Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.
Введение 3
Глава 1. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права 5
1.1. Сущность и юридическая природа понятия авторского права 5
1.2. Принципы авторского права 7
Глава 2. Объекты и субъекты авторского права 14
2.1. Объекты авторского права 14
2.2. Субъекты авторского права 23
Заключение 31
Библиографический список 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Вятский государственный гуманитарный университет
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Киров
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Авторское право, как самостоятельный
институт Гражданского права
1.1. Сущность и юридическая природа понятия авторского права 5
1.2. Принципы авторского права
Глава 2. Объекты и субъекты авторского права 14
2.1. Объекты авторского права
2.2. Субъекты авторского права
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Издавна люди
стремились защитить и сохранить то, что они
считали необычным и исключительным. Со
временем цивилизация развивалась и росла
– появилось искусство, развилась техника,
люди научились красиво рисовать, петь,
снимать кинофильмы, писать гениальные
компьютерные программы. В последнее время
в отечественной и зарубежной прессе все'
чаще и чаще стали появляться статьи о
нарушении прав интеллектуальной собственности,
как правило, речь идёт о "пиратском"
аудио и видео рынке. Если верить исследованию,
подготовленному находящейся в Лондоне
Международной федерацией производителей
граммофонной продукции, то Россия сейчас
является мировым лидером по незаконным
продажам музыкальных записей. По данным
исследований этой организации, в 2002 году в России было продано
235 млн. штук таких записей на сумму более
435 млн. долларов. Всего в мире
в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,5
млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы
исследования учитывали продажи аудио
кассет, компакт дисков и долгоиграющих
пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире
по незаконным поставкам компакт дисков
занимает КНР, на которую приходится более
40 процентов сбыта таких записей. Кроме
того в России огромные темпы набирает
незаконный оборот безлицензионных
копий программных продуктов предназначенных
для вычислительной техники.
Не для кого не секрет что сегодня во многих
городах России за совершенно смехотворные
деньги (60. до 100 рублей) можно приобрести "пиратские"
копии программных продуктов фирм
"Microsoft", "Symantec" и многих других
известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один
пакет программ "Microsoft Office XP» стоит около
140 долларов США. Если подсчитать, то можно
понять, что реальный владелец авторских
прав теряет миллиарды долларов из-за
деятельности
Российских, Китайских и Болгарских производителей – "Пиратов". Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких "горе-производителей" давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас до недавнего времени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривала бы наказание за подобный вид противоправной деятельности.
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько па внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.
Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституция гарантирует
доступ граждан к культурным ценностям.1
Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.
Глава I. Авторское право, как самостоятельный институт Гражданского права.
Литературная, научная, художественная деятельность может быть избрана человеком в качестве основной профессии. Но существует самостоятельное творчество, которому люди посвящают время в часы досуга наряду с профессией иного рода, формы творческой деятельности могут быть разнообразны.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере литературы, науки, искусства, как и в других областях человеческой деятельности, подвержены правовому регулированию.
Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые сосредоточены в части четвертой Кодекса, посвященны охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.
Данная работа посвящена институту авторского и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Он также позволяет обеспечивать всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов и произведений как результата их творческой деятельности.
ГК РФ охраняет любое произведение литературы, науки, искусства независимо от его достоинства и назначения (Ст. 1225 ГК РФ). Данная норма имеет большое значение для развития творческой деятельности. Она гарантирует охрану прав начинающего автора и автора, долгие годы занимающегося творчеством
Ряд правовых норм авторского законодательства устанавливает порядок использования созданных произведений. Отношения автора и организации-пользователя строятся на основе авторского, авторского лицензионного договоров, которые требуют согласия автора. В определенных случаях произведение может быть использовано «свободно», т.е. без истребования согласия автора.
Издание, публичный
показ, публичное исполнение и другие
способы использования
Авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. Есть и другое значение понятия «авторское право». Оно может означать права, принадлежащие создателю произведения. Это понятие обозначают как авторское право в субъективном смысле. Конструкция субъективного авторского права не получила в юридической литературе единого толкования. Одни ученые-юристы считают, что создатели произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий.2
По мнению других ученых, за автором творческого произведения закреплены конкретные субъективные права, а о едином авторском праве в субъективном смысле речь может идти только условно.
Признавая, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, А.П. Сергеев обращает внимание на то, что законодатель использует термин «авторское право» в различных статьях закона в различном значении.3 Содержание данного термина, используемого законодателем, может быть установлено путем толкования закона.
1.2. Принципы Авторского права.
Правовое
регулирование любых
Анализ специфических принципов, которые присущи авторскому праву, показывает, что каждый исследователь включает разные элементы, свойственные теории и практике соответствующего периода развития государства. Юридическая литература прошлых лет содержит разное сочетание принципов авторского права. В.А. Попов предлагал включить в перечень принципов:
а) неотчуждаемость
авторства,
б) неповторимость творческого произведения;
в) неприкосновенность творческого произведения;
г) право авторского имени.5
М.Я. Кириллова составила иную систему принципов авторского права:
а) принцип свободы творчества;
б) принцип партийности науки, литературы и искусства;
в) принцип всемерной охраны прав и интересов автора;
г) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества.6
К специфическим принципам авторского права Г А. Свердлык относил:
а) принцип партийности произведений науки, литературы, искусства;
б) принцип творческой индивидуальности произведения;
в) принцип использования охраняемого авторским правом произведения лишь на основании договора;
г) принцип охраны неприкосновенности произведения автора.
Э.П. Гаврилов называл специфическими принципами авторского права:
а) наделение творца произведения - автора рядом исключительных личных неимущественных и имущественных правомочий;
б) не отчуждаемость личных неимущественных прав и ограниченную отчуждаемость имущественных правомочий;
в) правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с авторскими договорами;
г) нормирование авторского вознаграждения.
Названные выше принципы подверглись изменениям, некоторые из них ушли в прошлое, т.к. иной стала идеология государства и права.
Современную систему принципов авторского права можно составить из тех, которые прошли испытания временем и не подверглись сиюминутным интересам. Профессор Сергеев А.П. к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие:
а) принцип свободы творчества;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов;
г) принцип свободы авторского договора.7
Профессор Чернышева С.А. выделяла следующую систему принципов:
а) принцип свободы творчества;
б) принцип
договорного использования
в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;
д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов.8
Высказывая своё мнение по данному вопросу, мне хотелось бы сказать, что я не могу полностью разделить позицию столь именитых и уважаемых коллег, хотя их позиции схожи по содержанию. Мне кажется, что наиболее полной системой принципов авторского права, была бы система, которая объединяет взгляды Сергеева А.П. и Чернышевой С.А.:
а) принцип свободы творчества;
б) принцип
договорного использования
в) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества;
г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;
д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов;
е) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов.
Суть их такова:
Принцип свободы творчества позволяет автору самому определять интересующую его тему, форму будущего произведения, порядок его создания, а в дальнейшем возможность использования всеми дозволенными законом способами. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества как составная часть общего принципа социальной свободы личности гарантирована каждому гражданину России Конституцией РФ 1993 года (ст.44).