Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – изучить проблемы структурной политики.
Задачами работы является:
рассмотреть показатели ВВП и ВНП;
провести анализ полученных результатов;
рассмотреть индексы производства по видам экономической деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………...….....…..3
1. Структура национального хозяйства…………………………...…..….….….5
1.1. Структура национального хозяйства: понятия, структура…........…..5
1.2. Производственная и непроизводственная сфера………….………...……..6
1.3. Валовой национальный продукт……………..……………...……….9
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП…………………………………………………………………….15
2.1. Методы структурной политики в условиях НТП….…...…………..15
2.2. Структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса……………….….…....16
3. Особенности структурной политики России на современном этапе……....28
3.1. Структурная политика России ………...……………………...….…28
3.2. Инновационное развитие экономики ………………...…….………32
3.3. Необходимые изменения в законодательстве…....…………….......35
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список использованной литературы……………………………………..……..39

Файлы: 1 файл

курсач начало4.docx

— 214.52 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО ПГУ)

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: 
«Структурная политика»

 

 

 

Выполнил:

студент

гр. 13ЭД3

Захаров А.А.

______________

(подпись, дата)

 

 

 

Проверила

Котова Л.Г.

______________

(подпись, дата)

…...……. 

 

 

 

 

Пенза 2014

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...….....…..3

1. Структура национального хозяйства…………………………...…..….….….5

1.1. Структура национального хозяйства: понятия, структура…........…..5

1.2. Производственная и непроизводственная сфера………….………...……..6

1.3. Валовой национальный продукт……………..……………...……….9

2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП…………………………………………………………………….15

2.1. Методы структурной политики в условиях НТП….…...…………..15

2.2. Структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса……………….….…....16

3. Особенности структурной политики России на современном этапе……....28

 3.1. Структурная политика России ………...……………………...….…28

 3.2. Инновационное развитие экономики ………………...…….………32

 3.3. Необходимые изменения в законодательстве…....…………….......35

Заключение…………………………………………………………………….…37

Список использованной литературы……………………………………..……..39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стабилизация государственного хозяйства и предстоящее функционирование рыночной экономикипрочно соединены с высококачественными переменами её структуры, с воплощением действенной структурной политики страны

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия   спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как показано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – изучить проблемы структурной политики.

Задачами работы является:

  • рассмотреть показатели ВВП и ВНП;
  • провести анализ полученных результатов;
  • рассмотреть индексы производства по видам экономической деятельности;
  • рассмотреть отраслевую структуру ВВП России по видам экономической деятельности;
  • выявить проблемы и найти способы их решения.

Предмет исследования –несовершенство структурной политики.

Объект исследования –политика страны

 

 

 

 

 

 

1 Структура национального хозяйства

1.1 Структура национального  хозяйства: понятия, структура

Структура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны.  Структура национального хозяйства является результатом развития общего разделения труда в производстве[2].

 Если взглянуть на  макроэкономику, как говорится, с "высоты  птичьего полета", мы сможем  увидеть самые крупные ее звенья.  В первую очередь - сферы национального  хозяйства: материальное и нематериальное  производство, сфера услуг.  В  материальном производстве выделяются: производство средств производства, и производство предметов потребления.  Производственная сфера включает: Отрасли, создающие материальные  блага – промышленность, сельское хозяйство, строительство.  Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь. Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, – торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.  Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей: Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения.  Отрасли социального обслуживания – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.  Образование, культура, искусство. Наука и научное обслуживание. Кредитование, финансы и страхование. Аппарат органов управления. Прочие отрасли. Данные подразделения состоят, в свою очередь, из множества крупных отраслей хозяйства. Все структурные звенья образуют систему - целостную совокупность сфер, подразделений и отраслей, которые внутренне и неразрывно связаны между собой и образуют целостное единство. Для нормального существования национальной экономики требуется полное взаимодействие и сбалансированность всех отраслей и видов производства.  Для современной структуры национального хозяйства характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов.  Под территориальной структурой понимается деление системы национального хозяйства по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.  Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования. 

По СНС экономика состоит из следующих основных секторов: нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор); финансовые учреждения и корпорации; государственные предприятия и учреждения; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;  домашние хозяйства;  остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи. Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.[7]

 

1.2 Производственная и непроизводственная сфера

Производственная сфера- совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага - средства производства, предметы потребления. В состав производственной сферы входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, энергетика, торговля, общественное питание, складское хозяйство, целый ряд специфических отраслей, производящих материальный продукт - издательское дело, киностудии, предприятия звукозаписи, проектные организации, заготовка плодов, грибов, ягод, семян, дикорастущих трав и их первичная обработка и др. В производственную сферу входят услуги. К производственной сфере относится значительная часть научной деятельности, которая непосредственно воплощается в материальных благах: проектные и конструкторские организации, экспериментальные и опытные производства, биостанции, биолаборатории, проектные и изыскательские организации по глубокому бурению на нефть и газ и т.д.

Развитие разделения труда, появление новых отраслей и производств, производящих материальные продукты, превращение науки в непосредственную производительную силу, превращение материального производства в наукоемкое производство делают весьма подвижной границу между производственной и непроизводственной сферой.

Нерешенным является вопрос об отраслях, производящих военную продукцию, поскольку конечное использование продукта данных отраслей связано с военными действиями.

Показатели, характеризующие производственную сферу: численность занятых в целом и по отраслям, объем производства средств производства и предметов потребления, их удельные веса; лроизводство отдельных видов наиболее значимой продукции, нефти, газа, металлов, продукции машиностроения, сбор зерна, других видов сельскохозяйственной продукции и т. д. Косвенным показателем эффективности производственной сферы является показатель производительности труда в целом и по отраслям.

Разграничение сфер человеческой деятельности на производственную и непроизводственную методологически опирается на учение Маркса о производительном и непроизводительном труде, на теорию прибавочной стоимости. В СССР данное разграничение применялось при статистическом учете объема совокупного общественного продукта и национального дохода. Исходными методологическими посылками для такого исчисления были следующие: а) прибавочный продукт создается в отраслях производственной сферы; б) непроизводственная сфера содержится за счет перераспределяемого из производственной сферы прибавочного продукта через госбюджет и личные доходы граждан, уплачиваемые ими за услуги.

В статистике стран с развитой рыночной экономикой разграничение между производственной и непроизводственной сферой не проводится.

Непроизводственная сфера- совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. В нее входят отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи с развертыванием НТР с середины XX в. четко выделился и стал динамично развиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых была направлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение, услуги социального характера и др. Удельный вес занятых в сфере услуг в настоящее время достигает 70%.[6]

В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Хотя данные мало сопоставимы с зарубежной статистикой.

Разграничение сфер деятельности на производственную и непроизводственную методологически опиралось на учение Маркса о производительном и непроизводительном труде и применялось при учете объема совокупного общественного продукта и национального дохода. Считалось, что труд, занятый в непроизводственной сфере, не создает прибавочного продукта, и непроизводственная сфера содержится за счет перераспределения из производственной             сферы.

В СССР до 1989г. отрасли непроизводственной сферы учитывались только в расходной части фонда потребления. В статистике стран с развитой рыночной экономикой разграничения между производственной и непроизводственной сферой не проводится.

Информация о работе Структурная политика