Структурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – изучить проблемы структурной политики.
Задачами работы является:
рассмотреть показатели ВВП и ВНП;
провести анализ полученных результатов;
рассмотреть индексы производства по видам экономической деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………...….....…..3
1. Структура национального хозяйства…………………………...…..….….….5
1.1. Структура национального хозяйства: понятия, структура…........…..5
1.2. Производственная и непроизводственная сфера………….………...……..6
1.3. Валовой национальный продукт……………..……………...……….9
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП…………………………………………………………………….15
2.1. Методы структурной политики в условиях НТП….…...…………..15
2.2. Структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса……………….….…....16
3. Особенности структурной политики России на современном этапе……....28
3.1. Структурная политика России ………...……………………...….…28
3.2. Инновационное развитие экономики ………………...…….………32
3.3. Необходимые изменения в законодательстве…....…………….......35
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список использованной литературы……………………………………..……..39

Файлы: 1 файл

курсач начало4.docx

— 214.52 Кб (Скачать)

В 2014г. МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2015 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан. 
Одним из приоритетов 2014 года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2014 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий

 

 

 

 

3 Особенности структурной политики России на современном этапе

3.1 Структурной политики  России

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики "переходного типа" (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Табл 1 Отраслевая структура ВВП России по видам экономической деятельности в 2009 - 2014 гг. (в %).  

2009

2010

2011

2012

2013

2014


 

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:

  • низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;
  • низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;
  • недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;
  • неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций;
  • недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

  • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
  • снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
  • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

  • конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
  • минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
  • открытость экономики;
  • либерализация экономической деятельности на микроуровне.

 

3.2 Инновационное развитие экономики

Одним из основных факторов реализации Стратегии является перевод экономики на инновационный путь развития. Основная роль государства состоит в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование национальной инновационной системы России и развития инновационного предпринимательства.

Обобщенным показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности является доля страны на мировом (включая внутренний) рынке наукоемкой продукции. Доля России сейчас - около 0,3%.

Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспособность отечественной продукции.[16]

Основная задача на первом этапе (2000-2002г.г.) может быть сформулирована как "удержание позиций". Главным является воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках. При этом рыночные "ниши" могут быть расширены за счет активного импортозамещения. Инновации должны быть ориентированы, прежде всего, на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции. Основная проблема первого этапа - создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ перехода к инвестиционной стадии развития России. На этом этапе произойдет укрепление научно-технического потенциала; улучшение условий для развития легального предпринимательства и поддержки добросовестной конкуренции; стимулирование инвестиций в наиболее передовые и наиболее высокоспециализированные производства; развитие внутреннего спроса; внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.[20]

На втором этапе (2003-2007гг.) основным содержанием становится создание производств, реализующих новейший технологический уклад, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня. Результатом реализации этого этапа должно стать обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях - формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль.

Действия Правительства на этом этапе направлены на создание и совершенствование механизмов:

  • активизации "человеческого фактора";
  • привлечения в крупных масштабах частных инвестиций;
  • упорядочения защиты и использования объектов интеллектуальной собственности;
  • создания и поддержания необходимой инфраструктуры инновационного развития;
  • взаимодействия науки и производителя

Параллельно со снижением прямого участия государства в хозяйственной деятельности его роль в создании предпринимательского и инвестиционного климата в стране должна быть усилена. Уже к началу стадии инновационного развития средообразующая и информирующая функции государства станут основами регулирования инновационного развития.

На третьем, инновационном этапе развития (2007-2010г.г.) ключевыми являются государственная поддержка инновационной инфраструктуры, создание предпосылок переключения спроса на отечественные инновации, информационная поддержка промышленного производства, укрепление связей науки с производством.

Внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Внимание государства постепенно должно переключаться с "количественных" аспектов поддержки на "качественные".[3]

В соответствии с прогнозируемыми этапами и целями развития формулируются задачи, которые будут решаться в ближайшие десять лет. Основными задачами государственной инновационной политики должны стать:

  • координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;
  • сохранение и развитие научного и производственно- технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
  • выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
  • обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
  • создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
  • формирование и развитие внутреннего рынка;
  • внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды..

 

3.3 Необходимые изменения в законодательстве

Необходимо внести изменения в законодательство и правоприменительную практику, связанную с созданием действенного механизма правовой защиты инвестиций. Принять поправки в законы:

"Об инновационной деятельности  и государственной инновационной  политике", чтобы учесть и уточнить  концептуальные проблемы инновационного  процесса и его составляющих, субъектов и объектов инновационной  деятельности и решить концептуальные  вопросы инновационной и научно-технической  политики;

"О науке и государственной  научно-технической политике" (от 23.08.96, №127-ФЗ) - ввести в него механизм  отношений между субъектами научной  и научно-технической деятельности  и потребителями научно-технологической  продукции, которыми являются промышленные  предприятия различных форм собственности.

Разработать основные положения о национальной системе венчурного финансирования в рамках "Основных направлений развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (система венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы".

Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации №1132 от 29.09.98 и №982 от 2.09.99 в целях адекватной интерпретации отношений государства и создателя объектов интеллектуальной собственности и устранения препятствий к введению этих объектов в хозяйственный оборот.

Внести изменения в Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ15/2000, "Учет нематериальных активов") с целью уточнения порядка учета объектов интеллектуальной собственности и их амортизации, устранив различия относительно объектов интеллектуальной собственности, приобретенных за счет собственных средств и за счет средств бюджета.

Внести изменения в Закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности" от 26.05.91 №1488-1, Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 № 39-ФЗ и "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 №160-ФЗ с целью создания благоприятных условий для инвестирования средств в научную и инновационную деятельность.

Необходимо также ускорить принятие законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях и коммерческой тайне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В случае натуральной монополии, высочайшие неизменные и низкие предельные издержки не разрешают изготовить ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности.

Информация о работе Структурная политика