Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:12, реферат
Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Введение
Объекты и субъекты авторского права.
Заключение .
Список используемой литературы.
БЮИ
МВД РФ
ТЕМА
№3
Объекты
и субъекты авторского
права.
План:
Введение
Объекты и субъекты авторского права.
Заключение .
Список
используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Происхождение самого термина
«интеллектуальная
Родиной первых авторского и
патентного законов в их
Оценивая значение этих первых законов, следует отметить, что основной их целью было ограждение интересов издателей и промышленников. Как правило, именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.
Подход к авторскому и
Однако, как уже отмечалось, несмотря на свое широкое распространение, понятие интеллектуальной собственности практически сразу же с момента своего появления подверглось критике со стороны многих ученых. Противники данного понятия обычно указывали и продолжают подчеркивать в настоящее время, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются по своей сути авторские произведения и различные технические новшества; что в отличие от права собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве; что авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовых средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности стали подчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода, которая требует специального регулирования в виду ее нематериального характера2 , из-за того, что объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи3 .
Свое логическое завершение
Ко времени введения в
Окончательно термин «
Объекты
и субъекты авторского
права.
Действующее
законодательство не содержит легального
определения понятия объекта авторского
права, хотя указывает на те признаки,
которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться
правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
авторское право распространяется на
произведения науки, литературы и искусства,
являющиеся результатом творческой деятельности
независимо от назначения и достоинств
произведения, а также способа его выражения.
Кроме того, подчеркивается, что законом
охраняются как обнародованные произведения,
так и необнародованные произведения,
существующие в какой-либо объективной
форме.
Легальные критерии
охраноспособности
объектов авторского
права
Закон
устанавливает два общих
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.
При
этом объектом авторского права может
служить как произведение в целом,
так и его часть (включая его
название), которая удовлетворяет
названным критериям
Критерии
творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам1.
Разумеется, творчество — субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого — обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.
Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в постановлении № 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений».
В данном постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников не охраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий «творчество» и «самостоятельное создание» не вызывает сомнений.
В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.
С
точки зрения авторского права при
отсутствии плагиата, незаконного присвоения
любой результат умственной деятельности
признается творческим и подпадает
под авторско-правовую охрану. Необходимо
лишь, чтобы творчески самостоятельное
произведение отвечало второму критерию
— было выражено, т. е. существовало в какой-либо
объективной форме.
Объективная
форма произведения
Закон
предусматривает примерный
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
устная
(публичное произнесение, исполнение
и т. п.),
звуко-
или видеозапись (механическая, магнитная,
цифровая, оптическая и т п);
объемно-
При
этом под записью понимается фиксация
звуков и (или) изображений с помощью
технических средств в какой-
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.
Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет Поэт В Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.