Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – изучить проблемы структурной политики.
Задачами работы является:
рассмотреть показатели ВВП и ВНП;
провести анализ полученных результатов;
рассмотреть индексы производства по видам экономической деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………...….....…..3
1. Структура национального хозяйства…………………………...…..….….….5
1.1. Структура национального хозяйства: понятия, структура…........…..5
1.2. Производственная и непроизводственная сфера………….………...……..6
1.3. Валовой национальный продукт……………..……………...……….9
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП…………………………………………………………………….15
2.1. Методы структурной политики в условиях НТП….…...…………..15
2.2. Структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса……………….….…....16
3. Особенности структурной политики России на современном этапе……....28
3.1. Структурная политика России ………...……………………...….…28
3.2. Инновационное развитие экономики ………………...…….………32
3.3. Необходимые изменения в законодательстве…....…………….......35
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список использованной литературы……………………………………..……..39

Файлы: 1 файл

курсач начало4.docx

— 214.52 Кб (Скачать)

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28–30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32–34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3–3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Синхронно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив компаний и производств с учетом хранения либо сотворения новейших рабочих мест, поддержания общественной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве – мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не  только пути сообщения, но и  транспортные средства), связь, складское  хозяйство, материально-техническое  снабжение;

2) инженерные сооружения  и устройства, в том числе ирригационные  системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы  и газопроводы, телефонные сети  и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте – коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях– в черной металлургии, угольной промышленности и др. – значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве нужно понизить материалоемкость изготовления на базе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи компаний и районов, правильно расположить и типизировать производство, увеличить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача–снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики подразумевает еще сглажение неравномерности технического оборудования отсталых отраслей и компаний, преодоление сохраняющихся веяний к монополизации, понижение уровня сосредоточении в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Социальная структура:

В этом случае основными направлениями структурной политики являются:

    • поддержка определённых слоев населения (льготы, субсидии, различные пособия);
    • обеспечение гарантии права на труд: регламентация условий труда (уровень минимальной оплаты, продолжительность рабочей недели и т.д.).
    • укрепление научного потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исследовательских организаций;
    • обеспечение экологической безопасности предприятий.

Отраслевая структура:

Здесь стоит остановиться поподробнее. Одной из основных частей структурной политики является промышленная политика — совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТР постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима.

Территориальная структура:

Здесь имеет место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.

Внешнеторговая структура:

В ряде случаев регулирование совокупного предложения допускало возможность прямого субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие в результате НТП и востребованные на мировом рынке.

Инфраструктура:

В этой части национального хозяйства структурная политика предполагает совершенствование рынков труда (в том числе организация новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации, что нередко возникает в условиях НТР, когда появляются новые отрасли хозяйства, где необходимы новые знания и навыки работников).

В области политики стимулирования совокупного предложения можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.

Безусловно, для того, чтобы определиться с направлением деятельности структурной политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики исходя из анализа структуры национального хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным условием для проведения структурной политики, что будет нами рассмотрена в следующей части данной главы.

Основная неувязка предоставленного вида экономической политики содержится в том, что задачи страны в области структурных конфигураций беспристрастно трудны и противоречивы. Потому структурная политика обязана существовать довольно эластичной. Разрешено привести последующий пример.

Если правительство будет оказывать прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых в конкурентной борьбе значительно снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении уместна лишь косвенная помощь.

Интересна в этом смысле, например, позиция Министерства экономики Германии. Оно дает рекомендации частному сектору и с надеждой ожидает выполнения предложенного варианта, не имея возможности требовать обязательного исполнения. Согласно установке Министерства экономики разработанная государством концепция экономической структуры нарушала бы права и интересы субъектов свободной частной экономики.

Рис.1 Состояние занятости в России за 2001-2012 г

На рынке труда наблюдается очевидная напряженность, которая играет в пользу стороны предложения. Количество безработных на рынке труда на 100 вакансий в 2012 году достигло исторического (с 1999 г.) минимума – 84,2, в отдельные месяцы показатель падал до 72. Это означает, что на данный момент количество безработных на рынке попросту недостаточно для того, чтобы покрыть потребности в рабочей силе. При этом следует учитывать, что в данной методологии учитываются открытые вакансии, которые не учитывают де-факто имеющиеся потребности в работниках, но не оформленные де- юреи не учтенные до момента, когда нужные кадры будут найдены (возможно доля таких вакансий невелика, но все же ее отсутствие занижает показатели текущей напряженности).[10]

Теперь, когда мы рассмотрели сущность, причины и методы структурной политики в целом, перейдем непосредственно к России.

 

 

Рис.2 Динамика и прирост ВВП России в 1996-2013 гг, млрд рублей, данные Росстата

 

Синий - рост ВВП в ценах 2008-го года (реальный ВВП). 
Красный - прирост ВВП (в % по отношению к предыдущему году).

Источник - CIA World Factbook

Главным приоритетом в 2014 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития в 2014 году разработало десять ключевых целей:

  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.

Информация о работе Структурная политика