 году авторы журнала The Economist. В 1950-х голландцы обнаружили богатые газовые месторождения и в страну рекой потекли экспортные «газовые доллары».
Сначала казалось, что ничего особенно страшного в этой болезни нет: можно прекрасно жить на сырьевые деньги, развивая добывающую отрасль. Беда в том, что рано или поздно сырье заканчивается, а обрабатывающая промышленность к этому моменту оказывается слабой и неконкурентоспособной.
Россия сырьевую структуру экономики унаследовала еще от СССР: в Союзе добывающая промышленность была мощнее обрабатывающей, а уж тем более сферы услуг. Риски несбалансированной модели всегда были очевидны, однако в благополучные годы никто, кроме экономистов, об опасностях сырьевой зависимости всерьез не рассуждал — рост нефтяных котировок этому не способствовал. Но кризис, ознаменовавшийся падением цен на нефть, изменил ситуацию. Официальные цифры подтверждают необходимость диверсификации. По данным Федеральной таможенной службы, в 2008 году 32,4% экспортных доходов России принесла продажа нефти, 14,9% — природный газ. Это почти половина всего экспорта. А первое место в структуре импорта в том же году пришлось на машины и оборудование — 51,2%.21
России неоднократно приписывали «голландскую болезнь» — видимо, основываясь на ярко выраженной сырьевой модели экономики. Но исследования показывают, что вплоть до кризиса «голландки» у нас не было: несмотря на существенный рост цен на нефть, не зафиксировано главного ее симптома — стагнации обрабатывающей промышленности. Зато есть признаки «ресурсного проклятия». И это действительно опасно. «Голландскую болезнь» и «ресурсное проклятие» роднит только одно — недиверсифицированная, зависимая от экспорта сырья экономика.
По мере того как выравниваются
цены на нефть, в России растут оптимистические
настроения. В отличие от неудачливых
нефтеэкспортеров 1980-х, мы умеем страховаться
от скачков нефтяных котировок с
помощью внушительного
Стабилизационный фонд создал ложное ощущение абсолютной защищенности, а ведь, как показывает история, настоящая борьба с «ресурсным проклятием» начинается только после разрушительного кризиса. Лечение «голландской болезни» - проблема долгосрочной структурной политики государства, при проведении которой следует учитывать опыт стран, уже ее преодолевших.
В рамках структурной политики России инструментами решения проблемы «ресурсного проклятия» может стать развитие институтов и диверсификация экономики. Причем начинать надо именно с институтов, иначе экономические меры, скорее всего, не дадут нужного эффекта — особенно, если начальный уровень институтов низок.
На первом этапе российским властям не придется ничего изобретать: надо бороться с коррупцией, чтобы взяточники не обирали бизнес; утверждать независимость судебной системы, чтобы обезопасить его от произвола; обеспечивать соблюдение законов, чтобы и иностранные инвесторы, и местные компании чувствовали защиту государства. Политические и экономические институты нужно развивать в комплексе.
Второй шаг структурной политики России в борьбе с «голландской болезнью» может стать диверсификация. Благодатные условия для диверсификации экономики во всех развивающихся странах создавали классические либеральные реформы, суть которых сводилась к уменьшению роли государства и переходу к рыночному хозяйствованию. Их опыт могло бы позаимствовать и российское правительство: это меры, которые помогут всем несырьевым отраслям, а не избранным. Все преобразования можно разбить на две группы: основные (те самые либеральные реформы) и поддерживающие. Вот как мог бы выглядеть план, на первых порах стимулирующий диверсификацию российской экономики.22
Инструментом структурной политики России в борьбе с «голландской болезнью» может стать приватизации — классический и безотказный ход. Приватизация снижает роль государства в экономике, формирует критическую массу сторонников дальнейшего усиления и развития институтов. Сложности с приватизацией в основном сводятся к тому, чтобы сделать ее прозрачной и честной (что невозможно без усиления институтов: молодым несырьевым предприятиям нужны свободная пресса, незыблемость частной собственности и т.д.). В России роль государства в экономике сегодня очень велика, и в последние годы она не сократилась, а выросла — в том числе и в производственных секторах, предприятия которых можно, без сомнений, отдать в частные руки, оживив экономику. Плюс приватизации еще и в том, что она способствует развитию институтов: неподкупные судьи и честные бюрократы больше нужны частным, а не государственным компаниям.
Децентрализация финансовой системы и усиление финансовых институтов. Не так давно общественности России была представлена Концепция развития в Москве Международного финансового центра. Вряд ли в ближайшем будущем Москва станет финансовой столицей мира, но развивать финансовые институты действительно нужно. Во-первых, стоило бы приватизировать государственные банки, которые по-прежнему доминируют в экономике.
Во-вторых - принять законы, способствующие созданию конкурентного рынка: об инсайде, бирже и клиринге.
В-третьих, - сформировать специальные финансовые суды, которые будут контролировать исполнение этих законов. Такие меры облегчат реальному сектору доступ к финансированию.
Поддерживающей мерой структурной политики государства в борьбе с «голландской болезнью» может стать реформа образования. Реформу образования можно рассматривать с разных позиций, но если мы говорим о диверсификации, то известно несколько хорошо зарекомендовавших себя мер. Очевидно, что нужно разрешить университетам открывать дочерние предприятия, передать им права на интеллектуальную собственность, созданную на федеральные деньги. Это позволит вузам коммерциализировать свои ноу-хау, зарабатывать на них и заниматься инновациями. Другое направление — подготовка квалифицированных кадров.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования
отметим, что действующий механизм реализации
структурной политики характеризуется
отсутствием системности в процессе формирования
и реализации управляющих воздействий,
что не позволяет комплексно решать существующие народнохозяйственные проблемы, рационально использовать
имеющийся инновационный потенциал, обеспечить рост
инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в тех административно-
Такая проблема как бескризисное развитие народно-хозяйственного комплекса России приобретает особое значение, а основой концепции структурной политики, способствующей преодолению социально - экономического кризиса должен быть динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей народного хозяйства, согласованный с поэтапным процессом создания условий благоприятствующих бескризисному развитию хозяйствующих субъектов.
В заключении хотелось бы отметить
в качестве позитивного факта
уже то, что российское правительство
серьезно озаботилось системным
проведением структурной
Однако представляется целесообразным осуществить комплекс мер по их совершенствованию и настройке:
• Перейти от избыточного уклона в сторону политических деклараций и PR к четкой ориентации на реальные экономические эффекты и к увеличению масштабов применения основных инструментов структурной политики.
• Рассмотренные инструменты
не должны оставаться изолированными
элементами экономической политики.
В настоящее время, например, присвоение
статуса ОЭЗ или выделение
финансирования из Инвестиционного
фонда трактуются скорее как разовый
бонус для соответствующего региона,
а не как часть комплексной
государственной политики. На самом
деле, приоритетом при использовании
структурных инструментов должно стать
обеспечение значительного
• Необходимо постепенно переносить опыт проведения структурной политики на региональный уровень. При этом роль федерального центра должна заключаться скорее не в принуждении, а обучении и поддержке.
• Желательно сделать рассмотренные инструменты более гибкими, сняв избыточные ограничения.
• Необходимо обеспечить дальнейшее снижение коррупционной емкости инструментов структурной политики. Это можно осуществить за счет повышения всех процедур, особенно, четкого определения критериев отбора, а также путем увеличения зоны прямого нормативного регулирования.
• Желательно использовать синергетический эффект от одновременного применения сразу нескольких инструментов. Например, использование концессий для строительства и управления инфраструктурой особых экономических зон или сочетание механизма ОЭЗ и финансирования из Инвестиционного фонда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бункина М. К. Национальная экономика / М.К. Бункина . – М.: Палеотип, Логос, 2007.- с.114.
2 Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.- С.23.
3 Градов А. П. Национальная экономика /А.П. Градов. – СПб.: Питер, 2007. – с.169.
4 Сухарев О.С. Системность экономики и ее структурная модернизация /О.С. Сухарев // Общество и экономика .- 2011.- №6.- С.19.
5 Нестерова А.Д. А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т/ А.Д. Нестерова. - Калининград, 2009. - 63 с.
6 Сухарев О.С. Системность экономики и ее структурная модернизация /О.С. Сухарев // Общество и экономика .- 2011.- №6.-С.22.
7 Фурщик М. А. Новые инструменты российской структурной политики / М.А. Фурщик // Российский экономический журнал.- 2007.- №7.- С.9.
8 Чавычалов А.А Антикризисное управление в рамках структурной перестройки российской экономики// Современные аспекты экономики. Вып.57.- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2004. –С.33.
9 Чавычалов А.А. Проблемы реализации структурной политики государства в условиях антикризисного управления// Современные аспекты экономики. Вып.57.- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2004. – С.22.
10 Чавычалов А.А. Особенности структурной политики и целевая направленность антикризисного управления в России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.- С.29.
11 Чавычалов А.А Антикризисное управление в рамках структурной перестройки российской экономики// Современные аспекты экономики. Вып.57.- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2004. –С.33.
12 Фурщик М. А. Новые инструменты российской структурной политики /М.А. Фурщик // Российский экономический журнал.- 2007.- №7.- С.9
13 Портнов В.В. Борьба с оффшорами /В.В. Портнов // Общество и экономика .-2009.- №6.- С. 12.
14 Субботин М. Не до концессий. Необходимый закон застрял в дверях Думы /М.Субботин.- Политика и экономика .- 2010.- №5. - С.28.
15 Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. - Москва, ГУ ИЭС, 2011.- 136 с.
16 Попова Е.В. Будущее России – технологическая держава или сырьевой придаток? /Е.В.Попова // Бурение и нефть .- 2011.- №8.- С.45.
17 Попова Е.В. Будущее России – технологическая держава или сырьевой придаток? /Е.В.Попова //Бурение и нефть .-2011.-№8.-С.48.
18 Сташков В.В. Россия – территория эффективного предпринимательства /В.В.Сташков // Мир экономики.- 2011.- №9.- С.25.